Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8488
Скачиваний: 2
Органами предварительного следствия С. обвинялся в посягательстве на жизнь сотрудника милиции. Пермским областным судом его действия признаны применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК). Отклоняя протест прокурора об отмене приговора в связи с неправильной квалификацией содеянного, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в определении указала, что прямой умысел С. на лишение жизни сотрудника милиции не установлен. "Высказывание осужденного во время совершения хулиганства, что он всех порежет, в том числе и себя, не свидетельствует о прямом умысле на убийство Б., поскольку конкретно кому-либо убийством он не угрожал... Размахивал ножом, пытаясь закрыть дверь и не пустить сотрудников милиции в свою квартиру... Б. причинены легкие телесные повреждения в паху и на левой ушной раковине" <1>.
--------------------------------
<1> Определение ВС РФ от 30 сентября 1998 г.
В качестве обязательного признака в законе указаны мотив преступления - месть за деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и цель преступления - воспрепятствование (т.е. чинить препятствия - не допустить, прервать) законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего.
Преступление, совершенное по иным мотивам или с иной целью, образует соответствующее преступление против личности.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица от 14 до 16 лет, совершившего посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, подлежат квалификации по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.
Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК). Как и предыдущее посягательство, данное преступление является двухобъектным, что необходимо иметь в виду при юридической оценке деяния. Первым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность представителя власти, вторым - здоровье представителя власти.
Потерпевшим является представитель власти, понятие о котором содержится в примечании к ст. 318 УК, и его близкие. Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Понятие должностного лица дано в примечании 1 к ст. 285 УК.
Правоохранительными являются государственные органы, на которые законом возложена функция борьбы с правонарушениями и обеспечения законности. К ним относятся органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, Пограничной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, таможенные.
Система государственных органов, основная функция которых контроль за соблюдением законности, характеризуется как контролирующая. Она включает органы ветеринарного, государственного страхового надзора, иммиграционного, государственной налоговой службы, санитарно-эпидемиологического и др.
К иным лицам, о которых говорится в примечании к ст. 318 УК, относятся должностные лица, осуществляющие законодательную или исполнительную власть, наделенные властными полномочиями принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, не находящимися у них в подчинении, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы и др.) <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (п. 2) // Судебная практика по уголовным делам. С. 148.
Содержание понятия близких аналогично такому же значению понятия в составе преступления, предусмотренного ст. 317 УК.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется альтернативно указанными двумя деяниями: применение насилия, не опасного для жизни и здоровья; угроза применения насилия.
Понятие насилия, не опасного для жизни и здоровья, раскрывается в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое". Такое насилие охватывает побои или совершение иных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.) <1>.
--------------------------------
<1> Судебная практика по уголовным делам. С. 172.
По приговору Брянского областного суда П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК. Оставляя приговор без изменения, а кассационный протест прокурора без удовлетворения, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отметила, что потерпевшему С. был причинен удар кулаком, который не повлек причинения вреда здоровью. При таких обстоятельствах в действиях виновного отсутствуют признаки ч. 2 ст. 318 УК. Судом они правильно квалифицированы по ч. 1 этой статьи <1>.
--------------------------------
<1> БВС РФ. 2000. N 11. С. 9 - 10.
Угроза предполагает информационное воздействие на потерпевшего. Информационность угрозы предопределяет ее персонифицированность. Иначе говоря, она должна быть адресована конкретному лицу, изменения поведения которого добивается виновный таким образом, и это лицо способно воспринимать данную угрозу. В противном случае исключено воздействие на психику человека.
Содержание угрозы в законе не конкретизировано. Она охватывает угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением имущества и т.д., может быть высказана непосредственно потерпевшему или передана ему через третьих лиц.
При оценке реальности угрозы необходимо исходить из совокупности двух факторов: субъективного - ее восприятие потерпевшим; объективного - обстоятельств, характеризующих намерение виновного (способ выражения угрозы, личность виновного, его предшествующее поведение и т.п.).
Применение насилия или угроза его применения образуют состав рассматриваемого преступления только в том случае, если указанные деяния были совершены в связи с законной деятельностью представителя власти.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, отклоняя протест прокурора, считавшего, что действия Д. по ст. 318 УК квалифицированы необоснованно, так как сотрудник милиции В. не находился при исполнении служебных обязанностей, в определении указала, что для юридической оценки деяния не имеет значения, находился ли работник милиции на дежурстве или же по своей инициативе принял меры к пресечению преступления <1>.
--------------------------------
<1> Определение ВС РФ от 4 февраля 1998 г.
Насилие, обусловленное незаконными действиями представителя власти, не образует состава рассматриваемого преступления.
З., его жена, брат и мать в легкой степени опьянения ожидали электропоезд. Работники милиции К-ов и К-ой в нарушение положений ст. 11 Закона "О милиции", в которой дан исчерпывающий перечень оснований для проверки документов, потребовали предъявить удостоверения личности, а затем предложили пройти с ними в отдел внутренних дел. К-ов замахнулся на З. резиновой дубинкой. В ответ на это последний повалил милиционера на землю. Нецензурных выражений, оскорблений в адрес сотрудников милиции он не высказывал. Органами предварительного расследования З. был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК. Ростовский областной суд обоснованно оправдал его за отсутствием в его действиях указанного состава преступления. Судебная коллегия по уголовным делам РФ отклонила кассационный протест прокурора, указав, что ответственность по ст. 318 УК наступает тогда, когда насилие является противодействием законной деятельности представителя власти, в том числе работника милиции по охране общественного порядка. В этом же случае действия К-ва и К-го были незаконными <1>.
--------------------------------
<1> Определение ВС РФ от 8 апреля 1997 г.
Преступление считается оконченным с момента применения физического или психического насилия. Установление данного обстоятельства не зависит от того, выполнил ли представитель власти свои обязанности.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В качестве ее обязательных признаков выступают: цель совершения преступления - воспрепятствовать исполнению представителем власти должностных обязанностей; мотив - месть за их исполнение.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Лицо в возрасте от 14 до 16 лет в случае применения насилия в отношении представителя власти или его близких, в результате чего был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью, несет ответственность по ст. ст. 111 и 112 УК.
В ч. 2 ст. 318 УК предусмотрена ответственность за применение насилия, опасного для жизни и здоровья. Под указанным насилием понимается такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Опасным признается и насилие, которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни и здоровья (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29).
Верховный Суд РФ признал правильной квалификацию по ч. 2 ст. 318 УК действий С., который в целях воспрепятствования задержанию брата произвел четыре выстрела из ружья, одним из которых ранил сотрудника милиции <1>.
--------------------------------
<1> ВС РФ. Дело N 92-о05-11.
Причинение вреда здоровью любой тяжести охватывается ч. 2 ст. 318 УК, и дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности не требуется. Вместе с тем насилие, совершенное с особой жестокостью, издевательством или мучениями для представителя власти, в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, повлекшее тяжкий вред здоровью, образует совокупность преступлений, охватываемых ч. 2 ст. 318 и ч. ч. 2 или 3 ст. 111 УК.
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК). При совершении данного преступления управленческая деятельность представителей власти терпит урон, во-первых, в связи с подрывом авторитета того органа государственной власти, который они представляют; во-вторых, в связи с нарушением неприкосновенности их чести и достоинства.
Потерпевшим может быть только представитель власти, характеристика которого дана при анализе преступления, предусмотренного ст. 318 УК. Однако надо иметь в виду, что потерпевшими по рассматриваемому составу преступления не могут быть близкие представителя власти. Ответственность за их оскорбление наступает по ст. 130 УК. Оскорбление судьи, прокурора и др. в связи с проявленным неуважением к суду квалифицируется по ст. 297 УК.
Объективная сторона преступления характеризуется публичным оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Понятие оскорбления содержится в ст. 130 УК. Нормы, указанные в ст. ст. 130 и 319 УК, соотносятся между собой как общая и специальная. По правилам конкуренции уголовно-правовых норм в соответствии с ч. 3 ст. 17 УК при оскорблении представителя власти подлежит применению ст. 319 УК.
Оскорбление должно быть публичным. Публичность имеет место тогда, когда: а) оскорбительные действия совершаются в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти, представляемому потерпевшим (в противном случае не происходит умаления авторитета органа власти в глазах граждан); б) результаты действий, носящих оскорбительный характер, доведены до сведения неопределенного круга лиц (публики). Например, публичным признается оскорбление в общественных местах, с использованием средств массовой информации и т.п. Оскорбительные рисунки и подписи к ним, тексты подобного же характера также признаются публичным оскорблением.
При отсутствии признака публичности (т.е. при обстоятельствах, исключающих умаление авторитета государственной власти) ответственность наступает на общих основаниях.
Оскорбление представителя власти должно быть совершено при исполнении им своих обязанностей.
Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. К числу обязательных ее признаков относятся мотив и цель преступления.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Совершение оскорбления лицом, не достигшим указанного возраста, уголовно ненаказуемо.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК). Характеристика данного преступления в целом совпадает с характеристикой состава преступления, предусмотренного ст. 311 УК. Отличаются эти деяния социальной направленностью, следовательно, содержанием объекта и кругом потерпевших, а также субъективной стороной преступления.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступает управленческая деятельность, обеспечивающая безопасность жизни, здоровья, сохранность имущества лиц, взятых под защиту, а также лиц, осуществляющих ее. Предмет преступления - сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц.
Вопрос о потерпевшем в литературе раскрывается по-разному. Одни авторы расширительно толкуют содержание этого признака, относя к их числу не только лиц, названных в законе, но и любых других, которые могут пострадать из-за разглашения информации о мерах безопасности. Ряд специалистов исходит из круга лиц, в отношении которых применяются указанные меры: 1) должностные лица правоохранительного или контролирующего органа; 2) их близкие.
В результате нарушения конфиденциальности рассматриваемых сведений может быть причинен вред не только указанным двум категориям потерпевших, но и лицам, которые обеспечивают меры безопасности. К тому же в соответствии с Федеральным законом от 22 марта 1995 г. меры безопасности реализуются правоохранительными органами. Вред, причиняемый носителям управленческих функций, направлен на нарушение порядка управления. Следовательно, потерпевшими могут выступать: а) лица, подлежащие государственной охране; б) лица, осуществляющие эту охрану. По указанным обстоятельствам неправомерно включать в круг потерпевших посторонних лиц. Воздействие на них не может нарушить порядок управления. В случае причинения им вреда ответственность должна наступать на общих основаниях.
Объективная сторона характеризуется разглашением сведений о мерах безопасности соответствующих лиц. Согласно названному выше Закону для обеспечения защиты жизни и здоровья, сохранности имущества в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, их близких могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.