Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (объекты контроля и надзора ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ежегодно правлением Нотариальной палаты утверждается план проверок. При этом помимо плановых комплексных проводятся внеплановые проверки по представлениям правоохранительных органов, определениям суда и сообщениям налоговых служб и повторные (контрольные) проверки.

На сегодняшний день сложилась практика проверки нотариальной деятельности, которая выявляет типичные ошибки, допускаемые нотариусами при исполнении своих обязанностей. Рассмотрим некоторые из них.

Как отмечает М.В. Белякова, инспектор сектора контроля за профессиональной деятельностью нотариусов Нотариальной палаты Санкт-Петербурга "Анализ выявленных в ходе проверок нарушений показал, что ошибки, в основном, у всех проверенных нотариусов одни и те же.

В связи с этим возникла необходимость обобщить результаты проверок с целью выявления наиболее типичных ошибок, чтобы в будкщем избежать их повторения.

Сначала остановимся на соблюдении требований ст.250 ГК РФ. При удостоверении договоров отчуждения одним из участников общей долевой собственности своей доли нотариусы не всегда принимают меры к выполнению требований этой статьи.

При проверке договоров отчуждения долей квартиры обнаружено, что зачастую в делах нотариуса отсутствуют сведения об извещении совладельцев об отчуждении доли квартиры, тем самым нарушается их право преимущественной покупки".

При изучении истребуемых от совладельцев заявлений можно выделить две самые распространенные ошибки.

Отказ от права преимущественной покупки совладельцем общей долевой собственности оформлен путем подачи нотариусу заявления с согласием на продажу доли квартиры. Закон не требует от совладельца согласия на продажу доли квартиры другим сособственником.

Сособственник либо использует свое право преимущественной покупки, либо отказывается от него.

Некоторые нотариусы забывают, что цена является существенным условием сделки, и не указывают в заявлениях, по какой цене будет производиться отчуждение доли квартиры. Встречались варианты, когда цена отчуждаемой доли квартиры, указанная в заявлении об отказе от права преимущественной покупки, не совпадала с ценой, указанной в тексте самого договора.

Нередко заявления об отказе от права преимущественной покупки доли квартиры нотариусы получают не от всех совладельцев.

В то же время иногда нотариусы истребуют заявления от совладельцев, когда доля квартиры продается одному из сособственников.

А.А. Соловьев предлагает вариант решения: "подобное заявление должно быть следующего содержания: "Мне известно о предстоящей продаже гр. Ивановым Иваном Ивановичем принадлежащей ему 1 /3 доли квартиры № 2 в доме 3 по ул. Труда в Санкт-Петербурге за 5000 рублей на условиях мне известных. От права преимущественной покупки отказываюсь".


Также не всегда соблюдаются нотариусами требования ст.185 ГК РФ. Так, при удостоверении договора отчуждения имущества, где одной из сторон является юридическое лицо, представитель этого юридического лица действует по доверенности, не удостоверенной нотариально, как того требует ч.2 ст.185. Нотариусы принимают доверенности от имени юридического лица, подписанные ненадлежащим лицом и ненадлежащего содержания. Так, например, отмечает Г. Черемных, президент Московской городской нотариальной палаты "доверенность на продажу принадлежащей юридическому лицу автомашины подписывается только бухгалтером. Или при удостоверении договора купли-продажи автоприцепа, где одной из сторон является юридическое лицо, представитель его действует по доверенности на получение товарно-материальных ценностей. При этом нотариус в договоре указывает, что полномочия представителя проверены, что является неверным".

Как показывают проверки, еще одним уязвимым местом в работе нотариусов является несоблюдение требований семейного законодательства.

Во-первых, не всегда потребуются заявления от супруга с согласием на отчуждение другим супругом совместно нажитого имущества.

Во-вторых, вместо истребования соответствующего заявления об отсутствии супруга (холост, вдов), практикуется приобщение к документам просто свидетельства о смерти, разводе. Когда фамилии у супругов разные, приходится только догадываться, зачем в делах нотариуса хранится данный документ.

В-третьих, нотариусы не знакомят с этими заявлениями других участников сделки, которые в свою очередь в подтверждение того, что это обстоятельство им известно, должны подписаться на заявлении.

В-четвертых, при удостоверении соглашения о расторжении договора об отчуждении жилого дома, квартиры, являющейся совместной собственностью супругов, не истребуется заявление от другого супруга о его согласии на расторжение договора.

В то же время существует противоположная ситуация, как например

Е. Евдокимова в своей работе пишет, что "имеются заявления о согласии супруга на совершение сделки в тех случаях, когда законом это не предусмотрено, поскольку имущество не является совместной собственностью супругов (например, принадлежит одному из супругов на основании договора приватизации, дарения, по наследству). При этом свидетельствуется подлинность подписи и взыскивается тариф".

Более подробно остановимся на особой группе ошибок, допускаемых при удостоверении сделок с участием несовершеннолетних.


Нотариусы не всегда истребуют разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок при удостоверении договоров по отчуждению квартиры, в которой проживает несовершеннолетний ребенок, не являющийся собственником отчуждаемого жилья.

Также не истребуется разрешение на отказ от права преимущественной покупки долей квартиры от имени несовершеннолетнего.

Обобщение проверок показало, что подавляющее большинство завещаний удостоверяется с соблюдением требований действующего законодательства. В то же время проверки выявили существенные нарушения и ошибки. Данное обстоятельство разъясняет О.С. Мурыгина, нотариус Московской областной нотариальной палаты, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической и законодательной работе "самое распространенное упущение заключается в том, что некоторые нотариусы не вносят завещания в алфавитную книгу. Встречаются несоответствия данных, указанных в самом завещании, с данными в алфавитной книге.

Что касается самого текста завещания, то здесь тоже встречаются ошибки.

Во-первых, допускаются искажения фамилий и ошибки в их написании, не прочеркиваются свободные места, допущенные в тексте исправления, не оговариваются. В завещаниях, экземпляры которых хранятся у нотариуса, иногда отсутствует подпись самого завещателя. Нередко отсутствуют подпись и оттиск печати нотариуса.

Во-вторых, в ряде случаев не соблюдаются правила отмены завещания. В частности, не всегда делаются отметки об отмене завещания в реестре, алфавитной книге. Заявление об отмене завещания некоторые нотариусы подшивают в отдельный наряд, хотя оно должно быть приобщено к экземпляру завещания, хранящемуся в делах нотариуса.

В-третьих, необходимо обратить внимание на составление завещания. Встречаются завещания, которые просто неисполнимы. Например, в первом пункте завещания гражданин завещает квартиру одному, а во втором пункте все имущество другому. То есть получается, что второй пункт отменяет первый".

Х. - Я. Пютцер отмечает: "Не секрет, что у некоторых нотариусов нередко складывается впечатление о "карательных" целях проверок. Безусловно, это неверно. Действительно, по итогам проверок отдельных нотариусов Нотариальная палата представляла в суд ходатайство о лишении лицензии на право нотариальной деятельности". Но это крайняя мера, применяемая в исключительных случаях. Даже если в ходе проверки обнаружено много серьезных нарушений, нотариусу всегда дается возможность исправиться. По решению Правления Нотариальной палаты, на заседании которого обсуждаются итоги проверки, назначается повторная проверка, как правило, через полгода. И если повторная проверка показывает, что нотариус не сделал никаких выводов, не перестроил кардинально свою работу, а продолжает допускать те же ошибки, тогда Нотариальная палата представляет в суд ходатайство о лишении лицензии. Но нотариусу всегда дается шанс, и уже от него зависит, воспользуется ли он предоставленной возможностью или нет.


Следует сделать вывод, что целью проверки является оказание помощи государственным нотариальным конторам и частным нотариусам в их становлении как высококвалифицированных специалистов, защищающих законные права и интересы граждан и юридических лиц.

2.2 Налоговый контроль

Согласно ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Рассмотрим процедуру налогового контроля в сфере нотариальной деятельности.

Согласно ст.87 Налогового Кодекса Российской Федерации (части первой) от 31.07.1998 № 146-ФЗ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований указанной статьи.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.


При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено данной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Особое внимание к нотариусам как к налогоплательщикам, занимающимся частной практикой, объясняется спецификой их деятельности, тем, что они являются одной из самых высокодоходных категорий плательщиков.

Т. Гусева делает заключение, что: "Предусмотренных законодательством санкций чаще всего вызваны следующими типичными для частных нотариусов нарушениями налогового законодательства: несвоевременным представлением декларации о доходах; ведением книги учета доходов и расходов с нарушением установленного порядка, включением в декларацию о доходах искаженных данных; неполным или несвоевременным представлением в налоговые органы справок о стоимости имущества, переходящего в собственность физических лиц в порядке наследования или дарения".