Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (объекты контроля и надзора ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изложенный анализ нотариальных функций показывает их тесную взаимосвязь и системное воздействие на нотариальную деятельность, а также наличие в нотариальном праве как охранительных, так и существенных позитивных характеристик, отражающих правосозидательную силу нотариата. Поэтому вряд ли верно характеризовать нотариальное право как сугубо охранительное, что принижает значение правореализационных и других позитивных функций нотариата в современной правовой системе.

Надзор за деятельностью нотариальных контор, осуществляемый Территориальным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации, предполагает и координацию деятельности нотариусов, исполнения их функций и в конечном итоге раскрытие потенциала нотариата в целом.

При более полной и последовательной реализации в ходе реформы юрисдикционной системы модели нотариата, основанной на традициях континентального права, позитивный потенциал нотариата мог бы раскрыться в следующих направлениях:

осуществление экономии государственных средств. "Общеизвестно, что развитая система нотариата снижает стоимость администрации правосудия для государства в 3-5 раз" - замечает Е.П. Михайлова;

снижение спорности гражданского оборота. Защита прав и свобод заинтересованных лиц в нотариальном производстве происходит за счет самих субъектов гражданского оборота, что гарантирует лучшую реализацию субъективных прав и общественный мир;

облегчение и ускорение рассмотрения гражданских споров в судах.

Данное обстоятельство связано с особой доказательственной силой, наличием качеств фактической бесспорности у нотариальных актов, что упрощает задачу суда по установлению действительных обстоятельств дела и позволяет сделать правильный вывод об истинных правах и обязанностях сторон:

уменьшение абсолютного количества дел в судах в случае передачи нотариусу дел бесспорного характера. Эта возможность происходит из признания исполнительной силы нотариальных актов, когда реализация вытекающих из них прав и исполнение обязанностей, в том числе принудительная, происходит вне судебной процедуры.

Как справедливо замечает И.Г. Медведев "сегодня кредитор не заинтересован обращаться к нотариусу, поскольку после него дорога лежит в суд. Зачем загружать суды делами, по которым фактически нет спора? Тем более у должника всегда есть возможность обжаловать в судебном порядке совершенное нотариальное действие".

Основным и естественным средством предупреждения правовых конфликтов нотариусом является его совет. Он представляет собой специфическое проявление законных полномочий нотариуса и направлен на информирование заинтересованных лиц обо всех аспектах юридической ситуации, обеспечивая тем самым выявление и надлежащую реализацию воли сторон. Также отмечает В. Репин "удостоверительная функция нотариуса теряет всякий смысл, не будучи сопровождена его обязанностью дачи совета, превращая нотариуса в робота, а создаваемые им документы - в юридические "скелеты", лишенные живого содержания. Нотариус - не простой поставщик правовой информации, но гарант ее законности, относимости и достоверности".


Относительно новой сферой деятельности для нотариусов во многих странах мира стало участие в посреднических и медиативных процедурах как альтернативе государственному правосудию. Например, учитывая зарубежный опыт авторы работы "Актуальные проблемы развития нотариата" И.Г. Медведев и В.В. Ярков делают следующее предположение: "законы, отражающие роль нотариуса в примирении сторон, выработке соглашения между ними и его закреплении, приняты в Австрии. Германии, Нидерландах; в других странах идет разработка соответствующих законопроектов. К числу последних относится и Россия. Было бы целесообразным включить в данный законопроект положения, дающие заинтересованным лицам возможность нотариального удостоверения достигнутых в результате использования посреднических процедур соглашений с целью придания им непосредственной исполнительной силы по примеру соглашения об уплате алиментов".

Недостаточно используется потенциал нотариата при совершенствовании систем государственного управления, то есть при проведении административной реформы. Здесь нотариат может сыграть позитивную роль:

при дебюрократизации системы государственного управления;

при совершенствовании фискальной системы;

при реформировании правоохранительной сферы государства.

В частности, роль небюджетного нотариуса при дебюрократизации государственного управления заключается:

в упрощении системы государственного управления. Данный результат представляет собой ожидаемое последствие расширения компетенции в сфере гражданского оборота. Механизм его действия заключается в неизбежном сокращении контрольных и ревизионных полномочий государственных органов и должностных лиц, осуществляющих регистрацию или иное подтверждение прав, основанных на нотариальном акте. Сохранение данных полномочий у регистрирующих органов в настоящее время является дублирующим по отношению к публичным функциям нотариуса, обеспечивающих законность и реализацию императивных норм в частных соглашениях;

в снижении уровня коррупции в системе государственного управления. Это станет возможно как комплексный результат ликвидации дублирующих полномочий государственных органов и перехода к модели отношений по оси "государство - нотариус - заинтересованное лицо". Иначе говоря, при нотариальном удостоверении сделок и совершении иных нотариальных действий следует по возможности исключить непосредственное взаимодействие граждан и организаций с компетентными органами государства, предоставив в соответствии с желанием сторон независимому и беспристрастному нотариусу право личного сбора всех документов, необходимых для совершения нотариального акта и придания ему полного правового эффекта. В этом случае необходимо установить также относительно сокращенные сроки ответа на запросы нотариуса при личном сборе документов и право внеочередного приема нотариуса в органах, хранящих соответствующую информацию, при непосредственной проверке им фактического состава при подготовке к совершению нотариального действия.


Речь идет, таким образом, о постепенном переходе к активной модели поведения нотариуса в гражданском обороте, что ведет к признанию за нотариусом роли доверенного лица и беспристрастного советника сторон нотариального акта.

И. Гаврюшина даёт следующее заключение: "Совершенствование фискальной системы государства заключается, во-первых, в снижении налогового и финансового бремени на участников гражданского оборота и, во-вторых, в увеличении собираемости налогов и иных обязательных сборов и платежей". Нотариат обладает серьезным потенциалом в облегчении реализации задачи по увеличению налоговых поступлений в бюджет государства. Публичность и отсюда абсолютная прозрачность нотариальной деятельности уже сегодня препятствуют уклонению от уплаты налогов в отношении имущества, ставшего предметом нотариального акта. В частности, речь может идти о реализации следующих предложений, которые делает В.В. Баранкова:

"расширение круга нотариальных действии, в отношении которых устанавливается обязанность нотариуса информировать налоговые органы о совершении соответствующих юридических действий конкретными субъектами;

наделение нотариуса функциями налогового агента в отношении сбора налогов и иных обязательных платежей по наиболее значимым нотариальным актам, например, влекущим переход права собственности на имущество".

Однако при воплощении данных предложений следует проявить осторожность, так как естественной границей контрольных функций нотариуса в административной и налоговой сферах является доверительный характер отношений с частными лицами. Как отмечает Ю.Ф. Костенко: "Чрезмерные требования сотрудничества с государством в области контроля, предоставления информации ломают отношения доверия нотариуса и участников гражданского оборота, извращая саму идею нотариальной профессии".

При реформировании правоохранительной сферы государства основное внимание следует уделить недостаточному уровню двустороннего взаимодействия между нотариатом и иными правоохранительными органами государства. Между тем от совершенствования его форм и методов не в последнюю очередь зависит снижение общей криминальности гражданского оборота и их основы - отношений собственности. В целом обязанность нотариусов контролировать соблюдение некоторых административных правил не противоречит нотариальной функции, когда они обеспечивают "прозрачность" и юридическую чистоту совершаемых юридических действий или направлены на защиту более слабой стороны в правоотношении.


Глава 2. Формы контроля за деятельностью нотариусов

2.1 Профессиональный контроль

В соответствии со ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

Данное полномочие нотариальных палат является одной из форм реализации присущих им полномочий управленческого характера, делегированных им от имени государства как организациям публично-правового характера. В соответствии со ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате проверка организации работы нотариуса проводится 1 раз в 4 года, а впервые приступившего к нотариальной деятельности - по истечении 1 года после наделения полномочий нотариуса.

Согласно мнению президента Федеральной Нотариальной Палаты

Е.Н. Клячина: "профессиональный контроль имеет целью обеспечить проверку исполнения профессиональных обязанностей нотариусами. В практике возникал вопрос об объеме проведения такой проверки - что понимается под профессиональными обязанностями, поскольку их круг достаточно широк. Одни нотариусы понимают проверку как контроль сугубо за соблюдением правил нотариального делопроизводства. Более правильным является, на наш взгляд, следующий подход, основанный на анализе целой совокупности норм Основ законодательства РФ о нотариате, в частности ст.28 и 34".

В соответствии со ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате речь идет о проверке исполнения профессиональных обязанностей, при этом нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Кроме того, в соответствии со ст.28 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам соблюдения требований профессиональной этики. При этом должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий.


Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что проверка по своему содержанию включает контроль исполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональными обязанностями.

По-разному на практике трактуется вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса. Один подход, основанный на сугубо профессиональном характере нотариальных палат, исходит из того, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи с необходимостью соблюдения нотариальной тайны. Другой подход заключается в том, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно указание в ст.28 Основ законодательства РФ о нотариате о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну.

Возможен следующий механизм проведения проверок, соответствующий ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате и учитывающий реальные возможности нотариальных палат по проведению проверок профессиональной деятельности.

Проверка может включать заполнение специальной анкеты самим проверяемым, где он бы заполнил сам основные фактические данные о своей работе, о наличии удовлетворенных судом либо признанных им самим жалоб, исков, о фактических возможностях по сохранению архива, обеспечению нотариальной тайны и иных главных составляющих его работы.

Г.Г. Черемных выделяет: "Прежде всего, проверка заключается в установлении наличия всех необходимых документов в архиве в соответствии с правилами нотариального производства, сложившимся толкованием законодательства, наличия необходимой номенклатуры дел, наличия помещения, обеспечивающего соблюдение правил нотариального производства и сохранение нотариальной тайны". Проверка не может оценивать правильность совершения соответствующего нотариального действия с точки зрения применения законодательства, когда оно допускает его различное толкование.

Результатом проверки должен быть акт, подписываемый проверяемым и нотариусом, осуществляющим проверку, с приложением протокола разногласий, при наличии которого спорные вопросы рассматриваются правлением нотариальной палаты. В сложившейся практике в профессиональной проверке деятельности нотариуса участвует (помимо нотариусов, главного бухгалтера и методиста нотариальной палаты) специалист Управления Федеральной регистрационной службы по субъекту Российской Федерации.

Так, например, отмечает Н.Б. Зейдер: "В практике нотариальной деятельности в г. Москве список нотариусов, чья профессиональная деятельность подлежит проверке в очередном квартале (полугодии) утверждается на заседании правления Московской городской нотариальной палаты по согласованию с Федеральной регистрационной службой г. Москвы".