Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Работающие в организации люди различны между собой. У организаций как у всего живого, нередко становится очевидным волнообразное развитие. Кризисы чередуются с подъемами и различного рода промежуточными состояниями. Растет понимание того, что порой важнее для организации не то, насколько удалось избежать невозможных нештатных ситуаций, а сколько больших конечных результатов добивается персонал. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом.

Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как даже в самом благополучном и сплоченном коллективе рано или поздно возникают конфликтные ситуации. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Cтили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был, как можно быстрее преодолен, ибо его последствия могут принести немалый ущерб.

Цель моей курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

- выявить функции, особенности, причины и типы конфликтов;

- изучение стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации;

- изучение способов и методов разрешения конфликтов;

- анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.

Теоретическим и практическим аспектам анализа причин возникновения организационных конфликтов на предприятии посвящено значительное количество работ ученых, таких как Р. Акофф и Ф. Эмери, А. И. Криса и др. Однако при этом недостаточно внимания уделялось освещению путей их преодоления.

В настоящее время руководителям многих уровней не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта.

В моей работе объектом исследования является поведение в конфликтных ситуациях. Предметом моей курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией. Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Я считаю, что во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему.


1 Теоретические основы управления поведением в конфликтных ситуациях

1.1 Определение понятия «конфликт»

Изучение любого понятия, явления естественно начинается с попытки дать ему определение. Во-первых, для того чтобы получить представление, о чем пойдет речь. Во-вторых, чтобы очертить круг сопутствующих этому явлений. И в-третьих, чтобы использовать это определение в практической деятельности. Последнее обстоятельство имеет для автора большое значение, поскольку поставлена цель написать не сугубо теоретическую работу, а то, что поможет каждому читателю (и в частности, конфликтологу) разрешать реальные конфликты [5].

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict – англ., konflikt – нем., conflit – франц.).

Задача дать содержательное определение понятию «конфликт» оказалась совсем непростой. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в своем обзоре [16] работ по проблематике конфликтов сопоставили различные определения конфликта, предложенные отечественными психологами, и пришли к выводу об отсутствии сложившегося общепризнанного понимания конфликта.

Столкновение – conflictus – предполагает открытый характер действий сторон.

Это обстоятельство также отмечает Б. И. Хасан: «Любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий противоречие, буквальное или мыслимое, себя и выявляет» [26, 32].

При этом ценности, мотивы, интересы и истинные цели одной стороны конфликта могут быть не известны другой стороне. Известны лишь действия сторон, которые воспринимаются как угроза. Именно воспринимаются, поскольку, во-первых, мы оцениваем события через собственное восприятие. И во-вторых, нам недоступен внутренний мир другого человека.

Это обстоятельство нашло отражение в определении, которое дал Д. Майерс: «Конфликт – это воспринимаемая несовместимость действий или целей» [16, 28].


Суммируя предыдущие рассуждения, можно предложить такое определение:

Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам

Сегодня, когда конфликты играют столь важную роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом, необходимо знать закономерности их возникновения, развития и разрешения. Для определения природы и сущности конфликта как основной категории конфликтологии необходимо разобраться в причинах данного процесса. Большинство учёных причины всех конфликтов условно подразделяют на биологические и социальные факторы, влияющие на антиобщественное поведение.

К биологическим факторам относятся, прежде всего, особенности конфликтующего. Однако, в отечественной науке выделяются две основные позиции. Сторонники одной из них на первое место выдвигают социальные факторы, а именно их влияние на индивида. По их мнению, условия общественной жизни являются первопричиной конфликтов. Сторонники другой позиции видят причину конфликтов в биологическом факторе [1, с. 56.

По нашему мнению, правильнее выделять социально‐биологический фактор в качестве. основной причины конфликта. Социально‐биологический фактор – это личностные качества субъекта, имеющие свои социальные начала [12, с. 18–19].

Необходимо отметить, что в научной литературе делаются и другие попытки определения причин конфликтов. Политолог Б. И. Краснов считает, что основным источником конфликтов является несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Мы полностью согласны с мнением учёного, ведь именно нехватка средств к существованию является основой всех экономических конфликтов. [24, c. 19]

Конфликты могут иметь не только негативный, но и позитивный характер, поэтому необходимо конструктивное к ним отношение. Иными словами, конфликты – это вполне управляемые явления и главная проблема должна заключаться не в их уничтожении, «а в поиске способов бескризисного существования и процветания в конфликтных условиях» [13, с. 86].

Конфликт – это противоборство сторон с противоречивыми интересами. Данный подход к определению конфликта заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [22].


Таким образом, конфликтология как отдельная дисциплина исследует все группы конфликтов, с точки зрения анализа их субъектных и объектных составляющих в их взаимодействии, выявляет факторы формирования и развития конфликта с применением специализированных методов к изучению природы возникновения конфликтов как системной закономерности.

1.2 Классификация конфликтов

Сегодняшние информационные технологии и созданные на их базе системы позволяют собирать в полуавтоматическом или полностью автоматическом режиме данные о конфликтах в количественном и качественном отношении намного превосходящем, получаемые традиционным «ручным» способом. Массивы накапливаемых данных ставят перед исследователем новые вопросы, главным из которых является их точная интерпретация. Эвристические методы объяснения явлений реальной жизни необходимо дополнить статистическими инструментами, методами логического, системного анализа и моделирования, набором методов прогнозирования на различные промежутки времени в бу­дущем. Современные анализ и прогнозирование, нацеленные на практическое применение, должны предоставлять надежные, проверяемые результаты [21].

Таким образом, в практическом плане эффективность мониторинга социально-трудовых конфликтов, а затем и успешность их анализа, прогнозирования и регулирова­ния зависят от корректности решения задачи классификации [23].

Классификация конфликтов позволяет правильно раскрыть их особен­ности, и на этой основе применить, либо разработать стратегию и тактику их урегулирования только в том случае, когда она осуществлена в соответствии с определенными правилами классификации. В логике выделены четыре таких правила: полноты деления, чистоты деления, единичности основания деления и последовательности деления [20].

В другом источнике в классификации «по субъектам социального кон­фликта» называются следующие члены деления: межличностные; между личностью и группой; между малыми социальными группами; между средни­ми социальными группами; между большими социальными группами [9]. Налицо логическая ошибка, так как конфликты по это­му основанию делятся на «межличностные», «между личностью и группой» «межгрупповые», а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов. В данном примере произошла ошибка, называемая «скачок в делении».

Решая задачу создания перечня классификаций, по возможности избавленных от логических ошибок деления, мы получили сводный список, представленный в таблице 1.


Таблица 1 – Классификация конфликтов

Основание деления

Члены деления

1

По субъектам конфликтного вза­имодействия

  • межличностные;
  • между личностью и группой;
  • межгрупповые.

2

По сферам жизнедеятельности общества, в которых конфликт проявляется в наибольшей степени

  • проявляющиеся в социальной сфере;
  • проявляющиеся в политической сфере;
  • проявляющиеся в экономической сфере;
  • проявляющиеся в духовной сфере.

3

По функциональной значимости

  • конструктивные;
  • деструктивные.

4

По степени интенсивности конфликта

  • низкой интенсивности;
  • средней интенсивности;
  • высокой интенсивности.

5

По предмету конфликта

  • материальные;
  • духовные.

6

По реалистичности предмета конфликта

  • реалистические;
  • нереалистические.

7

По проявлению

  • скрытые;
  • частично скрытые/открытые;
  • открытые.

8

По длительности

  • кратковременные;
  • продолжительные;
  • затяжные.

9

По организованности конфликта

  • стихийные;
  • организованные.

10

По типам противоречия лежащего в основе конфликта

  • антагонистические;
  • неантагонистические.

11

По распространенности конфликтного взаимодействия

  • местные;
  • региональные;
  • межрегиональные;
  • глобальные.

12

По степени разработанности нормативных способов разрешения:

  • конфликты, для разрешения которых не разработаны нормативные механиз­мы;
  • нормативное регулирование конфликтов осуществляется частично;
  • полностью институционализированные конфликты.

13

По приоритетности

  • основные;
  • неосновные.

14

По отношению к явлению

  • внутренние;
  • внешние.

15

По характеру подчиненности между оппонентами

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • диагональные.

16

По применению насилия

  • насильственные;
  • ненасильственные.

17

По эмоциональной вовлечен­ности

  • эмоционально вовлеченные;
  • эмоционально не вовлеченные.