Файл: Требования к управленческим решениям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельную организацию может существенно повысить уровень безработицы;

- разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений;

- профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения исходя из своего опыта.

В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.[14]

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации.[15]

Принятие управленческих решений - это важнейший этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого управленца. Поэтому знание технологии, методов принятия решений является необходимым элементом профессиональной квалификации руководителя.

Принятие решений означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления.

При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величину. Степень риска — это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.[16]

Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной (т.е. ожидаемой), величины максимального и минимального дохода (убытка) от данного вложения капитала. При этом, чем больше диапазон между максимальными минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Риск представляет собой действие в надежде на счастливый исход по принципу «повезет — не повезет».


Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает прежде всего неопределенность хозяйственной ситуации, т.е. неизвестность условий политической и экономической обстановки, окружающей ту или иную деятельность, и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше и степень риска.[17]

Неопределенность хозяйственной ситуации обусловливается следующими факторами: отсутствием полной информации, случайностью, противодействием.

Отсутствие полной информации о хозяйственной ситуации и перспектив ее изменения заставляет предпринимателя искать возможность приобрести недостающую дополнительную информацию, а при отсутствии такой возможности начать действовать наугад, опираясь на свой опыт и интуицию.

Случайность во многом определяет неопределенность хозяйственной ситуации. Случайность — это то, что в сходных условиях происходит неодинаково, и поэтому ее заранее нельзя предвидеть, спрогнозировать и ли спланировать. Однако при большом количестве наблюдений за случайностями можно обнаружить, что в мире случайностей действуют определенные закономерности.

Математический аппарат для изучения этих закономерностей дает теория вероятности. Случайные события становятся предметом теории вероятности только тогда, когда с ними связываются определенные числовые характеристики — их вероятности.[18]

Случайные события в процессе их наблюдения повторяются с определенной частотой. Частота случайного события представляет собой отношение числа появлений этого события к общему числу наблюдений. Частота обычно обладает статистической устойчивостью в том смысле, что при многократном наблюдении ее значения мало меняются.

Таким образом, частоты случайного события как бы группируются около некоторого числа. Устойчивость частоты отражает некоторое объективное свойство случайного события, заключающееся в определенной степени его возможности. Вероятность любого события колеблется от 0 до 1,0. Если вероятность равна нулю, то событие считается невозможным. Если же вероятность равна единице, то событие определяется как достоверное.

Вероятность позволяет прогнозировать случайные события. Она дает им количественную и качественную характеристику. При этом уровень неопределенности и степень риска уменьшаются.

Противодействие также во многом определяет неопределенность хозяйственной ситуации. На любое действие всегда имеется противодействие. К противодействиям относятся катастрофа, пожар и другие природные явления, война, революция, забастовка, различные конфликты в трудовых коллективах, конкуренция, нарушения договорных обязательств, изменение спроса, аварии, кражи и т.п.


Предприниматель в процессе своих действий должен выбрать такую стратегию, которая позволит ему уменьшить степень противодействия, что, в свою очередь, снизит и степень риска.[19]

Применительно к экономическим задачам методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного исходя из наибольшей величины математического ожидания. Иначе говоря, математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления

Вероятность наступления события может быть определена с помощью: объективного метода, основанного на вычислении частоты, с которой происходит данное событие; субъективного метода, основанного на использовании субъективных критериев, которые базируются на различных предположениях.

К таким предположениям могут относиться: суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта, мнение финансового консультанта и т.п. Когда вероятность определяется субъективно, то разные люди могут устанавливать разное ее значение для одного и того же события и делать различный выбор.

Важное место при этом занимает прием экспертной оценки, т.е.проведение экспертизы, обработка и использование ее результатов при обосновании значения вероятности. Прием экспертной оценки представляет собой комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью эксперта по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации.

Этот прием экспертной оценки основан на использовании способности специалиста (его знаний, умения, опыта, интуиции и т.п.) находить нужное, наиболее эффективное решение.

При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. После проведения анализа рисков в процессе разработки управленческого решения используются специальные приемы управления риском. [20]

Таким образом, в процессе разработки и принятия управленческих решений менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующей ситуации, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений. При принятии управленческого решения в общем случае необходимо:


- спрогнозировать будущие условия, например, уровни спроса;

- разработать список возможных альтернатив;

- определить вероятность каждого условия;

- оценить альтернативы по выбранному критерию решения. Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.

Это требует грамотного управления, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению.

Таким образом, управленческое решение – это отбор метода действий, гарантирующего достижения управленческой цели. Это продуманный отбор одного из возможных вариантов поведения т.е. действие в критериях наличия нескольких альтернатив. В общем говоря, и разбирая информацию о процессе принятия решения, разрешено обнаружить последующие индивидуальности: принятие решений- это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных шагов.

На разных шагах принятия решения предусматривается сбор, переработка и критика информации; на всех шагах процесса принятия решения главными являются: осмысление трудности, сбор информации, обнаружение альтернатив, определение ограничений, критериев и принятия решения; процесс принятия решений рассматривается, как системная активность лиц, принимающих решения; процесс принятия решений рассматривается как система активность лиц, принимающих решения, он подчинен законам управления, организации деловитости людей.

Итак, организация принятия и реализации управленческих решений является важнейшим в обеспечении системы управления. Она направлена компенсировать определённые потери в реализации компонентов управления, оценить проблемы и способствовать реализации путей совершенствования.

ГЛАВА 2. Практическая часть. Предложения по совершенствованию системы управления персоналом


2.1. Направления совершенствования системы управления персоналом

Модернизацию управления персоналом требуется начать непосредственно с проработки кадровой политики банка, так как именно она выступает ядром системы управления персоналом, включающая деятельность по всем основным направлениям кадровой работы, отвечающая за реализацию потребностей развития банка.

Для того чтобы банк успешно функционировал, а текучесть персонала была в пределах нормы, необходима эффективная, проработанная кадровая политика банка и компетентный, профессиональный, эффективно функционирующий отдел персонала, осуществляющий свою деятельность по следующим направлениям:

– определение потребности в персонале, как на текущий период, так и на перспективу, в соответствии со стратегическими целями и задачами компании;

– обеспечение компании необходимым числом квалифицированных специалистов (подбор персонала, оценка на этапе отбора (разработка систем проверки профессиональных и личностных качеств претендентов на вакантную должность);

– обучение персонала (введение в должность Welcome-тренинг, экскурсия по организации и т.д.; адаптация и наставничество; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; охрана труда)

– аттестация рабочих мест и разработка профессиограмм;

– кадровое делопроизводство;

– система оплаты труда;

– мотивация персонала;

– работа по формированию и развитию кадрового резерва, профессионального уровня сотрудников, включенных в кадровый резерв;

– корпоративная культура, командообразование, анализ причин и урегулирование конфликтов;

– работа по созданию привлекательного HR-бреда работодателя для привлечения в компанию лучших специалистов.

Для реализации успешной кадровой политики руководителю службы по управлению компании необходим профессиональный помощник – менеджер по персоналу. Предлагается ввести отдел персонала в количестве двух специалистов: к начальнику отдела, добавить менеджера по персоналу – 1 чел.

Экономическая эффективность от предложенного мероприятия: эффективность управленческих программ, как следствие выстраивание работоспособной системы внутрифирменных коммуникаций и снижение текучести персонала.

Социально-психологического эффективность: сосредоточение информации по персоналу в одном месте и как следствие увеличение скорости принятия управленческих решений, что приведет к улучшению социально-психологического климата в коллективе; уровня удовлетворенности персоналом (соответствие целей компании и ее сотрудников; снижение коэффициента текучести персонала; снижение уровня конфликтности в коллективе).