ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 11133
Скачиваний: 1
УÐÐ 343.8
ÐÐÐРЬ ÐÐÐÐСÐÐÐÐЧ УÐÐÐ ÐÐ,
ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð´Ð°Ñ ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк, доÑенÑ,
заведÑÑÑий каÑедÑой Ñголовно-пÑавовÑÑ Ð´Ð¸ÑÑиплин,
СÑавÑополÑÑкий Ñилиал РоÑÑийÑкой академии наÑодного Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑва
и гоÑÑдаÑÑÑвенной ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð¿Ñи ÐÑезиденÑе РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии,
г. СÑавÑополÑ, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
e-mail: uvarov.igor@mail.ru
ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐТÐÐÐЫХ ÐÐСÐÐÐСТÐÐÐ
ÐТÐЫÐÐÐÐЯ ÐÐÐÐÐÐÐÐЯ Ð ÐÐСТÐÐ¥ ÐÐШÐÐÐЯ СÐÐÐÐÐЫ
СРÐÐСТÐÐÐÐ ÐÐÐÐТÐÐЦÐÐÐ ÐÐÐ ÐÐ ÐФÐÐÐÐТÐÐÐ
ÐнноÑаÑиÑ:
ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиоÑиÑеÑов, поз-
волÑÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð¸Ð·Ð¸ÑоваÑÑ Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий, ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð¾Ñ-
бÑванием Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² виде лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ.
ÐлÑÑевÑе Ñлова:
пениÑенÑиаÑÐ½Ð°Ñ Ð¿ÑоÑилакÑика, Ñголовное наказание,
лиÑение ÑвободÑ.
СколÑко Ñ Ð¾ÑоÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей вÑÑало на пÑÑÑ Ð¸ÑпÑавлениÑ!
ÐÑÑеÑлав ÐеÑÑ Ð¾Ð²Ñкий
ÐÑли ÑÑÑÑма не ÑÑÐ¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑенного жиÑÑ Ð² обÑеÑÑве,
она ÑÑÐ¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ жиÑÑ Ð² ÑÑÑÑме.
Ðлан ÐаÑÑолемÑÑ
ÐиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ, как вид наказаниÑ, пÑинÑÑо оÑноÑиÑÑ Ðº каÑегоÑии мак-
ÑималÑно жеÑÑÐºÐ¸Ñ . ÐÑим заÑаÑÑÑÑ Ð¸ обÑÑловлен повÑÑеннÑй инÑеÑÐµÑ Ðº немÑ
Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑпеÑиалиÑÑов ÑазлиÑнÑÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑей знаний. СÑеди наиболее диÑкÑÑ-
ÑионнÑÑ ÑледÑÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°ÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑивоÑеÑивоÑÑи Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² виде лиÑе-
нии ÑвободÑ. ÐÑеÑеÑÑвеннÑе и заÑÑбежнÑе ÑпеÑиалиÑÑÑ, в подавлÑÑÑем
болÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев, конÑÑаÑиÑÑÑÑ ÑовокÑпноÑÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий
пÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² виде лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ, как Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑной лиÑноÑÑи,
Ñак и Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва в Ñелом. Такого Ñода кÑиÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñенка в ÑÑÑÐ´Ð°Ñ Ð¾ÑеÑе-
ÑÑвеннÑÑ Ð¿ÐµÐ½Ð¸ÑенÑиаÑиÑÑов бÑла вÑегда.
Ð ÑаÑÑноÑÑи, один из наиболее извеÑÑнÑÑ ÑпеÑиалиÑÑов в облаÑÑи Ñголов-
ного наказаниÑ, пÑоÑеÑÑÐ¾Ñ Ð. Ð. ÐлеонÑкий к ÑоÑиалÑно-негаÑивнÑм поÑлед-
ÑÑвиÑм лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð¾ÑноÑÐ¸Ñ Ñакие обÑÑоÑÑелÑÑÑва, как: «оÑÑÑв лиÑ, оÑÑж-
деннÑÑ Ðº лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ, Ð¾Ñ ÑодÑÑвенников, ÑемÑи, обÑÑнÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑивов;
ÑаÑпад Ñемей, вÑзваннÑй ÑакÑом оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ; оÑÑÑÑÑÑвие ÑабоÑÑ Ð¿Ð¾
ÑпеÑиалÑноÑÑи, пÑиобÑеÑенной до оÑÑждениÑ; пÑебÑвание в ÑÑеде пÑеÑÑÑпни-
ков; невозможноÑÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑмалÑнÑе половÑе оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ дÑÑгие. ÐаÑÑÑп-
ление ÑказаннÑÑ Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð½Ðµ Ð¾Ñ Ð²Ð°ÑÑваеÑÑÑ Ð¾Ð±Ñ-
© УваÑов Ð. Ð., 2017
251
екÑом каÑаÑелÑного воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ. Ðднако, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо закон
ÑÑÑого огÑаниÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐºÑÑг ÑÑемлÑемÑÑ Ð»Ð¸Ñением ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ð°ÑеÑиалÑнÑÑ Ð¸ дÑ-
Ñ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³, ÑакÑиÑеÑки он вÑегда ÑиÑе» [1, Ñ. 15].
ÐÑавопÑимениÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð¿ÑакÑика ÑеализаÑии Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² виде лиÑениÑ
ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо не Ñедкими ÑвлÑÑÑÑÑ ÑакÑÑ, когда оÑÑж-
деннÑй наÑÑолÑко глÑбоко иÑпÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾ÑÑиÑаÑелÑное воздейÑÑвие его пÑиме-
нениÑ, ÑÑо ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑиной ÑÑ ÑдÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкого здоÑовÑÑ.
ÐалиÑие ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ , пÑÑÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ единиÑнÑÑ ÑакÑов, Ð´Ð°ÐµÑ Ð¾Ñнование оÑделÑнÑм авÑо-
Ñам подвеÑгаÑÑ Ð°ÐºÑивной кÑиÑике не ÑолÑко иÑполнение Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² виде ли-
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ, но и вÑÑ Ð¾ÑеÑеÑÑвеннÑÑ Ñголовно-иÑполниÑелÑнÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð²
Ñелом. Ð Ñелом ÑоглаÑаÑÑÑ Ñ Ñакого Ñода оÑенкой, ÑÑиÑаем Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñм обÑа-
ÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на Ñо, ÑÑо Ñ ÑеоÑеÑиÑеÑкой ÑоÑки зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñакие поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñле-
дÑÐµÑ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ ÐºÐ°Ðº пÑоÑвление пÑоÑивоÑеÑивоÑÑи анализиÑÑемого наказа-
ниÑ. ÐÑи пÑоÑивоÑеÑиÑ, пÑи вÑем Ñвоем многообÑазии имеÑÑ, по мнениÑ
Ð. Ð. ÐеÑникова: «наиболее ÑÑÑеÑÑвеннÑе:
â ÑÑÑемÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑннÑÑ Ð»Ð¸Ñений и ÑÑÑаданий пÑинÑдиÑÑ Ñе-
ловека к законопоÑлÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ, гоÑÑдаÑÑÑво пÑиÑинÑÐµÑ ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð²Ñе-
менно излиÑние ÑÑÑаданиÑ, оÑвÑаÑаÑÑие оÑÑждÑнного Ð¾Ñ ÑÑÑÐµÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº иÑ-
пÑавлениÑ;
â ÑÑÑемÑÑÑ Ðº ÑеÑоÑиализаÑии пÑеÑÑÑпивÑего закон, Ñ.е. к воÑÑÑановлениÑ
его ÑоÑиалÑно полезнÑÑ ÑвÑзей, его помеÑаÑÑ Ð² Ñакие ÑÑловиÑ, коÑоÑÑе Ñпо-
ÑобÑÑвÑÑÑ Ð¾ÑÐ»Ð°Ð±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑазÑÑÐ²Ñ ÑÑÐ¸Ñ ÑвÑзей;
â ÑÑÑемÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑиÑÑ Ð¾ÑÑÑпивÑегоÑÑ Ñеловека ноÑмалÑно обÑаÑÑÑÑ Ñ ÑоÑи-
алÑно здоÑовÑми законопоÑлÑÑнÑми лÑдÑми, его помеÑаÑÑ Ð² обÑеÑÑво лÑ-
дей, Ñакже или в еÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑей ÑÑепени оÑклонивÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¾Ñ ÑоÑиалÑной ноÑмÑ,
под влиÑние коÑоÑÑÑ Ð¾Ð½ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ попаÑÑÑ;
â ÑÑÑемÑÑÑ ÑоздаÑÑ Ñ Ñеловека ÑвеÑенноÑÑÑ Ð² Ñебе, Ñмение ÑамоÑÑоÑÑелÑно
оÑиенÑиÑоваÑÑÑÑ Ð² менÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑÑловиÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑей жизни, ÑамоÑÑоÑÑелÑно
ÑеÑаÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ Ñвоего ÑÑÑÑойÑÑва в ÑÑой жизни, его помеÑаÑÑ Ð² ÑÑловиÑ, где
Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ не ÑÑебÑеÑÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹ ÑамоÑÑоÑÑелÑноÑÑи: в ÑÑоловÑÑ, на ÑабоÑÑ ÐµÐ³Ð¾ по-
ведÑÑ ÑÑÑоем по команде, ÑÐ»Ð¾Ð¶Ð°Ñ ÑпаÑÑ Ð¸ ÑазбÑдÑÑ ÑÑÑом по команде, опÑеде-
лÑÑ, когда ÑÑо надо делаÑÑ Ð¸ Ñего делаÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе нелÑзÑ, и Ñ. д.» [2, Ñ. 193]
Ðднако, даже в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ лиÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² виде лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ
на опÑеделеннÑй ÑÑок, ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно болÑÑое колиÑеÑÑво ÑамоÑÑоÑ-
ÑелÑнÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑÑ ÑакÑоÑов. ÐÑиÑем даннÑй «негаÑивнÑй» Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð¼Ð¾-
Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÑловлен как ÑÑбÑекÑивнÑми, Ñак и обÑекÑивнÑми ÑакÑоÑами.
ÐÑмаеÑÑÑ, ÑÑо Ð½ÐµÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи кого-Ñо ÑбеждаÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо оÑбÑваниÑ
Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÑÑловии иÑпÑавиÑелÑного ÑÑÑеждениÑ, бÑÐ´ÐµÑ Ð²Ð¾ÑпÑинимаÑÑÑÑ
как единÑй Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼ пениÑенÑиаÑного воÑпиÑаÑелÑно-пÑоÑилакÑиÑеÑкого
воздейÑÑвиÑ.
Так, изÑÑÐ°Ñ ÑпеÑиÑиÑеÑкий каÑаÑелÑнÑй ÑÐ»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ
на оÑÑжденнÑÑ , пÑоÑеÑÑÐ¾Ñ Ð. Ð. ÐлеонÑкий пÑиÑел к вÑводÑ, ÑÑо «междÑ
ÑÑовнем пеÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑжденнÑми ÑÑÑаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð¸ длиÑелÑноÑÑÑÑ ÑÑока
наказаниÑ, назнаÑенного ÑÑдом, ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ ÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимоÑÑÑ» [1, Ñ. 17].
252
Ðо его мнениÑ, оÑÑждение к ÑÑезмеÑно длиÑелÑнÑм ÑÑокам наказаниÑ
наÑÑолÑко подавлÑÐµÑ Ñознание и пÑÐ¸Ñ Ð¸ÐºÑ Ð»Ñдей, ÑÑо ÑÑо непоÑÑедÑÑвенно
влиÑÐµÑ Ð½Ð° пÑиÑÑпление Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеживаний по Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ ÑÑÑаÑÑ ÑвободÑ. ÐдеÑÑ
Ñ Ð»Ñдей, Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ð¿ÐµÐ½Ð¸ÑенÑиаÑной пÑоблемаÑики, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑложиÑÑÑÑ Ð¿Ñед-
ÑÑавление о Ñом, ÑÑо пÑодолжиÑелÑноÑÑÑ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑжденного Ñ ÑÑлови-
ÑÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð»ÑÑии, ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑÑÑим ÑакÑоÑом в ÑоÑмиÑовании негаÑивнÑÑ
поÑледÑÑвий оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ. Ðа ÑÑÐ¾Ñ ÑÐ°ÐºÑ Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð½Ð¾ÐºÑаÑно обÑаÑалоÑÑ
внимание в диÑÑеÑÑаÑионнÑÑ Ð¸ÑÑледованиÑÑ [3â5]. Ð Ñо же вÑемÑ, кÑоме об-
ÑÐ¸Ñ ÑаÑÑÑждений, никÑо не Ñмог ÑбедиÑелÑно доказаÑÑ, негаÑивнÑй Ñ Ð°ÑакÑеÑ
поÑледÑÑвий пÑиÑиной коÑоÑÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸Ñение ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð° длиÑелÑнÑй
ÑÑок. ÐонÑÑаÑиÑоваÑÑ Ð½Ð° ÑÑовне диÑÑеÑÑаÑионного иÑÑледованиÑ, ÑÑо дли-
ÑелÑное пÑебÑвание в изолÑÑии ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ Ð½Ð°ÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑиалÑно полез-
нÑÑ ÑвÑзей, ÑÑо нивелиÑоваÑÑ Ð½Ð°ÑкÑ, как ÑпоÑоб поÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑинÑ. Тем бо-
лее ÑÑо авÑоÑÑ, Ñак и не опÑеделилиÑÑ, ÑÑо же ÑÑиÑаÑÑ Ð´Ð»Ð¸ÑелÑнÑми ÑÑоками
лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ. Ðменно поÑÑомÑ, ÑÑÑдно ÑоглаÑаÑÑÑÑ Ñ Ð²Ñводами Ñакого
Ñода иÑÑледований, где пÑименение длиÑелÑнÑÑ ÑÑоков лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ
опÑеделÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº неÑелеÑообÑазнÑе.
СÑеди обÑекÑивнÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñелей, Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑÑвеннÑÑ ÑÑоÑонÑ
оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² виде лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ, ÑазÑмнее вÑего ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ
ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÐµÑ ÑÑедÑÑв иÑпÑавлениÑ, коÑоÑÑе пÑименÑÑÑÑÑ Ðº оÑÑжденнÑм в пÑо-
ÑеÑÑе ÑеализаÑии пениÑенÑиаÑной пÑоÑилакÑики. ÐлавнÑм ÑакÑоÑом здеÑÑ, на
Ð½Ð°Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑй поÑÑдок и ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑениÑ
ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ Ð² завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð° иÑпÑавиÑелÑного ÑÑÑеждениÑ. ÐолÑÑинÑÑво ав-
ÑоÑов, по ÑÑаÑой ÑÑадиÑии иÑполÑзÑÑÑ ÑпеÑиÑиÑеÑкий ÑеÑмин â «Ñежим». Со-
глаÑно Ñ. 1 ÑÑ. 82 УÐРРФ Ñежим в иÑпÑавиÑелÑнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑеÑÑÑ
как «... ÑÑÑановленнÑй законом и ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑими Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð½Ð¾ÑмаÑивнÑми ак-
Ñами поÑÑдок иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ, обеÑпеÑиваÑÑей
Ð¾Ñ ÑÐ°Ð½Ñ Ð¸ изолÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑжденнÑÑ , поÑÑоÑннÑй Ð½Ð°Ð´Ð·Ð¾Ñ Ð·Ð° ними, иÑполнение воз-
ложеннÑÑ Ð½Ð° Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑзанноÑÑей, ÑеализаÑÐ¸Ñ Ð¸Ñ Ð¿Ñав и законнÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑов,
лиÑнÑÑ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ Ð¾ÑÑжденнÑÑ , ÑазлиÑнÑе ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² завиÑимо-
ÑÑи Ð¾Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð° иÑпÑавиÑелÑного ÑÑÑеждениÑ, назнаÑенного ÑÑдом, изменение
ÑÑловий оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ».
ÐонеÑно, опÑеделение, данное законодаÑелем, далеко не беÑÑпоÑно и пеÑе-
гÑÑжено пеÑеÑиÑлением оÑновнÑÑ ÑÑебований. Ð Ñо же вÑÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð· пÑиведенного
опÑеделениÑ, оÑевидно, ÑÑо Ñежим еÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑдок, оÑнованнÑй на Ñголовно-
иÑполниÑелÑном законодаÑелÑÑÑве и ведомÑÑвеннÑÑ Ð½Ð¾ÑмаÑивнÑÑ Ð°ÐºÑÐ°Ñ , коÑо-
ÑÑй ÑвлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñм ÑÑловием надлежаÑего иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑÑ Ñголов-
нÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¹, ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð»Ð¸Ñением ÑвободÑ.
ÐÑ ÑÐ±ÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² Ñом, ÑÑо Ñежим как ÑоÑиалÑно-пÑавовое Ñвление, Ñ Ð°Ñак-
ÑеÑное Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÑÑ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ, в пÑоÑеÑÑе иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñголовного наказа-
Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑÐµÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑÑ ÑÑнкÑионалÑнÑÑ Ð½Ð°Ð³ÑÑзкÑ. Ð ÑеоÑии Ñголовно-
иÑполниÑелÑного пÑава пÑинÑÑо вÑделÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко клÑÑевÑÑ ÑÑнкÑий Ñежи-
ма [6]. Ðднако ÑÑиÑÑÐ²Ð°Ñ ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ñего иÑÑледованиÑ, оÑÑановимÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð½Ð° Ñой
ÑÑнкÑии, коÑоÑÐ°Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñамое ÑеÑÑезное влиÑние на ÑоÑмиÑование нега-
253
ÑивнÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ. ÐÑо воÑпиÑаÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑÑнкÑиÑ. Режим
как оÑганизованнÑй на пÑавовой оÑнове поÑÑдок иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñго-
ловного Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² виде лиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾ÑновнÑм ÑÑедÑÑвом иÑ-
пÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑжденнÑÑ (Ñ. 2 ÑÑ. 9 УÐРРФ). Ð ÑÐ¸Ð»Ñ ÑÑого ÑÑегÑлиÑованнÑй
ноÑмами Ñголовно-иÑполниÑелÑного пÑава поÑÑдок иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ оÑбÑваниÑ
Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑиобÑÐ°ÐµÑ Ð¾ÑÑжденнÑÑ Ðº ÑивилизованнÑм взаимооÑноÑениÑм,
ÑоÑмиÑÑÐµÑ Ñ Ð½Ð¸Ñ ÑÑвÑÑво ÑважиÑелÑного оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑеловекÑ, обÑеÑÑвÑ, ÑÑÑ-
дÑ, позволÑÐµÑ ÑÑваиваÑÑ Ð¿Ñавила и ÑÑадиÑии ÑеловеÑеÑкого обÑежиÑиÑ, ÑÑимÑ-
лиÑÑÐµÑ Ð¿ÑавопоÑлÑÑное поведение, обеÑпеÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑеализаÑÐ¸Ñ Ð¾ÑновнÑÑ ÑÑебо-
ваний Ñежима.
РоÑноÑении же воÑпиÑаÑелÑного воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¿ÑименÑемого к оÑÑжден-
нÑм, в ÑпеÑиалÑной лиÑеÑаÑÑÑе, оÑобенно в поÑледнее вÑÐµÐ¼Ñ Ð°ÐºÑивно иÑполÑ-
зÑÑÑ Ñакое понÑÑие как â «ÑеÑоÑиализаÑиÑ». ТеÑмин «ÑеÑоÑиализаÑиÑ» доÑÑа-
ÑоÑно ÑиÑоко иÑполÑзÑеÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑелÑми не ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк â ÑоÑиоло-
гии, педагогике и пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸. Так, в ÑеоÑии пениÑенÑиаÑной педагогики пÑи-
нÑÑо, ÑÑо «пеÑевоÑпиÑание оÑÑжденнÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ñавлено на Ð¸Ñ ÑеÑоÑиализаÑÐ¸Ñ Ð¸
возвÑаÑение к ÑеÑÑной ÑÑÑдовой жизни на Ñвободе» [7, Ñ. 148â156] (Ñ. е. в дан-
ном ÑлÑÑае ÑеÑоÑиализаÑÐ¸Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа пеÑевоÑпи-
ÑаниÑ). Ð ÑÑидиÑеÑкой лиÑеÑаÑÑÑе (пÑи иÑÑледовании вопÑоÑов Ñголовно-
иÑполниÑелÑной полиÑики пÑимениÑелÑно к молодежи) оÑмеÑаеÑÑÑ Â«Ð±Ð¾Ð»ÑÑаÑ
ÑпоÑобноÑÑÑ Ðº ÑеÑоÑиализаÑии ÑÑбÑекÑа молодого возÑаÑÑа по ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо
взÑоÑлÑм» [8, Ñ. 28] (здеÑÑ Â«ÑеÑоÑиализаÑиÑ» ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко как Ñе-
зÑлÑÑаÑ, но и как пÑоÑеÑÑ).
ÐÑимологиÑеÑкий анализ ÑаÑÑмаÑÑиваемого понÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñивел Ð½Ð°Ñ Ðº Ñбежде-
Ð½Ð¸Ñ Ð² Ñом, ÑÑо оно Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ÑполÑзовано ÑолÑко в каÑеÑÑве оÑÑиÑаÑелÑного
[9, Ñ. 38]. Ðбо вÑоÑиÑÐ½Ð°Ñ ÑоÑиализаÑиÑ, в непÑигоднÑÑ Ðº ноÑмалÑнÑм ÑÑловиÑм
жизни Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑоÑмиÑоваÑÑ Â«Ð²ÑоÑиÑнÑÑ ÑоÑиализаÑÐ¸Ñ ÑолÑко как ÑпеÑиÑиÑе-
ÑкÑÑ â пениÑенÑиаÑнÑÑ» [10, Ñ. 48â56]. Ðменно ÑÑо обÑÑоÑÑелÑÑÑво, по наÑемÑ
мнениÑ, и Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ ÐºÐ°Ðº оÑÑиÑаÑелÑнÑе поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾ÑбÑваниÑ
Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² меÑÑÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ.
ÐÑпÑавление оÑÑжденнÑÑ , напÑавлено на пÑивиÑие им ÑÐ²Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº зако-
нам, пÑавилам ÑоÑиалÑного обÑежиÑиÑ, ÑеÑÑного оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑÑÑдÑ. ÐоÑÑомÑ
в опÑеделенном ÑмÑÑле пÑоÑеÑÑ Ð¿ÐµÐ½Ð¸ÑенÑиаÑной пÑоÑилакÑики можно ÑаÑ-
ÑмаÑÑиваÑÑ ÐºÐ°Ðº нÑавÑÑвеннÑÑ, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкÑÑ Ð¸ оÑганизаÑионнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñов-
ÐºÑ Ð¾ÑÑжденного к жизни на Ñвободе. ÐÐµÐ´Ñ Ð² апÑиоÑи ÑпеÑиÑиÑеÑкое (пениÑен-
ÑиаÑное) воÑпиÑаÑелÑно-пÑоÑилакÑиÑеÑкое воздейÑÑвие на оÑÑжденнÑÑ Ð² пеÑи-
од оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð² конеÑном иÑоге одной Ñели â иÑпÑавлениÑ. ÐÑой же Ñе-
ли должно оÑвеÑаÑÑ Ð¸ пÑименение к оÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ñамого Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² виде ли-
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ.
Ð ÑеоÑии оÑганизаÑии пÑоÑеÑÑа пениÑенÑиаÑной пÑоÑилакÑики пÑедÑ-
ÑмаÑÑиваеÑÑÑ ÑелÑй ÑÑд Ð¼ÐµÑ (ÑÑедÑÑв иÑпÑавлениÑ) напÑавленнÑÑ Ð½Ð° ÑоÑмиÑо-
вание Ñ Ð¾ÑÑжденнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑной жизненной ÑÑÑановки, коÑоÑÑе должнÑ
оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð° пÑоÑÑжении вÑего пеÑиода Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² иÑпÑавиÑелÑном
ÑÑÑеждении. ÐмеÑÑе Ñ Ñем в пÑоÑеÑÑе оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑжденнÑми наказаниÑ, ÑÑи-
254
диÑеÑки вÑделÑеÑÑÑ Ð¿ÐµÑиод непоÑÑедÑÑвенной подгоÑовки Ð¸Ñ Ðº оÑвобождениÑ,
коÑоÑÑй наÑинаеÑÑÑ Ð·Ð° ÑеÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑев до иÑÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑока наказаниÑ. Такие ме-
ÑопÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоводÑÑÑÑ Ñ Ð¾ÑÑжденнÑм в индивидÑалÑном поÑÑдке, Ñ ÑÑеÑом Ñ Ð°-
ÑакÑеÑа ÑовеÑÑенного пÑеÑÑÑплениÑ, пÑоÑлой пÑеÑÑÑпной деÑÑелÑноÑÑи, ÑÑока
оÑбÑÑого наказаниÑ, Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² пеÑиод оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ, ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñо-
вÑÑ Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¾ÑобенноÑÑей лиÑноÑÑи. Ð Ñоже вÑемÑ, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° положиÑелÑнÑÑ
оÑÐµÐ½ÐºÑ Ñакого ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð´Ð°ÑелÑ, ÑледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо лÑбое ÑÑидиÑеÑкое
(ÑоÑмалÑно) закÑепление опÑеделеннÑе положений в ÑиÑÑеме иÑпÑавиÑелÑного
воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° оÑÑжденного закономеÑно бÑÐ´ÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð¸ оÑÑиÑаÑелÑнÑе момен-
ÑÑ. РпеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑедÑ, здеÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ говоÑиÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑеÑкое опÑеделение
ÑеÑÑимеÑÑÑного ÑÑока, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ ÑÑловиÑ, пÑи коÑоÑÑÑ ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð¸ инÑенÑивноÑÑÑ
воÑпиÑаÑелÑно-пÑоÑилакÑиÑеÑкого воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° оÑÑжденнÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ оÑ
«ÑÑепени» его гоÑовноÑÑи к оÑвобождениÑ, а Ð¾Ñ ÑоÑмалÑного ÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾-
нодаÑелÑ. ÐÑÑжденнÑй â ÑÑо пÑежде вÑего лиÑноÑÑÑ, Ñ Ð¿ÑиÑÑÑими ей оÑÑиÑа-
ÑелÑнÑми и положиÑелÑнÑми каÑеÑÑвами. ÐÑÑÑÑÑÑвие ÑÑеÑа именно ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑ-
ÑелÑÑÑв пÑи опÑеделении инÑенÑивноÑÑи иÑпÑавиÑелÑного воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ ÑоздаеÑ
ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑÑ , а в оÑделÑнÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð¸ анÑиобÑе-
ÑÑвеннÑÑ ÑÑÑановок лиÑноÑÑи оÑÑжденного в ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвободÑ.
ÐногоÑиÑленнÑе ÑпеÑиалÑно-кÑиминологиÑеÑкие иÑÑледованиÑ, Ñбеди-
ÑелÑно показÑваÑÑ, ÑÑо пÑебÑвание оÑÑжденного в изолÑÑии, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÐºÐ°Ñа-
лизаÑоÑом Ð´Ð»Ñ ÑÑÐ¸Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ анÑиобÑеÑÑвеннÑÑ ÑÑÑановок. ÐÐµÐ´Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвеннаÑ
пениÑенÑиаÑÐ½Ð°Ñ Ð¿ÑакÑика, пÑи оÑенке лиÑноÑÑи оÑÑжденного Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ
оÑбÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² конкÑеÑное иÑпÑавиÑелÑное ÑÑÑеждение ÑÑководÑÑвÑеÑ-
ÑÑ Ð½Ðµ ÑÑепенÑÑ ÐµÐ³Ð¾ кÑиминалÑной заÑаженноÑÑи, а налиÑием конкÑеÑного вида
иÑпÑавиÑелÑного ÑÑÑеждениÑ, ÑаÑположенного в пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ ÑÑбÑекÑа в коÑоÑом
он пÑоживал до оÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ (ÑÑ. 73 УÐРРФ). ÐÑÑÑда и негоÑовноÑÑÑ Ð¾ÑÑжден-
ного к пÑоÑеÑÑÑ Ð¿ÐµÐ½Ð¸ÑенÑиаÑной пÑоÑилакÑики, напÑавленной на ÑеалÑное из-
менение его ÑÑбÑекÑивнÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ ÑÑÑановок. С пеÑвого Ð´Ð½Ñ Ð¿ÑебÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²
изолÑÑии оÑÑжденнÑй Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð² опÑеделенном пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑком опаÑном
ÑоÑÑоÑнии. Ðго ÑÑбÑекÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ ÑÑÑановка ÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ воздейÑÑвием нега-
ÑивнÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¹ вÑÑÑеÑи Ñ Ð²Ñаждебной ÐµÐ¼Ñ ÑÑедой. ÐÑиÑем негаÑивноÑÑÑ
ожиданий в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð¾ÑноÑиÑÑÑ Ðº пеÑÑÐ¾Ð½Ð°Ð»Ñ Ð¸ÑпÑавиÑелÑнÑÑ ÑÑÑежде-
ний. Ðменно пеÑÑонал аÑÑоÑииÑÑеÑÑÑ Ñ Ð¾ÑÑжденного Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑаниÑелÑной Ñи-
ÑÑемой. Той, коÑоÑÑÑ Ð¾Ð½ ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ в его Ð±ÐµÐ´Ð°Ñ .
ÐÐ°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑ Ð² ÑÑловиÑÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð»ÑÑии, некоÑоÑÑе оÑÑжденнÑе наÑинаÑÑ Ð¿Ñони-
каÑÑÑÑ Ñознанием Ñвоей ÑоÑиалÑной неполноÑенноÑÑи. ÐÑÑÑение жизненнÑÑ
планов, Ñезкое изменение пÑивÑÑнÑÑ ÑÑловий ÑÑÑеÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ, Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹
ÑÑоÑонÑ, пÑиводиÑÑ Ð¸Ñ Ð² ÑоÑÑоÑние повÑÑенной агÑеÑÑивноÑÑи. РазÑÑÐ´ÐºÑ Ð¾Ñ
длиÑелÑного пÑÐ¸Ñ Ð¸ÑеÑкого напÑÑжениÑ, ÑвÑзанного Ñ Ð°Ð³ÑеÑÑивноÑÑÑÑ, они
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð² ÑаÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑÐ°Ñ Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑими лÑдÑми (ÑаÑе вÑего Ñ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸-
ÑÑÑаÑией и воÑпиÑаÑелÑми). ÐпÑавдÑÐ²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð¾Ðµ поведение в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°Ñ ,
оÑÑжденнÑе подвеÑгаÑÑ ÑÐ¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпÑаведливоÑÑÑ Ð¿Ñимененного к ним нака-
заниÑ. С дÑÑгой ÑÑоÑонÑ, Ð´Ð»Ñ Ð»Ð¸Ñ, лиÑеннÑÑ ÑвободÑ, Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑми ÑвлÑÑÑÑÑ
депÑеÑÑивнÑе ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑаÑниÑ, безнадежноÑÑи, апаÑии и Ñ. д., ÑеÑез пÑизмÑ
255