ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 11543
Скачиваний: 1
межнаÑионалÑной Ñозни, конÑликÑнÑÑ ÑиÑÑаÑий Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑÑаÑией
ÑÑÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ оÑÑжденнÑми, напÑÑженной аÑмоÑÑеÑÑ Ð¸ наÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð² ÑÑеде
ÑпеÑконÑингенÑа [1].
СледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо «джамааÑ» (Ð¾Ñ Ð°ÑабÑкого доÑловно «джамаа» â
обÑеÑÑво, обÑина, коллекÑив) â обÑединение гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¼ÑÑÑлÑман Ñ ÑелÑÑ
ÑовмеÑÑного изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñлама, ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑелигиознÑÑ Ð¾Ð±ÑÑдов, взаимо-
помоÑи, ÑегÑлÑÑного обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñобой. ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· знаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñлова, ни-
Ñего вÑÑ Ð¾Ð´ÑÑего за пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ñ ÑеловеÑеÑкого обÑежиÑиÑ, а Ñем более пÑоÑи-
возаконного в данном понÑÑии неÑ. Ðднако, как Ñже ÑказÑвалоÑÑ Ñанее,
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑазделÑÑÑ, либо даже клаÑÑиÑиÑиÑоваÑÑ Ð¾Ð±ÑÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÑÑпп
лиÑ, иÑповедÑÑÑÐ¸Ñ ÑазлиÑнÑе ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñлама, пÑи ÑÑом ÑодеÑжаÑÐ¸Ñ ÑÑ ÐУ.
ÐовоÑÑ Ð¾ ÑовеÑÑении ÑелигиознÑÑ Ð¾Ð±ÑÑдов (напÑимеÑ, намаза) в ÑпеÑиалÑ-
но обоÑÑдованной молелÑной комнаÑе ÐУ, в оÑведенное Ð´Ð»Ñ ÑÑого ÑаÑпо-
ÑÑдком Ð´Ð½Ñ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð³ÑÑппой оÑÑжденнÑÑ , иÑповедÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑадиÑионнÑй иÑ-
лам, ÑакÑиÑеÑки Ð¼Ñ Ñоже говоÑим о «джамааÑÐ°Ñ Â», однако в ÑÑом Ð½ÐµÑ Ð½Ð¸Ñего
пÑоÑивозаконного: ÑÑ. 28 ÐонÑÑиÑÑÑии РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии гаÑанÑиÑÑеÑ
пÑаво Ñвободного веÑоиÑÐ¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑеÑÑиÑоÑии наÑего гоÑÑдаÑÑÑва.
СовеÑÑенно дÑÑÐ³Ð°Ñ ÑиÑÑаÑÐ¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ, когда гÑÑппа мÑÑÑлÑман, Ñо-
деÑжаÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð² ÐУ, обÑединÑеÑÑÑ Ñ ÑелÑÑ ÑовмеÑÑного изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑадикалÑнÑÑ
оÑвеÑвлений иÑлама (напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð²Ð°Ñ Ñ Ð°Ð±Ð¸Ð·Ð¼Ð°), в данном ÑлÑÑае ÑеÑÑ Ñакже идеÑ
о «джамааÑÐ°Ñ Â», однако иÑповедÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ пÑопагандиÑÑÑÑÐ¸Ñ ÑадикалÑнÑÑ
идеологиÑ. Ð§Ð»ÐµÐ½Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ Â«ÑадикалÑнÑÑ Ð´Ð¶Ð°Ð¼Ð°Ð°Ñов» ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из
наиболее оÑганизованнÑÑ Ð¸ ÑплоÑеннÑÑ Ð³ÑÑпп из ÑиÑла лиÑ, ÑодеÑжаÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð²
меÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ. Ðе вÑе мÑÑÑлÑмане ÑÑиÑаÑÑÑÑ Ð¸Ñ ÑÑаÑÑниками, а
иÑклÑÑиÑелÑно Ñак назÑваемÑе ÑалаÑиÑÑ, Ñо еÑÑÑ ÑÑоÑонники «ÑиÑÑого» иÑ-
лама, или Ð²Ð°Ñ Ñ Ð°Ð±Ð¸ÑÑ.
Чем же Ñак пÑивлекаÑелен ÑалаÑизм Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑÑжденнÑÑ ? «С ÑоÑки зÑениÑ
идеологии Ð²Ð°Ñ Ñ Ð°Ð±Ð¸Ð·Ð¼Ð°, оÑбÑвание Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÑÑÑÑме â ÑÑо Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ в пленÑ
Ñ ÐºÑÑеÑов, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ñле оÑбÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Â«Ð´Ð¶Ð°Ð¼Ð°Ð°Ñов» Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð²ÑÑаÑÑ
на пÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð´Ð¶Ð°Ñ ÐµÐ´Ð¾Ð²Â», â поÑÑнил Ð . СÑлейманов, ÑÑководиÑÐµÐ»Ñ ÐÑиволжÑкого
ÑенÑÑа ÑегионалÑнÑÑ Ð¸ ÑÑноÑелигиознÑÑ Ð¸ÑÑледований. ÐопÑлÑÑноÑÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾-
гии иÑламÑкого ÑÑндаменÑализма в Ñголовной ÑÑеде обÑÑÑнÑеÑÑÑ Ñем, ÑÑо Ð²Ð°Ñ Ñ Ð°-
бизм оÑвеÑÐ³Ð°ÐµÑ ÑоÑиалÑнÑÑ Ð¸ÐµÑаÑÑ Ð¸Ñ ÑÑÑемного ÑообÑеÑÑва: Ð´Ð»Ñ Ð²Ð°Ñ Ñ Ð°Ð±Ð¸Ñов
Ð½ÐµÑ Â«Ð¼Ñжиков», «ÑÑаеÑов», «блаÑнÑÑ Â» â вÑе они «бÑаÑÑÑ». «ÐÑаÑÑÑ»-мÑÑÑлÑмане
Ð¾Ñ Ð¾Ñно идÑÑ Ð½Ð° конÑакÑ, поддеÑÐ¶Ð°Ñ ÑÐ°Ð·Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ð¾ веÑе, обÑÑÑнÑÑ Ð²Ñе пÑеимÑÑеÑÑва
иÑлама пеÑед дÑÑгими ÑелигиÑми, а Ñакже «ÑиÑÑого» иÑлама пеÑед оÑиÑиалÑ-
нÑм, гоÑÑдаÑÑÑвеннÑм [1].
РаÑÑиÑение ÑеÑÑÑÑной Ð±Ð°Ð·Ñ ÑеÑÑоÑиÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑÑкÑÑÑ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñак-
же вÑледÑÑвие ÑаÑпÑоÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑадикалÑнÑÑ ÑоÑм иÑлама ÑÑеди оÑÑжденнÑÑ ,
не пÑинадлежаÑÐ¸Ñ Ðº ÑÑноÑам, ÑÑадиÑионно иÑповедÑÑÑим иÑлам, Ñак назÑва-
емÑе неоÑиÑÑ. ÐÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкÑÑ Ð¾Ð±ÑабоÑÐºÑ ÑелигиознÑе ÑкÑÑÑемиÑÑÑ ÑÑи-
ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из пÑиоÑиÑеÑнÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ. РболÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев неоÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð±Ð¸-
ÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð· ÑиÑла Ð»Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ð³Ð¾ или ÑÑеднего возÑаÑÑа, заÑаÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð½Ð¾ÐºÑаÑно
ÑÑдимÑÑ Ð¸ не имеÑÑÐ¸Ñ ÑемÑи, ÑлабоволÑнÑÑ , занимаÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð¸Ð·Ñие позиÑии в
96
Ñголовной иеÑаÑÑ Ð¸Ð¸, ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÐ¸Ñ ÑадикалÑнÑй иÑлам как ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð»Ð¸Ñ-
ноÑÑного ÑазвиÑиÑ, легко поддаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑниÑ, наÑкозавиÑимÑÑ , коÑоÑÑÑ Ð²
поÑледÑÑÑем можно иÑполÑзоваÑÑ Ð² каÑеÑÑве ÑеÑÑоÑиÑÑов-ÑмеÑÑников или
ÑÑдовÑÑ Ð±Ð¾ÐµÐ²Ð¸ÐºÐ¾Ð² [3].
РоÑновном ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Â«ÑÑÑемнÑÑ Ð´Ð¶Ð°Ð¼Ð°Ð°Ñов» не огÑаниÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°ÑионалÑной
или ÑаÑовой пÑинадлежноÑÑÑÑ Ð¸ вклÑÑаÑÑ Ð² Ñвои ÑÑÐ´Ñ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей инÑÑ
ÑелигиознÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑеÑÑий и наÑионалÑноÑÑей, Ñ Ð¾ÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²ÐµÐ½ÑÑвÑÑÑие позиÑии в
даннÑÑ Ð¾Ð±ÑединениÑÑ Ð²Ñегда занимаÑÑ Ð²ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð¸Ð· Ðавказа или Ðлижнего
ÐоÑÑока. Ð ÑвÑзи Ñ ÑÑим Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð¾ÑÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñоблема, Ñак как неоÑиÑÑ Ð·Ð°Ñа-
ÑÑÑÑ ÑÑаÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑвиÑÑ ÑебÑ, Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑиÑÑ ÑÑаÑÑÑ Ð² «ÑÑÑемном
джамааÑе», и изнаÑалÑно гоÑÐ¾Ð²Ñ Ð½Ð° ÑамÑе кÑайние и непÑедÑказÑемÑе по-
ÑÑÑпки, ÑÑо по ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ -либо
пÑавонаÑÑÑений на ÑеÑÑиÑоÑии ÐУ, вплоÑÑ Ð´Ð¾ ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплений.
Также неоÑиÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко внеÑне, напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¾ÑÑаÑиваÑÑ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ñе
боÑодÑ, бÑеÑÑ ÑÑÑ, подвоÑаÑиваÑÑ ÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¸ Ñак далее. Ðни ÑÑановÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ
ÑвеÑеннÑми в Ñебе, Ñак как понимаÑÑ, ÑÑо ÑепеÑÑ ÑвлÑÑÑÑÑ ÑаÑÑÑÑ Â«Ð´Ð¶Ð°-
мааÑа» и Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ его заÑиÑой.
Рданном ÑлÑÑае ÑÑо далеко не полнÑй пеÑеÑÐµÐ½Ñ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов,
пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑÐ¸Ñ Ð² меÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ, ÑвÑзаннÑÑ Ñ ÑаÑпÑоÑÑÑанением ÑкÑ-
ÑÑемиÑÑÑкой идеологии. ÐзвеÑÑÐ½Ñ ÑлÑÑаи, когда ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Â«ÑадикалÑнÑÑ Ð´Ð¶Ð°Ð¼Ð°Ð°-
Ñов» Ñли на конÑликÑÑ Ñ Ð»Ð¸Ñами, имеÑÑими знаÑиÑелÑнÑй авÑоÑиÑÐµÑ Ð² Ñго-
ловно-пÑеÑÑÑпной ÑÑеде.
Так, по Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑов, ÑÑоÑонники ÑадикалÑного иÑлама
обÑÑно ÑживаÑÑÑÑ Ñ Ð¾ÑÑжденнÑми оÑÑиÑаÑелÑной напÑавленноÑÑи (пÑивеÑ-
женÑами «воÑовÑÐºÐ¸Ñ ÑÑадиÑий и идей») в ÐУ, пÑинÑÐ¸Ð¿Ñ Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ в Ñем Ñо
ÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸, напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¸ Ñе, и дÑÑгие имеÑÑ Ñвои опÑеделеннÑе пÑавила, «понÑÑиÑ»,
ÑоблÑдение коÑоÑÑÑ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑно Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ñленов гÑÑппÑ. Ðднако именно в
ÑÑом и кÑоеÑÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑное пÑоÑивоÑеÑие Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñми гÑÑппами: в пеÑвÑÑ
оÑеÑÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½Ð¾ ÑводиÑÑÑ Ðº ÑомÑ, ÑÑо в подавлÑÑÑем болÑÑинÑÑве одной гÑÑппÑ
не пÑÐ¸ÐµÐ¼Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð²ÑÑеÑказаннÑе пÑавила Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÑÑгой гÑÑппÑ.
ÐзвеÑÑÐ½Ñ ÑлÑÑаи, когда в камеÑе ÑледÑÑвенного изолÑÑоÑа либо камеÑаÑ
помеÑений камеÑного Ñипа, единÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼ÐµÑениÑÑ ÐºÐ°Ð¼ÐµÑного Ñипа, оÑÑÑдаÑ
иÑпÑавиÑелÑнÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ð¹ колиÑеÑÑвенно пÑеобладали лиÑа, иÑповедÑÑÑие
иÑлам, они ÑÑÑанавливали Ñам Ñвои пÑавила, напÑимеÑ, не пеÑепÑавлÑли в
дÑÑгÑÑ ÐºÐ°Ð¼ÐµÑÑ ÑигаÑеÑÑ. Ð ÑÑо Ñак назÑÐ²Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ Â«Ð´Ð¾Ñога», на коÑоÑой и оÑно-
вÑваеÑÑÑ Ð²Ñе ÑÑÑеÑÑвование в меÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ. Ðли, напÑимеÑ, иг-
ноÑиÑовали «ÑеÑение» Ñак назÑваемого «воÑа в законе», коÑоÑое в меÑÑаÑ
лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð²ÑполнÑеÑÑÑ Ð±ÐµÑпÑекоÑловно. ÐаÑаÑÑÑÑ Â«ÑÑÑемнÑе джа-
мааÑÑ» Ð¾Ñ Ð¾Ñно пÑинимаÑÑ Ð² Ñвои ÑÑÐ´Ñ Ð»Ð¸Ñ Ð¸Ð· ÑиÑла оÑÑжденнÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ð¼
ÑоÑиалÑнÑм ÑÑÑемнÑм ÑÑаÑÑÑом â ÑамÑÑ Ð¿ÑезиÑаемÑÑ Ð¸ низÑÑÑ ÐºÐ°ÑÑÑ
оÑÑжденнÑÑ . ÐÐ»Ñ ÑÐ°Ð¼Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑжденнÑÑ ÑÑо единÑÑвеннÑй ÑÐ°Ð½Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ
Ñвой ÑÑаÑÑÑ Ð¸ поднÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÑоÑиалÑной леÑÑниÑе, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð¸ Ð¾Ñ Ð¾Ñно пÑи-
нимаÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ Ð²ÐµÑÑ. Ð ÑиÑÑеме ÑенноÑÑей оÑÑжденнÑÑ , коÑоÑÑе пÑидеÑжи-
ваÑÑÑÑ Â«Ð²Ð¾ÑовÑÐºÐ¸Ñ ÑÑадиÑий и идей» Ñакое невозможно.
97
Ðе ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑÑавлÑÑÑ Ð±ÐµÐ· Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо в ÐУ ÑодеÑжаÑÑÑ Ð»Ð¸Ñа,
коÑоÑÑе до оÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑководили оÑганизованнÑми пÑеÑÑÑпнÑми гÑÑппами, в
Ñом ÑиÑле бандами, незаконнÑми вооÑÑженнÑми ÑоÑмиÑованиÑми. ÐÑа каÑего-
ÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑжденнÑÑ ÑÑÑемиÑÑÑ Ð¿ÐµÑенеÑÑи в пениÑенÑиаÑнÑе ÑÑÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑлеменÑÑ
ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¾ÑганизаÑионнÑÑ ÑÑÑÑкÑÑÑ, а Ñакже оказаÑÑ Ð²Ð»Ð¸Ñние на оÑновнÑÑ Ð¼Ð°ÑÑÑ
оÑÑжденнÑÑ . Ð ÑезÑлÑÑаÑе ÑÑого возникаÑÑ Ð½Ð°ÑионалÑно и Ñелигиозно окÑа-
ÑеннÑе конÑликÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»Ð¸Ð´ÐµÑами даннÑÑ ÐºÐ°ÑÑ, в оÑнове коÑоÑÑÑ â боÑÑба за
ÑÑеÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÐ½Ð¸Ñ [4].
Ðожно оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо даннÑе пÑеÑеденÑÑ Ñже пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð² меÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸Ñе-
Ð½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð¸ могÑÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑжелÑм поÑледÑÑвиÑм, наÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²Ðµ-
Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑов, вплоÑÑ Ð´Ð¾ ÑбийÑÑв, гÑÑпповÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ð¹, бÑнÑов, влекÑ-
ÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ·Ð¾ÑганизаÑÐ¸Ñ Ð½Ð¾ÑмалÑной деÑÑелÑноÑÑи ÐУ и ÑелÑÑ ÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑÑ
оÑганов ФСÐРРоÑÑии. Также Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑказаÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо не Ñак давно ÑаÑ-
пÑоÑÑÑанение ÑадикалÑнÑÑ ÑеÑений иÑлама в ÐУ пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾, как пÑавило, в
ÑÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ñ , Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð¸Ñлам ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑадиÑионной, ÑÑÑоÑвÑейÑÑ Ñелигией,
иÑповедÑемой подавлÑÑÑим ÑиÑлом наÑелениÑ. РнаÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ ÑикÑиÑÑ-
ÑÑÑÑ ÑакÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñак назÑваемÑÑ Â«ÑÑÑемнÑÑ ÑадикалÑнÑÑ Ð´Ð¶Ð°Ð¼Ð°Ð°-
Ñов» в ÑÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ñ , Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð¸Ñлам как ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑвлÑеÑÑÑ ÑвойÑÑвенной,
напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð² СибиÑи, на ÐалÑнем ÐоÑÑоке.
ÐÑе более ÑÑÑÑаÑаÑÑе звÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¾ ÑакÑÐ°Ñ ÑÑаÑÐ¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÑÑде
ÑлÑÑаев ÑкÑÑÑемиÑÑÑÐºÐ¸Ñ ÑÑеек и кÑиминалÑнÑÑ ÑообÑеÑÑв, напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿ÑÑем
пÑиÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ð´ÐµÑам ÑпомÑнÑÑÑÑ ÑÑеек воÑовÑÐºÐ¸Ñ ÑиÑÑлов либо поглоÑением
одной из гÑÑппиÑовок дÑÑгой. Рданном ÑлÑÑае ÑеÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑÑ Ð¶Ðµ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾Ð± ÑÑилении
авÑоÑиÑеÑа в Ñголовно-пÑеÑÑÑпной ÑÑеде и боÑÑбе за ÑÑеÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº в ме-
ÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ, Ñак и за Ð¸Ñ Ð¿Ñеделами.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог, ÑледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо в наÑÑоÑÑий пеÑиод вÑемени пÑоиÑ-
Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑволÑÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко кÑиминалÑной ÑÑбкÑлÑÑÑÑÑ Ð² меÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñво-
бодÑ, но и в Ñелом ее оÑганизаÑионно-ÑÑÑÑкÑÑÑнÑÑ ÑоÑм. РабоÑа по пÑоÑиво-
дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑпнÑм гÑÑппам в ÐУ, в Ñом ÑиÑле лиÑам оÑÑиÑаÑелÑной
напÑавленноÑÑи, пÑопагандиÑÑÑÑим «воÑовÑкие ÑÑадиÑии и идеи» Ñак же, как
и в оÑноÑении лиÑ, пÑопагандиÑÑÑÑÐ¸Ñ ÑкÑÑÑемиÑÑÑкÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ, вÑÑÑÑаи-
валаÑÑ Ð´ÐµÑÑÑилеÑиÑми в ÑазнÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑÑ . СейÑÐ°Ñ Ð¶Ðµ Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»Ñдаем жеÑÑ-
кое пÑоÑивоÑеÑие ÑазнÑÑ , на пеÑвÑй взглÑд не ÑвÑзаннÑÑ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом ÑиÑÑем,
а в некоÑоÑÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð¸Ñ ÑинÑез, ÑÑо, неÑомненно, ÑÑложнÑÐµÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ ÐºÐ°Ðº
ÑоÑÑÑдников ФСÐРРоÑÑии, Ñак и инÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑаниÑелÑнÑÑ Ð¾Ñганов. ÐÑлам-
ÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÐµÑли и не пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¾ÑовÑким поÑÑдкам, Ñо наÑинаеÑ
коÑеннÑм обÑазом изменÑÑÑ ÑложивÑиеÑÑ Ð²Ð¾ÑовÑкие ÑÑÑÑкÑÑÑÑ Ð² меÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸-
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ. УÑиÑÑÐ²Ð°Ñ ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо подобнÑе пÑеÑеденÑÑ Ñже пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ
в ÐУ, еÑÑÑ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÑÑ, ÑÑо Ð¸Ñ ÑиÑло бÑÐ´ÐµÑ ÑолÑко ÑвелиÑиваÑÑÑÑ, ÑÑо,
ÑооÑвеÑÑÑвенно, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð² пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ ÐºÐ°ÑдиналÑно пеÑе-
ÑмаÑÑиваÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´ к опеÑаÑивной ÑабоÑе в ÐУ. ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð° ÑазÑабоÑка новÑÑ
Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð², меÑодов, ÑоÑм и ÑпоÑобов пÑоÑиводейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñаким ÑвлениÑм, как
ÑаÑпÑоÑÑÑанение ÑадикалÑного иÑлама в ÐУ и его инÑегÑиÑование в Ñголовно-
пÑеÑÑÑпнÑÑ ÑÑедÑ.
98
СпиÑок лиÑеÑаÑÑÑÑ
1. ÐÑовкина Ð. Ð. ÐÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑиводейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑкÑÑÑемизмÑ
в ÑÑÑеждениÑÑ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии // ÐаÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ XVI ÐеждÑнаÑодной наÑÑно-
пÑакÑиÑеÑкой конÑеÑенÑии. Ð., 2015. С. 95â101.
2. СпаÑенников Ð. Ð., ЦаÑÑÑов Ð. Ð. ÐпеÑаÑивно-ÑозÑÑÐºÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð²
ÑÑеде оÑÑжденнÑÑ Ð·Ð° ÑовеÑÑение пÑеÑÑÑплений ÑкÑÑÑемиÑÑÑкого Ñ Ð°ÑакÑеÑа //
ÐÑолог: жÑÑнал о пÑаве. 2014. Т. 2. â 4. С. 58â63.
3.
СпаÑенников Ð. Ð., ЦаÑÑÑов Ð. Ð. ÐÑоÑиводейÑÑвие ÑаÑпÑоÑÑÑанениÑ
Ñелигиозной и ÑкÑÑÑемиÑÑÑкой идеологии в ÑÑÑеждениÑÑ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии //
ÐеÑÑн. междÑнаÑ. инÑÑиÑÑÑа ÑпÑавлениÑ. 2014. â 3â4 (127â128). С. 31â37.
4.
ÐавÑилов Ð. Ð. ТенденÑии пениÑенÑиаÑнÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплений, ÑовеÑÑаемÑÑ
иноÑÑÑаннÑми гÑажданами в РоÑÑийÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ÑпÑавиÑелÑнÑÑ // ÐвÑазийÑкий ÑоÑз
ÑÑенÑÑ . Режим доÑÑÑпа: http://qps.ru/Whfck (даÑа обÑаÑениÑ: 15.08.2017).
УÐÐ 343.1
ÐÐÐÐСÐÐ ÐÐСÐÐЬÐÐÐЧ ÐÐСÐÐÐÐ,
ÑÑаÑÑий пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ°ÑедÑÑ
Ñголовно-пÑоÑеÑÑÑалÑного пÑава и кÑиминалиÑÑики,
ÐладимиÑÑкий ÑÑидиÑеÑкий инÑÑиÑÑÑ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии,
г. ÐладимиÑ, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
e-mail: alexkicelev@yandex.ru;
ÐÐÐÐСÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐЧ Ð¥ÐТÐÐ,
ÑÑаÑÑий пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ°ÑедÑÑ
Ñголовно-пÑоÑеÑÑÑалÑного пÑава и кÑиминалиÑÑики,
ÐладимиÑÑкий ÑÑидиÑеÑкий инÑÑиÑÑÑ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии,
г. ÐладимиÑ, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
e-mail: hitevap@mail.ru
ÐÐТУÐÐЬÐЫРÐÐÐÐ ÐСЫ ÐСÐÐÐЬÐÐÐÐÐÐЯ Ð ÐÐУÐЬТÐТÐÐ
Ð ÐÐÐÐÐЫХ ÐÐÐ ÐÐÐ ÐЯТÐÐ Ð Ð ÐССÐÐÐÐÐÐÐÐÐ
ÐÐ ÐСТУÐÐÐÐÐÐ, СÐЯÐÐÐÐЫХ С ÐÐÐÐÐÐÐÐЫРÐÐÐÐ ÐТÐÐ
ÐÐÐ ÐÐТÐЧÐСÐÐÐ¥ СРÐÐСТРРÐСÐÐ¥ÐТРÐÐÐЫХ ÐÐЩÐСТÐ,
Ð ÐСÐÐ ÐÐÐТÐÐЬÐЫХ УЧРÐÐÐÐÐÐЯХ
ÐнноÑаÑиÑ:
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð¾ÑганизаÑионно-
ÑакÑиÑеÑкими и Ñголовно-пÑоÑеÑÑÑалÑнÑми оÑобенноÑÑÑми ÑаÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑаÑ-
ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплений, ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ñм обоÑоÑом наÑкоÑиÑеÑкиÑ
ÑÑедÑÑв и пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑопнÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑв в иÑпÑавиÑелÑнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ .
ÐлÑÑевÑе Ñлова:
ÑежимнÑе меÑопÑиÑÑиÑ, опеÑаÑивно-ÑозÑÑÐºÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑ-
ноÑÑÑ, ÑаÑÑледование пÑеÑÑÑплений, ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ñм обоÑоÑом наÑко-
ÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑедÑÑв и пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑопнÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑв в иÑпÑавиÑелÑнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ
ÐÑеÑÑÑпноÑÑÑ Ð² пениÑенÑиаÑнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ Ð½ÐµÑедкое Ñвление. ЧаÑÑо Ñо-
веÑÑаÑÑÑÑ ÑÑжкие пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² оÑноÑении, как пеÑÑонала, Ñак и оÑÑжденнÑÑ ,
побеги, Ð·Ð°Ñ Ð²Ð°ÑÑ Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¶Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð², пÑеÑÑÑплениÑ, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð½ÐµÐ·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ñм обоÑоÑом
наÑкоÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑедÑÑв и пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑопнÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑв, и дÑÑгие кÑиминалÑнÑе деÑниÑ.
ÐопÑоÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑкоÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑедÑÑв и пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑопнÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑв на
ÑежимнÑÑ ÑеÑÑиÑоÑÐ¸Ñ ÑÑÑеждений ФСÐРРоÑÑии на ÑегоднÑÑний Ð´ÐµÐ½Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ
Ñем акÑÑалÑнÑ. Ð ÑÑловиÑÑ ÑÑнкÑиониÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÐ½Ð¸ÑенÑиаÑного ÑÑÑеждениÑ
налиÑие наÑкоÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑедÑÑв и пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑопнÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑв, по наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ,
пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑазлиÑнÑм и подÑÐ°Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑеÑÑезнÑм наÑÑÑениÑм Ñежима оÑбÑва-
Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ, ÑÑо, в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к более ÑеÑÑезнÑм поÑлед-
ÑÑвиÑм (напÑимеÑ, неповиновение админиÑÑÑаÑии иÑпÑавиÑелÑного ÑÑÑежде-
ниÑ, ÑовеÑÑение оÑобо опаÑнÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплений и Ñ. д.). ÐкÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÑабоÑа опеÑа-
ÑивнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñазделений по вÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ пÑеÑеÑениÑ, как каналов поÑÑавки, Ñак
и конкÑеÑнÑÑ Ð¾ÑÑжденнÑÑ , ÑбÑваÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑпоÑÑеблÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑкоÑиÑеÑкие
©
ÐиÑелев Ð. Ð., ХиÑев Ð. Ð., 2017
100