Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты планирования и прогнозирования социально-экономического развития
1.1. Сущность планирования и прогнозирования социально-экономического развития территории
1.2. Анализ и прогноз демографической ситуации в Белгородской области
2. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона
2.1. Общая характеристика Белгородской области
2.2. Основные направления экономического развития Белгородской области
3. Анализ планирования и прогнозирования социально-экономического развития территории
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что система планирования и прогнозирования территории является основным источником исполнения государством своих функций, целей и задач. Система планирования и прогнозирования территории служит важным инструментом и фактором развития национальной экономики.
В условиях неэффективной деятельности государства в экономике очень сложно решать актуальные вопросы развития национальной экономики, обеспечивать определенный уровень и качество жизни населения. Неэффективная система планирования и прогнозирования территории свидетельствует о наличии кризисных ситуаций в структуре и состоянии национальной экономики, и могут спровоцировать дальнейшее ухудшение макроэкономической обстановки.
В настоящее время в условиях сложной политической обстановки на мировой арене, применения санкций в сфере экономики, перехода к следующему технологическому уровню в развитии человечества вопросы планирования и прогнозирования территории являются весьма актуальными, что и обусловили выбор данной темы курсовой работы.
Изучением проблем эффективности планирования и прогнозирования территории занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как: Ефимова Е.Г., Иохин В.Я., Кучеренко В., Лескин В., Швецов А., Мау В., Пономаренко Е., Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А., Александров И., Афанасьев М., Алле М., Бабич А., Павлов Л., Большаков С., Брег С., Бушмин Е., Романовский М., Врублевская О., Дробозина Л., Окунева Л., Андросова Л., Шарифходжаев М., Улмасов А., Абдуллаев Е., Маликов Т., Хайдаров Н., Вохобов А., Косимова Г., Срожиддинова З. и др.
Цель написания курсовой работы - изучение и совершенствование планирования и прогнозирования территории в Белгородской области.
Задачи, позволившие достичь поставленной цели:
- изучить теоретические основы планирования и прогнозирования территории;
- сделать прогноз численности населения и экономического развития Белгородской области;
- провести анализ стратегии социально-экономического развития Белгородской области.
Объект исследования - Белгородская область.
Предмет исследования - эффективность планирования и прогнозирования территории в Белгородской области.
В работе были использованы такие методы исследования как: анализ и синтез, группировка статистических данных, методы абсолютных и относительных величин.
Источниками получения информации и статистических данных послужили: учебная и специальная литература, научные исследования зарубежных и отечественных ученых, материалы периодической печати, статистические материалы органов государственной власти, нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.
1. Теоретические аспекты планирования и прогнозирования социально-экономического развития
1.1. Сущность планирования и прогнозирования социально-экономического развития территории
Как известно, система планирования и прогнозирования территории представляет собой комплексную систему целевого управления на основе решения задач, прогнозирования, стратегического и текущего планирования деятельности органов государственного управления с целью удовлетворения повышения уровня и качества жизни населения.
Основной целью планирования и прогнозирования территории в экономическом смысле является максимизация благосостояния граждан, повышение его конкурентоспособности. Для этого необходимо постоянно осуществлять мониторинг рациональности использования ресурсов, контролировать их использование.
Система планирования и прогнозирования территории включает в себя следующие элементы:
- субъекты управленческой деятельности;
- объекты управленческой деятельности;
- принципы управленческой деятельности;
- методы управленческой деятельности;
- стили управленческой деятельности;
- функции управленческой деятельности и т.д.
Рассмотрим более подробно элементы системы планирования и прогнозирования территории.
В качестве субъектов системы планирования и прогнозирования территории могут выступать руководители всех уровней и ветвей власти, руководители хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм собственности, руководители общественных организаций и объединений, политических движений и т.д. отличительная черта всех субъектов управленческой деятельности – это лица принимающие решения и несущие за них всю полноту ответственности. Субъекты системы планирования и прогнозирования затрат оказывают воздействие на объекты субъектов планирования и прогнозирования территории с целью получения от них нужного социально-экономического результата.
Объекты системы планирования и прогнозирования территории могут иметь материальную и нематериальную форму, это и средства производства, и предметы труда, и различные виды отношений, психология людей и т.д.
Принципы функционирования системы планирования и прогнозирования территории:
- принцип научной обоснованности принимаемых управленческих решений, то есть каждое управленческое решение должно быть обосновано с точки зрения последних достижений науки и техники;
- принцип согласованности политических и экономических интересов при принятии решения;
- принцип выделения основных видов деятельности в управленческой деятельности, то есть определение основных направлений вложений ресурсов, времени и средств, позволяющих добиваться наибольших результатов;
- принцип сбалансированности в развитии объекта управленческой деятельности, когда меняется отдельная часть или подсистема объекта управленческой деятельности, то адекватные этим изменения должны произойти и с другими взаимосвязанными с ними частями или подсистемами;
- принцип единоначалия, только один человек, одно лицо может принимать решения и нести за них ответственность;
- принцип согласования стратегических, текущих и оперативных целей развития объекта управленческой деятельности;
- принцип оптимальности управленческой деятельности, управленческая деятельность должны быть направлена на экономию ресурсов, на повышение качество объектов управленческой деятельности, получение максимальных результатов.
Методы управленческой деятельности делятся на социально-психологические, организационно-экономические и организационно-технические.
Социально-психологические методы функционирования системы планирования и прогнозирования территории основаны на использовании нематериальных способов, средств и форм воздействия на объекты управленческой деятельности.
Организационно-экономические методы функционирования системы планирования и прогнозирования территории включают в себя материальные мотиваторы и административные механизмы воздействия на объекты функционирования системы управления затратами[1].
Организационно-технические методы функционирования системы планирования и прогнозирования территории это активное использование технических средств и регламента на функционирование объектов управленческой деятельности.
Функции системы планирования и прогнозирования территории также весьма многообразны, но принято выделять 3 наиболее часто встречающиеся функции.
Функция целеполагания системы планирования и прогнозирования территории – это процессы по разработке программ развития объектов управленческой деятельности на определенный период времени для достижения определенной цели с учетом имеющихся ресурсов.
Функция организации системы планирования и прогнозирования территории – это процессы и действия по распределению исполнителей, ресурсов во времени и пространстве для выполнения различных задач.
Функция контроля системы планирования и прогнозирования территории – это непрерывный процесс мониторинга исполнения принятых управленческих решений, сопоставления полученных результатов с запланированными.
Как видим, система планирования и прогнозирования территории – это многоаспектное и многоплановая система в системе управления субъектом федерации.
Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. В настоящее время не вызывает сомнения, что государственное регулирование необходимо в существующих социально-экономических системах. Одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, вызывающих споры среди экономистов различных направлений является вопрос о соотношении рыночных сил и государственного регулирования.
В целом доминирующей тенденцией прошлого века было усиление роли государства в экономике, основанное на воззрениях кейнсианской экономической школы. Государственные предприятия успешно функционировали в разных отраслях экономики Европы: транспорт – в Великобритании, автомобильная промышленность – во Франции и Италии. И даже в США, несмотря на традиционную приверженность, принципом свободного предпринимательства, активное регулирующее вмешательство государства в социально-экономические процессы стало восприниматься почти как норма.
Вместе с тем сильны и позиции монетаризма, в основе которого лежит убеждение, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия.
Для этого достаточно лишь регулировать объем предложения денег. Монетаристы во главе с М. Фридменом объявляют государственное регулирование фактором вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным.
Экономическая роль государства конкретизируется и реализуется в его функциях. Это позволяет решать многообразные экономические и социальные воспроизводственные задачи, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ на макро-, мезо- и микроуровнях. В качестве общепринятых можно назвать следующие экономические функции государства[2] (рис. 1).
Экономические функции государства
Защита прав собственности и обеспечение свободы предпринимательской деятельности
Стимулирование деловой активности; защита конкуренции и борьба с монополистическими тенденциями
Обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере
Удовлетворение потребностей в так называемых «общественных» благах и услугах, главная особенность которых – совместное потребление
Регулирование взаимоотношений: между трудом и капиталом; между предпринимателями и наемными работниками
Обеспечение устойчивости национальной валюты и регулирование денежного обращения
Контроль за внешнеэкономической деятельностью и обеспечение экономической безопасности страны
Рисунок 1 - Основные экономические функции государства
Но есть особая функция у государства, которую не в состоянии решить ни один рынок, будь он самым совершенным. Это соблюдение баланса интересов в обществе и обеспечение соответствия деятельности частных структур национальным интересам.
С этой точки зрения, небезынтересно привести высказывание Дж. Сороса: «Я утверждаю, - пишет он, - что открытому обществу опасность порой грозит с другой стороны – от чрезмерного индивидуализма.… Если наша нынешняя система не будет скорректирована признанием общих интересов, которым следует отдать предпочтение перед интересами частными, то система эта – при всех своих несовершенствах соответствующая требованиям открытого общества – рискует развалиться».
Поскольку эффективное решение проблем, связанных с государственным регулированием экономики, требует соответствующих условий, фундаментального научного обоснования и высокой квалификации исполнителей, то самое простое и правильное решение состоит в том, что вмешательство государства в экономику целесообразно лишь в той мере, в какой механизм рыночного регулирования не дает должного эффекта.
Вывод.
С развитием общества происходит уточнение и обогащение функций государства. Этот процесс характеризуется последовательным переходом к косвенным методам регулирования и резким возрастанием социальных функций государства. Сюда относятся установление минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для каждого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума; продолжительности рабочего времени отдыха, предоставление гарантированных отпусков.