Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на рынке продовольственных товаров).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
Фактически, коэффициент полноты в нашем случае практически равен коэффициенту устойчивости, т.к. базовое количество разновидностей считалось исходя из ассортиментного перечня, а не из количества разновидностей представленных на рынке данных товаров, так как тех самых очень много.
Оценить количество разновидностей представленных на рынке достаточно проблематично, т.к. рынок данных товаров достаточно динамичен и появление новых товаров затрудняет учет.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателями, отпуск товара.
Все эти услуги реализации продуктов ИП Дроздова К.С. оказывает покупателям. Реализация товаров осуществляется в специализированном продовольственном магазине.
По ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» торговая площадь магазина подобной специализации должна быть не менее 18 кв. м. Торговая площадь данного магазина составляет 150 кв. м. Форма торгового обслуживания данного магазина – по образцам. Ассортимент товаров соответствует специализации магазина. Таким образом, данное предприятие розничной торговли можно отнести к специализированному продовольственному магазину.
На предприятии в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 должны выполняться следующие требования к оформлению магазина: вывеска световая или с подсветкой, с элементами оформления; наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с элементами предприятия; использование декоративных элементов в оформлении экспозиционных витрин; современное выставочное оборудование, изготовленное в едином стиле. На данном торговом предприятии выполняются все требования, за исключением световой вывески.
К перечню услуг, которые должны быть оказаны покупателям в магазине данного типа относятся: упаковывание купленных в магазине товаров; консультация продавцов-консультантов; проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров) Все эти услуги оказывает исследуемое предприятие.
Также магазин ”Продукты” ИП Ткачевой К.С. оказывает информационно-консультационные услуги: предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином; консультации по товарам; проведение рекламных презентаций товаров.
На предприятиях розничной торговли должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения требований ГОСТ Р 51304 и правил продажи товаров.
Услуги, оказываемые на момент проверки по ГОСТ Р 51304 – 99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» сведены в таблицу 7.
Таблица7
Характеристика оказываемых услуг в магазине ”Продукты ” ИП Ткачевой К.С.
Торговые услуги |
Коэффициент оказания услуг |
|||
Услуги по оказанию помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании: |
1 |
0,75 |
1 |
0,92 |
1.прием и исполнение заказов на товары доставка на дом, 2. упаковывание купленных товаров в магазине, 3. комплектование и упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам и др. |
+ + + + |
+ – + + |
+ + + + |
Кд = =0,92.
Анализируя книгу отзывов и предложений можно сделать вывод, что половина покупателей довольны обслуживанием в магазине ”Продукты” ИП Ткачевой К.С., а половину покупателей не устраивает обслуживание в магазине. Основные жалобы были на то, что некоторые светильники не подключены, а также на «печальных» продавцов. Другая половина покупателей довольны обслуживанием и просили отметить вежливых и отзывчивых продавцов.
Рассчитаем показатель затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в магазине ”Продукты” ИП Ткачевой К.С.
Таблица 8
Данные для расчета показателя затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в магазине «Продукты» ИП Ткачевой К.С.
Показатели |
Норматив |
Фактически |
Затраты времени покупателей на ожидание обслуживания, сек. |
90 |
78,9 |
на ожидание консультации |
19,6 |
|
на ожидание расчета |
25,2 |
|
на ожидание получения товара |
34,1 |
Показатель качества обслуживания, по мнению покупателей:
На основе данных, представленных в таблице рассчитаем обобщающий коэффициент уровня качества обслуживания в магазине «Продукты» ИП Ткачевой К.С.
Таблица 9
Значимость показателей качества обслуживания покупателей
Показатели. |
Значимость отдельных показателей в общем уровне качества обслуживания |
Условные обозначения значимости показателей |
Устойчивость ассортимента товаров (Ку) |
0,45 |
З1 |
Дополнительное обслуживание покупателей (Кдо) |
0,20 |
З2 |
Затраты времени покупателей на ожидание обслуживания (Кож) |
0,35 |
З3 |
Качество обслуживания, по мнению покупателей (Км) |
1,0 |
Зм |
Обобщающий коэффициент уровня качества обслуживания в магазине ”Продукты” ИП Ткачевой К.С.определяется по формуле
В магазине ”Продукты” ИП Ткачевой К.С А.П. обобщающий коэффициент уровня качества обслуживания составил 0,95. В отчетном периоде не имело место зафиксированных в соответствующих документах фактов нарушений режима работы, правил продажи, жалоб покупателей и т. п. Поэтому данный магазин относится к категории с высоким уровнем обслуживания покупателей (более 0,900). Можно отметить, что у магазина есть возможность повысить этот показатель и улучшать качество обслуживания покупателей.
Анализ коммерческой деятельности по продаже товаров магазине ”Продукты” ИП Ткачевой К.С.
Завершающей стадией торгово-технологического процесса в магазине является продажа товаров. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. В магазине «Продукты» используется такой метод продажи товаров, как реализация товаров по образцам.
Для определения эффективности методов продажи товаров используют три группы показателей: социальные; экономические; технико-технологические. Социальный эффект применения методов розничной продажи заключается в сокращении затрат времени на покупку товаров, повышении культуры торгового обслуживания, улучшении условий труда торговых работников.
Для оценки социальных показателей эффективности применяемого метода реализации проанализируем покупательские потоки в магазине «Продукты» в течение недели по времени работы. Рассчитаем коэффициент завершенности покупок в магазине ”Продукты” ИП Ткачевой К.С А.П. по формуле и полученные аналитические показатели отразим в таблице 10.
Талица 10
Анализ интенсивности покупательских потоков магазина «Продукты » ИП Ткачевой К.С. по дням недели и по часам работы.
Дни работы |
Количество человек, посетивших торговый зал(приблизительно / количество человек, совершивших покупку |
||||||||
10-11 |
11-12 |
12-13 |
13-14 |
14-15 |
15-16 |
16-17 |
17-18 |
Кзп |
|
Пн. |
8/2 |
13/5 |
13/6 |
18/9 |
21/8 |
15/7 |
11/4 |
7/3 |
0,42 |
Вт |
5/3 |
7/3 |
14/7 |
20/8 |
19/7 |
13/7 |
7/5 |
5/0 |
0,44 |
Ср |
6/2 |
7/1 |
12/7 |
25/13 |
20/10 |
17/8 |
9/6 |
6/2 |
0,48 |
Чт. |
2/0 |
9/2 |
13/8 |
23/12 |
21/9 |
15/9 |
12/7 |
9/3 |
0,48 |
Пт. |
7/2 |
12/6 |
17/9 |
25/14 |
19/9 |
14/6 |
11/5 |
10/3 |
0,47 |
Сб. |
9/4 |
12/7 |
15/8 |
24/16 |
20/11 |
18/8 |
14/6 |
4/3 |
0,54 |
Вс. |
11/5 |
13/7 |
13/9 |
28/15 |
27/13 |
20/10 |
16/8 |
6/2 |
0,51 |
Итого: |
48/18 |
73/31 |
97/54 |
163/87 |
147/67 |
112/55 |
80/41 |
47/16 |
0,47 |
Кзп |
0,38 |
0,42 |
0,56 |
0,53 |
0,46 |
0,49 |
0,51 |
0,34 |
Анализ интенсивности покупательских потоков магазина «Продукты» ИП Ткачевой К.С. показал, что плотность покупательского потока невысокая и практически не зависит от дня недели, так как основными потребителями продукции, реализуемой данным предприятием торговли, является население, проживающее в данном районе.
В целом по магазину за анализируемый период времени (неделю) коэффициент завершенности покупки составил 0,47.
В отношении интенсивности в зависимости от времени работы магазина можно отметить, что наибольшие продажи наблюдаются с 15:00 до 18:00 часов.
Коэффициент завершенности покупок в магазине «Продукты» ИП Ткачевой К.С можно считать достаточно низким. Экономический эффект достигается за счет увеличения пропускной способности торгового объекта, роста его товарооборота, улучшения использования торговых площадей и торгово-технологического оборудования, снижении затрат, повышении производительности труда торговых работников и ряде других факторов.
Подводя итоги финансово-экономического анализа специфики развития коммерческой деятельности по продаже товаров в магазине ”Продукты” ИП Ткачевой К.С. за 2018-2019 годы можно сделать следующие выводы:
1. Коммерческая деятельность ИП Ткачевой К.С. специализируется на реализации продуктов питания населению через магазин розничной торговли. В целом, общее развитие коммерческой деятельности ИП Ткачевой К.С. за анализируемый период 2018-2019 г.г. можно оценить как удовлетворительное.
К положительным тенденциям специфики развития коммерческой деятельности ИП Ткачевой К.С. можно отнести:
- суммарное увеличение валового дохода на 19,9%;
- увеличение стоимости основных фондов на 20,46%;
- увеличение стоимости оборотных средств на 16,48%;
- увеличение численности работников магазина на 37,5%
- рост товарооборота на 1,7%;
- рост товарооборота на 1м2 на 1,7%;
-укрепление материально-технической базы за счёт увеличения стоимости основных фондов;
- относительно высокая устойчивость ассортимента (коэффициент устойчивости 0,95);
- соблюдение полноты ассортимента (коэффициент 80,1);
- оказание услуг на высоком уровне (коэффициент оказания услуг 0,92);
- высокий уровень качества обслуживания в магазине (обобщающий коэффициент 0,95).
Отрицательными тенденциями в специфике развития коммерческой деятельности ИП Ткачевой К.С. являются:
- уменьшение размера общей прибыли от продаж на 2,1%;
- низкий уровень профессионального образования и небольшой стаж работы продавцов;
- низкий коэффициент завершения покупок 0,47;
- конкурентоспособность на уровне аналогичных магазинов и не выше;
- снижение производительности труда на 1 работника на 26,0%;
- снижение рентабельности продаж на 0,4%;
- отсутствие рекламы продаваемого товара;
- отсутствие исследований в области менеджмента с целью расширения и углубления специфики развития коммерческой деятельности.
Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности магазина «Продукты» ИП Ткачевой К.С. и продаваемых товаров, что говорит о сокращении спроса на продаваемый товар.
2.2 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности и расчёт экономической эффективности от их внедрения на примере магазина ”Продукты” ИП Ткачевой К.С.
На основании ранее выявленных отрицательных тенденций и в целях совершенствования специфики развития коммерческой деятельности ИП Ткачевой К.С. предлагается провести ряд мероприятий.
1. Повысить уровень профессионального образования работников.
2. Для повышения производительности труда разработать и ввести положение о премировании работников с целью их заинтересованности в результатах своего труда.
3. Периодически проводить рекламные акции по продаже товаров.
4. Провести исследования в области менеджмента с целью расширения и углубления специфики развития коммерческой деятельности.
5. Для повышения конкурентоспособности, рекламирования и продвижения товара создать Web- страницу в Internеte.
В связи с небольшой численностью магазина ”Продукты” предлагается ввести в штатное расписание одну единицу PR-специалиста, который будет подчиняться непосредственно ИП Ткачевой К.С., разработать и утвердить для него должностные инструкции, установить должностной оклад и меры стимулирования, оборудовать рабочее место и приобрести персональный компьютер.
С помощью системы и инструментария PR-специалист по связям с общественностью должен :