Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с п.п. б п.25 этого документа устанавливалось, что налог на транспорт должны платить все предприятия, за исключением бюджетных. Размер платежа в казну государства составлял 1% фонда, выделяемого предприятием на оплату труда. Деньги, которые поступали по данной статье налогообложения, шли на финансирование субъектов Российской Федерации. Они являлись одним из видов финансирования пассажирского автомобильного, железнодорожного пригородного, электрического и др. транспорта. С 15.11.1997 г. (Указ №1233) данный налог был отменен в результате приведения в соответствие норм налогообложения с законодательными актами, изданными Президентом [2].

Предназначение государственного сбора [1]

В том виде, в котором данный вид налогообложения применяется сегодня, он действует в России с января 2003 года. Именно в этот период была проведена существенная налоговая оптимизация. До этого в стране действовал закон № 1759/1 «О дорожных фондах в РФ».

Налог на транспортные средства является прямым, так как он должен взиматься непосредственно с дохода, получаемого в натуральном виде, а именно — с имущества, принадлежащего плательщику налога.

Правомочность взимания налога на транспорт закреплена главой 28 Налогового кодекса РФ. Значительная часть полномочий по назначению ставок, порядка и сроков внесения платежей, льгот, предоставляемых определенным категориям налогоплательщиков, передана региональным органам. Налог, уплачиваемый собственниками транспортных средств, является серьезным источником получения дохода, так как количество машин и других видов транспорта постоянно растет. Это позволяет наполнять региональную казну и оживлять экономику регионов [5].

Субъекты и объекты налога на транспорт (см. Рисунок 1.4)

Рисунок 1.4 Объекты транспортного налога

Платить налог на транспорт должны лица (налогоплательщики), которые оформили (зарегистрировали) на себя транспортное средство в соответствии со ст. 357 Налогового Кодекса РФ.

Размер налога, который должен быть уплачен физическим лицом, определяется органами налоговой инспекции.

В России применяется единое исчисление, в соответствии с которым 1 лошадиная сила равна 735.5 Вт (1 кВт равен 1,36 л.с.).

При расчете за основу берутся данные, подаваемые регистраторами транспортных средств на территории РФ. К таким органам относятся ГИБДД, Гос.тех.надзор, Инспекция по судам [6].

Еще одним субъектом налогообложения является лицо, фигурирующее в доверенности на управление ТС, если оно приобреталось, и было передано другому субъекту с оформлением доверенности до 30 июля 2002 года. Налогоплательщик, являющийся на данный момент владельцем ТС в соответствии с регистрационными документами, должен уведомить налоговую инспекцию о том, что ТС было передано путем оформления доверенности другому субъекту [12].


В качестве объектов налогообложения рассматриваются машины, автобусы, мотоциклы, другой транспорт самоходного типа и механизмы, передвигающиеся на гусеничном ходу.

Кроме того, к таким транспортным средствам относится водный (корабли, яхты, парусные судна и др.), воздушный транспорт (самолеты, вертолеты), а также снегоходы, гидроциклы и прочее. Не относятся к объектам, которые подпадают под налогообложение:

• ТС, пребывающие в розыске, если факт кражи подтвержден путем составления соответствующего документа [2];

• Лодки на веслах;

• Лодки с моторами, двигатель которых не превышает 5 л.с.;

• Легковые авто, специально оборудованные под потребности инвалидов;

• Легковые авто до 100 л.с (73,55 кВт), которые были выданы (куплены) через органы соцзащиты на законных основаниях;

• Сельскохозяйственная техника, суда речные и промысловые, санавиация [11].

При регистрации авто, органы, ее осуществляющие, должны подавать в налоговую инспекцию по месту своего расположения информацию о регистрации, снятии с учета, а также о лицах, на которых регистрируются данные средства в течение 10-дневного срока после выполнения этих действий.

Эти органы также обязаны каждый год не позже 1 февраля подавать данные обо всех действиях, связанных с ТС, выполненных за истекший календарный год. Налоговым считается именно такой период [10].

База для начисления

Налоговая база устанавливается по ТС, оснащенных двигателями.

Она зависит от мощности, которую имеет конкретный двигатель (измеряемой лошадиными силами), указанной в документах на транспорт. Таким документом может быть паспорт ТС или самоходной машины. К другим транспортным средствам водного или воздушного типа без двигателей или имеющих неопределяемую валовую вместимость, налоговая база должна устанавливаться в виде единицы ТС. К такому транспорту могут быть отнесены плавучие краны, дебаркадеры и др. средства без двигателей для автономного перемещения [2].

Выводы по части исследования. Таким образом, транспортный налог в России регулируется Налоговым кодексом и соответствующими региональными законами в каждом субъекте РФ.

Субъектом налогообложения являются физические или юридические лица, которые являются собственниками транспорта.

Соответственно, объектом признается само транспортное средство, прошедшее регистрацию в органах ГИБДД, Гостехнадзора.

Только региональные власти определяют налоговые ставки, тарифы, льготы на оплату государственного сбора. Если этого в законодательстве субъекта не предусмотрено, то при расчете размера платежа используются базовые показатели, зафиксированные в НК РФ.


Часть 2 Анализ института транспортного налога в РФ

2.1 Транспортный налог в РФ

Одним из важных источников наполнения бюджета субъектов Российской Федерации является транспортный налог. С момента его введения он претерпел много изменений – его повышали, понижали, пытались отменить и перевести в «другой формат».

Разговоры о реформировании транспортного налога не прекращаются и в настоящее время [1]. В Российской Федерации транспортный налог функционирует уже более 10 лет, но до сих пор не были решены проблемы его рационального построения и эффективного администрирования.

При введении любого обязательного платежа необходимо найти баланс между его эффективностью и социальной справедливостью.

Это значит, что распределение транспортного налога между налогоплательщиками должно учитывать их платежеспособность и различия в доходах, но в то же время обеспечивать достаточное количество средств, поступающих в бюджет, и быть простым для администрирования [4].

Касательно транспортного налога эта проблема осложняется несколькими вопросами.

Данный налог относится к категории имущественных, следовательно, он должен учитывать возможную разницу в стоимости имущества.

Использование транспортных средств, которые являются объектами налога, неразрывно связано с транспортной инфраструктурой и окружающей средой.

Как известно, транспортный налог относится к категории региональных налогов и поступает в бюджеты регионов по нормативу 100%.

Логично предположить, что отмена транспортного налога приведет к сокращению доходной части региональных бюджетов приблизительно на 146 млрд. рублей, что, по сути, является невыгодным и нецелесообразным решением. Таким образом, на транспортный налог возложено множество различных ограничений, учесть которые достаточно сложно [2].

В настоящий момент налоговая база по транспортному налогу определяется независимо от марки, страны изготовления, года выпуска транспортного средства в виде мощности двигателя в лошадиных силах.

Поступление транспортного налога в консолидированный бюджет РФ представлено на рисунке 2.1.


Рисунок 2.1 Поступление транспортного налога в консолидированный бюджет РФ

В профессиональном сообществе уже не раз указывалось на то, что данный показатель напрямую не связан ни с ценой транспортного средства, ни с его массой и габаритами, ни с токсичностью, то есть по лошадиным силам невозможно точно определить какова платежеспособность владельца автомобиля, какой вред транспортное средство наносит экологии [3].

Транспортный налог устанавливается налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате.

Ставки транспортного налога устанавливаются регионам и регулируются законами субъектов Российской Федерации.

Размер транспортного налога в 2018 году зависит от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощность двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства [1].

Транспортный налог в 2018 году платят те, на кого зарегистрированы транспортные средства автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда и т.д.

Существует ряд исключений, когда транспортный налог не уплачивается – автомобили, оборудованные для инвалидов, весельные лодки и так далее.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по окончании календарного года, исчисляется в отношении каждого транспортного средства, как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки [11].

Транспортный налог 2018: федеральные ставки

Ставки транспортного налога 2018 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Базовые ставки можно посмотреть в ст. 361 НК РФ. Законами субъектов Российской Федерации они могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 10 раз.

Регионы, наряду с изменением ставки транспортного налога, в 2018 году могут устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Формула расчета налога на транспорт в 2018 году представляет собой перемножение налоговой базы с региональным значением налоговой ставки. Такая схема подходит для стандартных случаев, когда стоимость не превышает 3 млн рублей, а в собственности автомобиль был – не менее года.

В роли налоговой базы могут выступать лошадиные силы, показатель статической тяги реактивного двигателя или значение валовой вместимости (измерение приводится в регистровых тоннах) [5].


Для автомобилей, приобретенных в течение налогового периода, формула расчета транспортного налога будет выглядеть немного иначе:

Налоговая база * Ставка налога * (количество месяцев владения / 12).

Расчет суммы к уплате транспортного налога за неполный месяц владения предполагает учет месяца приобретения как полного, если сделка по приобретению была заключена в первой половине месяца.

Если факт появления транспортного средства в собственности наступил после 15 числа, то за этот месяц налог не начисляется. Для дорогих авто расчет суммы транспортного налога производится с участием дополнительного показателя – повышающего коэффициента, на который умножается полученное по обычной формуле значение налога [6].

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база * (Количество месяцев владения / 12) * Повышающий коэффициент.

Допускается установление региональными властями дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и их экологического класса.

Сроки уплаты транспортного налога

Физические и юридические лица обязаны уплачивать транспортный налог. Эта обязанность для всех владельцев транспортных средств — физических и юридических лиц [1].

Транспортный налог 2018 года владельцу автомобиля (физическому лицу) необходимо уплатить в 2019 году.

В отличие от физического лица, которому транспортный налог 2018 начисляет налоговая служба, юридическое лицо рассчитывает транспортный налог самостоятельно.

Юридическое лицо приводит расчет в налоговой декларации. Налоговая декларация 2018 юридическим лицом должна быть предоставлена в налоговую инспекцию не позднее 1 февраля 2019 года.

На сегодняшний день сумма транспортного налога для транспортных средств, имеющих двигатели, исчисляется исходя из мощности двигателя в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ) с применением повышающего коэффициента в зависимости от стоимости автомобиля и года его выпуска (ст. 362 НК РФ). В основу налогооблагаемой базы был положен технический показатель – мощность двигателя, исчисляемая в лошадиных силах, исходя из которого, можно рассчитать воздействие, которое оказывает отдельно взятое транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Считается, что чем больше мощность двигателя, тем больше вреда наносит такое транспортное средство дорожному покрытию, а соответственно и транспортный налог должен быть больше. Проведенными исследованиями установлено, что «средняя мощность двигателя, необходимая для движения в режиме городского цикла, значительно меньше той, с которой взимается транспортный налог».