ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 11576
Скачиваний: 1
Ð ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, Ð. Ð. СолÑнкина вÑÐ´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÐµÑ ÑледÑÑÑие ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¾Ñганиза-
Ñии пÑоÑеÑÑионалÑной подгоÑовки компеÑенÑного ÑпеÑиалиÑÑа:
«â
вÑÑ Ð¾ÑганизаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑного пÑоÑеÑÑа (ÑодеÑжание ÑÑебнÑÑ Ð´Ð¸Ñ-
Ñиплин и вÑÐµÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² пÑакÑик, инÑоÑмаÑионнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ и ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкие
ÑÑедÑÑва обÑÑениÑ) Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿ÑакÑико-оÑиенÑиÑованной напÑавленноÑÑÑÑ.
â
знакомÑÑво ÑÑÑденÑа Ñ ÑеалÑной пÑоизводÑÑвенной ÑиÑÑаÑией бÑÐ´ÐµÑ Ð¾ÑÑ-
ÑеÑÑвлÑÑÑÑÑ Ð´Ð¾ его вÑÑ Ð¾Ð´Ð° на пÑакÑикÑ» [8, Ñ. 82].
Ð Ñвоем диÑÑеÑÑаÑионном иÑÑледовании Ð . Ð. ÐджимÑллаева обоÑновÑваеÑ
педагогиÑеÑкие ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÑÑÑекÑивноÑÑи пÑакÑико-оÑиенÑиÑованнÑÑ Ð¼ÐµÑодов обÑ-
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² пÑоÑеÑÑе пÑоÑеÑÑионалÑной подгоÑовки ÑледоваÑелей в вÑзе ÐÐРРоÑÑии:
«â
пÑивлеÑение к пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð½ÑÑий ÑпеÑиалиÑÑов из
ÑледÑÑвеннÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñазделений ÐÐÐ;
â
поÑÑоÑнное ÑазвиÑие ÑÑебно-меÑодиÑеÑкой маÑеÑиалÑной базÑ,
â
ÑазÑабоÑка и накопление пÑакÑико-оÑиенÑиÑованнÑÑ Ð¼ÐµÑодиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¼Ð°-
ÑеÑиалов;
â
оÑганизаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð¼ÐµÐ½Ð° опÑÑом пÑеподаваÑелей каÑÐµÐ´Ñ ÑпеÑиализиÑован-
нÑÑ Ð¸ обÑеобÑазоваÑелÑнÑÑ Ð´Ð¸ÑÑиплин по иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑико-
оÑиенÑиÑованнÑÑ Ð¼ÐµÑодов;
â
обогаÑение кÑиÑеÑиев оÑенки ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾ÑовленноÑÑи кÑÑÑанÑов и де-
ÑÑелÑноÑÑи пÑеподаваÑелей, вклÑÑаÑÑий кÑиÑеÑий иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑико-
оÑиенÑиÑованнÑÑ Ð¼ÐµÑодов обÑÑениÑ;
â
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² оÑÐµÐ½ÐºÐ°Ñ Ð¸ ÑамооÑÐµÐ½ÐºÐ°Ñ ÐºÑÑÑанÑов и пÑепо-
даваÑелей позиÑии пÑоÑеÑÑионала [1, Ñ. 7].
ÐнализиÑÑÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкие ÑÑловиÑ, ÑпоÑобÑÑвÑÑÑие ÑеализаÑии пÑакÑи-
ко-оÑиенÑиÑованнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ обÑÑениÑ, внедÑÑемÑÑ Ð² академиÑеÑкÑÑ Ð¾Ð±Ñа-
зоваÑелÑнÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ, нами бÑли оÑмеÑÐµÐ½Ñ Ñе, коÑоÑÑе, по наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½Ðµ-
Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑаÑÑо вÑÑÑеÑаÑÑÑÑ Ð² педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ÑÑледованиÑÑ Ð¿Ð¾ÑледниÑ
леÑ: УвелиÑение колиÑеÑÑва ÑÑебнÑÑ ÑаÑов на пÑакÑиÑеÑкие занÑÑиÑ; ФоÑмиÑо-
вание пÑоÑеÑÑионалÑного ÑамооÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑаемÑÑ ; ÐнÑегÑаÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑилÑнÑÑ
ÑÑебнÑÑ Ð´Ð¸ÑÑиплин; ÐÑполÑзование акÑивнÑÑ Ð¼ÐµÑодов обÑÑениÑ; ÐоделиÑова-
ние ÑиÑÑаÑий макÑималÑно пÑиближеннÑÑ Ðº ÑеалÑнÑм ÑÑловиÑм пÑоÑеÑÑио-
налÑной деÑÑелÑноÑÑи.
С ÑелÑÑ ÑÑеÑа влиÑÐ½Ð¸Ñ Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð¼ÑÑвенной ÑпеÑиализаÑии нами Ñакже бÑли
ÑаÑÑмоÑÑÐµÐ½Ñ ÑезÑлÑÑаÑÑ Ð¸ÑÑледований, ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð¿ÑоблемаÑикой ÑовеÑÑен-
ÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑной подгоÑовки кÑÑÑанÑов в ÐУÐÐ°Ñ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии.
Ð. Ð. ÐиÑелев вÑделÑÐµÑ ÑледÑÑÑие педагогиÑеÑкие ÑÑловиÑ: ÑоÑмиÑование Ñ
ÑлÑÑаÑелей моÑиваÑии к ÑвоÑÑеÑкой ÑÑебной деÑÑелÑноÑÑи; ÑÑимÑлиÑование
ÑвоÑÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð² к ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑебнÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ, пÑиближеннÑÑ Ðº ÑеалÑной об-
ÑÑановке в пениÑенÑиаÑнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ [6, Ñ. 8].
Ð. Ð. ÐовÑÑненко вÑделÑÐµÑ ÑледÑÑÑие педагогиÑеÑкие ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑио-
налÑно-педагогиÑеÑкого ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑÑÑанÑов в ведомÑÑвенном обÑазоваÑелÑ-
ном ÑÑÑеждении, вклÑÑаÑÑие: ÑÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑÐ¸Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑинÑипов (гÑмани-
заÑии, демокÑаÑизаÑии, ÑелоÑÑноÑÑи, пÑоÑеÑÑионалÑной ÑелеÑообÑазноÑÑи, поли-
ÑÐµÑ Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð°); пÑизнание ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑи кÑÑÑанÑа как Ñели и ÑезÑлÑÑаÑа ÑÑебно-
256
воÑпиÑаÑелÑного пÑоÑеÑÑа; индивидÑалÑнÑй Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´; кооÑдинаÑÐ¸Ñ ÑÑилий ÑÑково-
дÑÑего, ÑÑÑоевого и пÑоÑеÑÑоÑÑко-пÑеподаваÑелÑÑкого ÑоÑÑавов обÑазоваÑелÑного
ÑÑÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ оÑганизаÑии и пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑно-педагогиÑеÑкого
обÑÑениÑ, воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ лиÑноÑÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ ÐºÑÑÑанÑов [7, Ñ. 10].
Ð. Ð. ÐваÑко оÑноÑÐ¸Ñ Ðº педагогиÑеÑким ÑÑловиÑм ÑеализаÑии модели
адапÑаÑии кÑÑÑанÑов к обÑазоваÑелÑной ÑÑеде вÑза ФСÐРРоÑÑии ÑледÑÑÑие:
ÑеализаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑного пÑоÑеÑÑа вÑза ФСÐРРоÑÑии на оÑнове ÑÑеÑа оÑо-
бенноÑÑей акÑÑалÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ ÐºÑÑÑанÑа, ÑÑебований и ожиданий обÑазова-
ÑелÑной ÑÑÐµÐ´Ñ Ð²Ñза; ÑеализаÑÐ¸Ñ ÑазнообÑазнÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑей обÑазоваÑелÑной
ÑÑÐµÐ´Ñ Ð²Ñза ФСÐРРоÑÑии Ð´Ð»Ñ ÑамоÑеализаÑии лиÑноÑÑи кÑÑÑанÑа в ÑÑебной,
внеÑÑебной и ÑлÑжебной деÑÑелÑноÑÑи; ÑоÑмиÑование и поддеÑжание благо-
пÑиÑÑного ÑоÑилÑно-пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого климаÑа в кÑÑÑанÑÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑÐ¸Ð²Ð°Ñ ,
ÑнÑÑÐ¸Ñ Ð°Ð´Ð°Ð¿ÑаÑионнÑÑ Ð±Ð°ÑÑеÑов, ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÑием ÑÑбоÑдинаÑии; ÑоÑ-
миÑование моÑиваÑии к ÑÑебной, внеÑÑебной и ÑлÑжебной деÑÑелÑноÑÑи кÑÑ-
ÑанÑов [4, Ñ. 8].
Ð. Ð. ÐгоÑин вÑÐ´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÐµÑ ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÑеализаÑии модели пÑоÑеÑÑиогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð¸Ð½-
ÑпекÑоÑа оÑдела Ð¾Ñ ÑанÑ:
â
ÑазвиÑие и ÑкÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑенноÑÑнÑÑ Ð¼Ð¾Ñивов ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑио-
налÑного инÑеÑеÑа ÑеÑез ÑовеÑÑенÑÑвование Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑв лиÑноÑÑи;
â
введение новÑÑ ÐºÑиÑеÑиев опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÑÑигнÑÑого ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑио-
налÑной компеÑенÑноÑÑи инÑпекÑоÑа оÑдела Ð¾Ñ ÑанÑ, ÑÑоÑмÑлиÑованнÑÑ Ð² его
квалиÑикаÑионной Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑике;
â
оÑганиÑеÑкое единÑÑво и поÑледоваÑелÑное пÑименение ÑпеÑкÑÑÑов «ÐÑ-
ганизаÑÐ¸Ñ Ñежима и Ð¾Ñ ÑÐ°Ð½Ñ Ð² иÑпÑавиÑелÑнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ Â», «ÐÑобенноÑÑи
оÑганизаÑии ÑлÑÐ¶Ð±Ñ ÐºÐ°ÑаÑлов по Ð¾Ñ Ñане и конвоиÑованиÑ», «ÐÑоÑеÑÑионалÑ-
Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ð½ÑпекÑоÑов оÑдела Ð¾Ñ ÑанÑ» и вÑÐµÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² пÑакÑики (ÑÑебной,
пÑоизводÑÑвенной, пÑеддипломной);
â
ее пÑиближенноÑÑÑ Ðº ÑÑловиÑм ÑеалÑной пÑоÑеÑÑионалÑной деÑÑелÑно-
ÑÑи инÑпекÑоÑов, акÑивное иÑполÑзование ÑовÑеменнÑÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾-
логий, педагогиÑеÑкого маÑÑеÑÑÑва пÑеподаваÑелей и ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ ÑÑебно-
маÑеÑиалÑной базÑ, пÑименÑемой на занÑÑии [5, Ñ. 9].
Ð. Ð. ÐиÑенок вÑÑвлÑÐµÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкие ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼Ñника-
Ñивной компеÑенÑии Ñ ÐºÑÑÑанÑов вÑза и повÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑекÑивноÑÑи ÑÑого пÑоÑеÑÑа:
ÑазвиÑие Ñ ÐºÑÑÑанÑов поÑÑебноÑÑи ÑаÑÑиÑиÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑнÑе Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ком-
мÑникаÑивнÑе ÑпоÑобноÑÑи; опоÑÑ Ð½Ð° ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ ÑабоÑÑ ÐºÑÑÑанÑов; ÑвоÑ-
ÑеÑкий Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¹ Ð´Ð»Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑной ÑабоÑÑ Ð¸ Ð¸Ñ Ð²Ð°ÑиаÑивноÑÑÑ; инÑегÑа-
ÑÐ¸Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑной ÑабоÑÑ ÐºÑÑÑанÑов Ñ Ð¾Ð¿ÑÑом иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑовÑеменнÑÑ
педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ , пÑоÑеÑÑионалÑнÑÑ Ð¸ инÑоÑмаÑионнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹; взаимо-
ÑвÑÐ·Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°ÑелÑной моÑиваÑии и коммÑникаÑивной акÑивно-
ÑÑи лиÑноÑÑи; лиÑноÑÑнÑе каÑеÑÑва пÑеподаваÑелÑ, ÑоздаÑÑего ÑвоÑÑеÑкÑÑ Ð°Ñ-
моÑÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑникаÑивной компеÑенÑии;
изÑÑение диÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Ð² ÑоÑмаÑе модÑлÑно-ÑейÑинговой ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ [3, Ñ. 10].
ÐнализиÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³, Ð¼Ñ Ð¿ÑиÑли к вÑводÑ, ÑÑо в ÑабоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑледниÑ
Ð»ÐµÑ Ð¿ÑакÑиÑеÑки не иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ñамой обÑазоваÑелÑной ÑÑÐµÐ´Ñ Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð¼-
257
ÑÑвенного ÐУÐа, ÑеÑÑÑÑÑ Â«Ð¿ÑоизводÑÑвенной базÑ» ÑÑÑеждений УÐС, возмож-
ноÑÑи пÑивлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑÑебнÑм занÑÑиÑм пÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑабоÑников, не ÑазÑабо-
Ñана Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ Ð²ÑпÑÑкника (ÑÑо должен ÑмеÑÑ Ð¸ Ñем владеÑÑ Ð²ÑпÑÑкник в ÑÑлови-
ÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÑнизаÑии ÐТСÐРобÑекÑов УÐС?), не опиÑÐ°Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ñ Ðº ÑеализаÑии
инÑегÑаÑивнÑÑ ÑвÑзей когниÑивного поÑенÑиала диÑÑиплин ÑпеÑиализаÑии (ал-
гоÑиÑÐ¼Ñ ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ важнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑнÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ).
УÑиÑÑÐ²Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑнÑй опÑÑ Ð°Ð²ÑоÑа в пÑоведении пилоÑажнÑÑ ÑкÑпеÑименÑов
по обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовÑеменнÑм ÐТСÐÐ, мнение пÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑабоÑников, мÑ
пÑиÑли к вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо повÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑекÑивноÑÑи данного пÑоÑеÑÑа бÑ-
Ð´ÐµÑ ÑпоÑобÑÑвоваÑÑ ÑледÑÑÑий ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑловий:
1
. ÐеÑвÑм Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñм ÑÑловием, без коÑоÑого невозможно ÑеализоваÑÑ
поÑледÑÑÑие, ÑвлÑеÑÑÑ Ñоздание пÑакÑико-оÑиенÑиÑованной ÑÑÐµÐ´Ñ Ð² вÑзе ФСÐÐ.
ÐÑакÑико-оÑиенÑиÑованнÑÑ ÑÑÐµÐ´Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑазделиÑÑ Ð½Ð° внеÑнÑÑ Ð¸ внÑÑ-
Ñенней ÑÑедÑ, вклÑÑаÑÑие в ÑÐµÐ±Ñ ÑледÑÑÑие ÑÑÑÑкÑÑÑнÑе ÑлеменÑÑ: ÑпеÑи-
алÑно оÑганизованнÑе вÑезднÑе занÑÑиÑ; ÑÑебно-лабоÑаÑоÑÐ½Ð°Ñ Ð±Ð°Ð·Ð° вÑза; Ñи-
ÑÑема ÑегÑлÑÑной конÑÑлÑÑаÑивной поддеÑжки кÑÑÑанÑов; Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾-
дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñ ÑÑÑеждениÑми паÑÑнеÑами.
ÐнÑÑÑеннÑÑ ÑÑеда â ÑÑо деÑÑелÑноÑÑÑ ÑÑебного оÑдела, вÑпÑÑкаÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ°-
ÑÐµÐ´Ñ Ð¿Ð¾ оÑганизаÑии ÑазлиÑнÑÑ Ð¼ÐµÑопÑиÑÑий (ÑÑебнÑÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑий, ÑÑебнÑÑ Ð¿Ñак-
Ñик и дÑ.) в ÑелÑÑ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑико-оÑиенÑиÑованного изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑи-
плин ÑпеÑиализаÑии. ÐнеÑнÑÑ ÑÑеда â ÑÑо ÑовокÑпноÑÑÑ ÑÑÑеждений паÑÑнеÑов
ÑÑебного заведениÑ, ÑозданнÑÑ Ð½Ð° Ð¸Ñ Ð±Ð°Ð·Ðµ ÑÑебнÑÑ ÑабоÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ, пÑакÑиÑеÑкиÑ
ÑабоÑников ÑÑÑеждений ÑÑаÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð² ÑÑебном пÑоÑеÑÑе.
Ð ÑÑловиÑÑ Ð¿ÑакÑико-оÑиенÑиÑованной ÑÑÐµÐ´Ñ Ð¿ÑеподаваÑÐµÐ»Ñ ÑÑебной диÑÑи-
Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Â«ÐнженеÑно-ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкие ÑÑедÑÑва Ð¾Ñ ÑÐ°Ð½Ñ Ð¸ надзоÑа» Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ
ÑеÑаÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑнÑе пÑакÑиÑеÑкие задаÑи по акÑÑализаÑии Ñвоего пÑоÑеÑÑионалÑно-
го опÑÑа и ÑÑебнÑе задаÑи по его пÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² пÑоÑеÑÑе подгоÑовки ÑпеÑиалиÑÑа.
Ð Ðкадемии ФСÐРРоÑÑии пÑимениÑелÑно к изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑебной диÑÑипли-
Ð½Ñ Â«ÐТСÐл ÑеализÑÑÑÑÑ ÑпеÑиалÑно оÑганизованнÑе меÑопÑиÑÑÐ¸Ñ Ð² пÑакÑи-
ко-оÑиенÑиÑованной ÑÑеде â ÑÑо вÑезднÑе пÑакÑиÑеÑкие 4 ÑаÑовÑе ÑÑебнÑе за-
нÑÑÐ¸Ñ Ð¸ внеÑÑебнÑе пÑакÑики, оÑганизÑемÑе ÑÑебнÑм оÑделом, ÑенÑÑом пÑак-
ÑиÑеÑкого обÑÑениÑ, каÑедÑой оÑганизаÑии Ñежима и надзоÑа в УÐС в ÐÐ-2,
СÐÐÐ-1, ÐÑдел конвоиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð£Ð¤Ð¡ÐРпо Ð ÑзанÑкой облаÑÑи. ÐланиÑование и
ÑемаÑика вÑезднÑÑ Ð¿ÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð½ÑÑий иниÑииÑÑÑÑÑÑ Ð¿ÑеподаваÑелÑми ве-
дÑÑими диÑÑиплинÑ.
Ð ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð²Ð½ÐµÑÑебной пÑакÑики, кÑÑÑанÑÑ ÐµÐ¶ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾, ÑоглаÑно плана-
гÑаÑика, поÑеÑаÑÑ ÑÑÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð£ÐС Ð ÑзанÑкой облаÑÑи, где помогаÑÑ ÑоÑÑÑд-
никам неÑÑи ÑлÑÐ¶Ð±Ñ ÑаÑÐ¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑлÑÑа ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкими ÑÑедÑÑвами
Ð¾Ñ ÑÐ°Ð½Ñ (надзоÑа), ÑÑаÑÑвÑÑÑ Ð² пÑоведении ежедневного ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого обÑлÑ-
Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐТСÐÐ.
УÑебно-лабоÑаÑоÑÐ½Ð°Ñ Ð±Ð°Ð·Ð° вÑза, пÑедÑÑавлÑÐµÑ ÑÑебнÑе ÑабоÑие меÑÑа: Ñа-
Ñового пÑлÑÑа ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкими ÑÑедÑÑвами Ð¾Ñ ÑанÑ, ÑаÑового пÑлÑÑа
ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкими ÑÑедÑÑвами надзоÑа. УÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑнаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð±Ð¸Ð½ÐµÑов и
лабоÑаÑоÑий, должен бÑÑÑ Ð¼Ð°ÐºÑималÑно пÑиближен к ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð¾ÑнаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñ-
258
пÑавиÑелÑнÑÑ ÑÑÑеждений, и позволÑÐµÑ Ð²ÑполнÑÑÑ Ð¾ÑновнÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð´ÐµÑÑелÑно-
ÑÑи ÑпеÑиалиÑÑа (в наÑем ÑлÑÑае дежÑÑного помоÑника наÑалÑника колонии,
наÑалÑника каÑаÑла).
ÐзаимодейÑÑвие Ñ ÑÑÑеждениÑми УÐС обеÑпеÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐºÐ°ÑеÑÑво подгоÑовки
вÑпÑÑкников и ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑеподаваÑелей пÑоÑеÑÑионалÑ-
но-педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑенÑий. ФоÑмиÑование ÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑенÑий пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
в ÑезÑлÑÑаÑе лиÑноÑÑного обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑкими ÑабоÑниками ÑÑÑеждений
УÐС, меÑодиÑеÑкой ÑабоÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑабоÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ, ознакомлением Ñ Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ
вводимÑми в ÑкÑплÑаÑаÑÐ¸Ñ ÑовÑеменнÑми ÐТСÐÐ, обÑÑением и воÑпиÑанием
бÑдÑÑÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑов УÐС.
2.
ÐÑоÑÑм ÑÑловием ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÑивлеÑение к пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑкиÑ
вÑезднÑÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑий ÑпеÑиалиÑÑов подÑазделений инженеÑно-ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого обеÑ-
пеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑÑ Ð¾Ñганов, иÑпÑавиÑелÑнÑÑ ÑÑÑеждений, ÑледÑÑвеннÑÑ
изолÑÑоÑов, оÑделов по конвоиÑованиÑ. РидеалÑном ÑлÑÑае ÑÑо должен бÑÑÑ
ÑпеÑиалÑно назнаÑеннÑй ÑÑководÑÑвом ÑÑÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑÑÑдник из ÑиÑла инже-
неÑов или ÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð², вклÑÑеннÑй в ÑаÑпиÑание ÑÑебнÑÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑий.
Ðполне понÑÑно, ÑÑо ÑпеÑиалиÑÑ-пÑакÑик гоÑаздо лÑÑÑе, Ñем пÑеподава-
ÑелÑ, Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Â«Ñвое» ÑÑÑеждение, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð¸ показаÑÑ Ð¾ÑобенноÑÑи обо-
ÑÑÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐТСÐРввеÑенного ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑекÑа.
Ðн вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¿Ñоводником и оÑганизаÑоÑом ÑÑебного занÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑеÑÑиÑо-
Ñии ÑÑÑеждениÑ, дополнÑÐµÑ Ð¸ конкÑеÑизиÑÑÐµÑ ÑаÑÑказ пÑеподаваÑелÑ, ÑвлÑеÑÑÑ
ÑÑдÑей поÑледней инÑÑанÑии в ÑазÑеÑении ÑпоÑнÑÑ ÑиÑÑаÑий, возникаÑÑÐ¸Ñ Ð²
пÑоÑеÑÑе пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑенингов. ÐÑе одно немаловажное пÑеимÑÑеÑÑво â воз-
можноÑÑÑ Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑебной гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð½Ð° ÑаÑÑи (одновÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑабоÑа пÑеподава-
ÑÐµÐ»Ñ Ð¸ ÑоÑÑÑдника ÑÑÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑазнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ð°Ñ ).
3
. С ÑелÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑезÑлÑÑаÑивноÑÑи пÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑодов пÑакÑико-
оÑиенÑиÑованного обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐТСÐÐ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ изменение в оÑÐµÐ½ÐºÐ°Ñ Ð¸ Ñамо-
оÑÐµÐ½ÐºÐ°Ñ ÐºÐ°Ðº кÑÑÑанÑов, Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñии ÑÑаÑегоÑÑ, на позиÑÐ¸Ñ ÑоÑÑÑдника ÑÑÑежде-
Ð½Ð¸Ñ Ð£ÐС. ÐÑÑледоваÑелÑми (JI. T. ÐоÑодавко, Ф. Ð. ÐабиÑов, A. A. ÐеÑбиÑкий)
неоднокÑаÑно оÑмеÑалоÑÑ, ÑÑо пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑаÑÑегоÑÑ Ð¸ Ñабо-
ÑаÑÑего ÑпеÑиалиÑÑа ÑÑÑеÑÑвенно оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñобой. ÐÑли Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑа-
ÑÑегоÑÑ Ð² пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð° (как Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñамого, Ñак и в оÑенке педагога
и ÑокÑÑÑников) ÑÑпеваемоÑÑÑ, инÑми Ñловами ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеоÑеÑиÑеÑким
маÑеÑиалом, Ñо Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионала Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑкие ÑпоÑобноÑÑи, Ñмение
оÑиенÑиÑоваÑÑÑÑ Ð² окÑÑжаÑÑей обÑÑановке, пÑинимаÑÑ Ð¿ÑавилÑнÑе ÑеÑениÑ.
УÑÐµÐ±Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¸ÑÑиплина «ÐТСÐл изÑÑаеÑÑÑ Ð² 8 и 9 ÑемеÑÑÑÐ°Ñ . Ðа ÑеÑвеÑÑом
кÑÑÑе пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑвое ÑеалÑное знакомÑÑво Ñо ÑпеÑиалÑноÑÑÑÑ Ð² пеÑиод
пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑебной пÑакÑики. ÐÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑÑÑанÑов пÑиÑÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑÐµÑ Ðº диÑ-
Ñиплинам ÑпеÑиализаÑии, инÑенÑивно ведеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¸Ñк оÑвеÑов на вопÑоÑÑ, воз-
никÑие в Ñ Ð¾Ð´Ðµ пÑакÑики.
ÐÑÑÑй кÑÑÑ, пеÑÑпекÑива ÑкоÑого оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñза ÑоÑмиÑÑÐµÑ ÑеÑкие пÑак-
ÑиÑеÑкие ÑÑÑановки на бÑдÑÑий Ñод деÑÑелÑноÑÑи. ÐÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе, ÑÑано-
вÑÑиеÑÑ Ð²Ñе более акÑÑалÑнÑми ÑенноÑÑи, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð±ÑдÑÑей занимаемой
должноÑÑÑÑ, маÑеÑиалÑнÑм положением.
259
ÐадаÑа пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ð¹Ñи оÑвеÑÑ Ð½Ð° ÑÑи вопÑоÑÑ, подвеÑÑи кÑÑÑанÑа к
оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑи обеÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´Ð·Ð¾Ñа и Ð¾Ñ ÑÐ°Ð½Ñ Ð½Ð° обÑекÑÐ°Ñ Ð£ÐС Ñеловеко-
маÑиннÑм ÑпоÑобом, наÑÑиÑÑ Ð¾ÑиенÑиÑоваÑÑÑÑ Ð² опеÑаÑивной обÑÑановке на
оÑнове даннÑÑ Ð´Ð¸ÑÑанÑионного ÑлекÑÑонного наблÑдениÑ, даÑÑ ÑелоÑÑное Ñме-
ние дейÑÑвоваÑÑ Ð² ÑÑловиÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑивно изменÑÑÑейÑÑ ÑиÑÑаÑии.
РобÑекÑивнÑм ÑакÑоÑам, опÑеделÑÑÑим пÑоÑеÑÑионалÑное ÑамооÑозна-
ние бÑдÑÑÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑов можно оÑнеÑÑи: пÑоÑеÑÑионалÑÐ½Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавленноÑÑÑ
подгоÑовки; ÑодеÑжание ÑÑебно-воÑпиÑаÑелÑного пÑоÑеÑÑа; единÑÑво и взаимо-
ÑвÑÐ·Ñ ÑÑебного и пÑакÑиÑеÑкого аÑпекÑов подгоÑовки.
СÑбÑекÑивнÑе ÑакÑоÑÑ, влиÑÑÑие на пÑоÑеÑÑионалÑное ÑÑановление
бÑдÑÑÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑов: моÑиваÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑенноÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¾ÑиенÑаÑиÑ; ÑобÑÑвеннаÑ
акÑивноÑÑÑ ÑÑÑденÑов в овладении бÑдÑÑей пÑоÑеÑÑией; инÑеллекÑÑалÑнÑе
ÑпоÑобноÑÑи; ÑпеÑиалÑнÑе ÑпоÑобноÑÑи (ÑклонноÑÑÑ Ðº наÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑвоÑÑе-
ÑÑвÑ); коммÑникаÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑенÑноÑÑÑ; ÑÑоÑмиÑованноÑÑÑ Ð°Ð´ÐµÐºÐ²Ð°Ñной Ñа-
мооÑенки.
4.
ТÑанÑдиÑÑиплинаÑнÑй Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´. РнаÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ ÑазвиÑие наÑки Ñ Ð°-
ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ ÑÑилением инÑегÑаÑивнÑÑ ÑенденÑией в изÑÑении обÑекÑов, пÑо-
ÑеÑÑов. ÐÑо пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑомÑ, ÑÑо ÑовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ñка иÑÑледÑÐµÑ ÑложнооÑга-
низованнÑе и ÑамоÑазвиваÑÑиеÑÑ ÑиÑÑемÑ, ÑÑебÑÑÑие коопеÑаÑивного взаи-
модейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑазлиÑнÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ Ð´Ð¸ÑÑиплин.
Ðо Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑа, пÑоÑеÑÑионалÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовка кÑÑÑанÑов вÑзов ФСÐÐ
по ÑпеÑиалÑноÑÑи «ÐÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑаниÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ» ÑпиÑаеÑÑÑ Ð² лиÑеÑаÑÑÑ-
нÑÑ Ð¼ÐµÑаÑоÑÑ Â«ÑÑÑк диÑÑиплин», в наÑем ÑлÑÑае диÑÑиплин ÑпеÑиализаÑии,
коÑоÑÐ°Ñ Ð¿ÑевÑаÑаеÑÑÑ Ð² ÑеалÑнÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑеодолимÑÑ Ð³ÑаниÑÑ Ð¾Ð±ÑазованнÑÑ
«диÑÑиплинаÑнÑми коÑобками».
Ðлавное доÑÑоинÑÑво иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑанÑдиÑиплинаÑного Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð° в пÑо-
ÑеÑÑионалÑной подгоÑовке кÑÑÑанÑов вÑзов ФСÐÐ Ñ Ð¿Ñименением ÑовÑеменнÑÑ
ÐТСÐÐ, Ñ Ð½Ð°Ñей ÑоÑки зÑениÑ, заклÑÑаеÑÑÑ Ð² пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ðµ к иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑеалÑ-
ноÑÑи ÑкÑплÑаÑаÑии ÐТСÐÐ, пÑи коÑоÑом оÑганиÑеÑки ÑоединÑÑÑÑÑ ÑазноÑод-
нÑе знаниÑ: когниÑвнÑй поÑенÑиал диÑÑиплин ÑпеÑиализаÑии и пÑакÑика иÑ
пÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑезÑлÑÑаÑе коÑоÑой Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ ÑелоÑÑное, ÑиÑÑемное знание.
ÐÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð´ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÑепÑии ÑÑанÑдиÑÑиплинаÑноÑÑи ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² Ñом, ÑÑо вÑе
пÑиÑоднÑе ÑвлениÑ, обÑекÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ пÑоÑеÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑедÑÑавиÑÑ Ð² обÑазе некое-
го ÑÑловно замкнÑÑого пÑоÑÑÑанÑÑва. ÐÑо Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð²ÑделиÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°-
ÑелÑ, коÑоÑÑй пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоÑÑÑанÑÑвÑ. ÐÑим показаÑелем ÑвлÑеÑÑÑ
его ÑоÑÑоÑние [7, Ñ. 4].
ÐÑимениÑелÑно к наÑей ÑаÑÑмаÑÑиваемой Ñеме, под пÑоÑÑÑанÑÑвом мÑ
понимаем пÑоÑеÑÑ ÑкÑплÑаÑаÑии ÐТСÐÐ, в более ÑазвеÑнÑÑом виде - ÑоÑÑоÑние
ÑиÑÑем Ð¾Ñ Ñанно-ÑÑевожной ÑигнализаÑии, видеонаблÑдениÑ, конÑÑÐ¾Ð»Ñ ÑпÑав-
Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÑÑÑпом и дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑиÑÑем ÐСÐ.
СиÑÑема безопаÑноÑÑи обÑекÑа УÐС, вклÑÑаÑÑÐ°Ñ Ð² ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÑÑе названнÑе
ÑиÑÑемÑ, Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð² поÑÑоÑнной гоÑовноÑÑи к пÑименениÑ. ÐлавнÑй показа-
ÑÐµÐ»Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ â ее ÑавновеÑие (покой). ÐÑи воздейÑÑвии на ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°ÑÑÑиÑелÑ
(под наÑÑÑиÑелем понимаеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑпеÑконÑингенÑ, Ñак и ÑоÑÑÑдник, наÑÑÑаÑ-
260