Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, как уже было сказано выше, в соответствии с налоговым законодательством субъекты имеют возможность для установления «дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса» (ст. 361 НК РФ)3.

Следует отметить, что транспортное налогообложение в различных странах строится по-разному. Так, в Германии действует единый принцип налогообложения в стране, владельцы транспортного средства платят за объем двигателя и за объем выброса СО2; в США транспортные налоговые сборы включены в цену бензина; в Норвегии при исчислении транспортного налога берется в расчет объем выбросов СО2, мощность двигателя, вес автомобиля и объем выбросов оксидов азота; в Нидерландах – транспортный налог взимается из расчета за фактический пробег за год, при этом ставка зависит от вида автомобиля, возраста и объема двигателя; во Франции взимается транспортный налог в зависимости от мощности двигателя и налог на выхлоп СО2 за каждый грамм; в Японии существует три вида транспортных налогов: первый оплачивается при покупке автомашины; второй – при регистрации, исчисляемый из объема двигателя и массы автомобиля; ежегодный транспортный налог, исчисляемый также исходя из объема двигателя и массы автомобиля; в Китае существует два вида налогов: налог на владение автотранспортом (зависит от объема двигателя) и транспортный налог, включенный в стоимость бензина.

Здесь следует обратить внимание, на что именно расходуются собранные суммы с владельцев автомашин. Так, в Китае собранные средства идут на развитие собственного автопрома, в Японии – на развитие разработок в автомобильной сфере, во Франции суммы, собранные с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ. В нашей стране согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ вся сумма взыскиваемого транспортного налога зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации и в дальнейшем направляется в дорожный фонд субъекта РФ для дальнейшего «финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов» (ст. 179.4 БК РФ). На наш взгляд, стоило бы воспользоваться опытом зарубежных стран, в которых суммы, взыскиваемые с владельцев транспортных средств, направляются на развитие местного автопрома, поскольку такие вложения определяют то, на чем в будущем будет передвигаться население, что, в свою очередь, будет непосредственно влиять на состояние дорог и экологическую ситуацию в стране. В связи с этим рационально было бы определенную часть, например, в размере 5% от сумм, взысканных с владельцев транспортных средств, отчислять на развитие российского автопрома, что, безусловно, даст свои результаты в недалеком будущем.


2.2 Основные проблемы российской налоговой системы, в части транспортного налога

Одним из основных критериев, характеризующих состояние налоговой системы и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов.

Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения.

Показатель собираемости рассчитывается, как соотношение фактически зачисленных и планируемых налоговых доходов за вычетом задолженности по налогам и сборам [10, стр. 33-45].

В последние годы все меньше предоставляется налоговых льгот по налогам и сборам.

Имеет некоторые противоречия установление сроков уплаты налогов. Частью первой Налогового кодекса достаточно четко и подробно установлены формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и условия их применения.

В случае если налогоплательщик не может уплатить налог или сбор по определенным причинам, налоговым законодательством предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки.

Для этого следует обратиться в налоговый орган с заявлением.

Отметим, что отсрочка отличается от рассрочки тем, что в первом случае, предполагается уплата налога по истечении срока его действия, во втором случае предлагается возможность постепенной уплаты суммы налога или сбора в соответствии с графиком [2]. Для получения отсрочки или рассрочки необходимо обоснование и пакет документов для предоставления [4].

Заслуживает особого внимания порядок распределения федеральных налогов и сборов между звеньями бюджетной системы Российской Федерации.

На сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации дотационные. И это не удивительно, так как бюджето-образующие виды налогов сосредотачиваются в федеральном бюджете.

А все трудно-собираемые налоги остаются в регионах, например, имущественные налоги. Поэтому в большинстве регионов Российской Федерации плановые показатели бюджетов выполняется не в полном объеме. Хотя, в целом, несмотря на рост поступлений федеральных налогов и сборов плановые показатели федерального бюджета Российской Федерации по отдельным видам налогов также не всегда выполняются [11].


Таким образом, наиболее острой проблемой федеральных налогов и сборов является налоговое законодательство. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Незнание законодательства приводит к налоговым правонарушениям. Разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов [12].

К сожалению, следует констатировать, что и в самих налоговых органах также существуют проблемы, которые необходимо решать в самом ближайшем будущем: отсутствие единого адресного пространства; множественность информационных ресурсов ФНС России, содержащих сведения об объектах имущества и налогоплательщиках; несогласованность данных, содержащихся в информационных ресурсах ФНС Российской Федерации [14].

В настоящее время транспортный налог вызывает недовольство как со стороны налогоплательщиков, отмечающих высокие ставки, так и со стороны налоговых органов, неспособных обеспечить высокую собираемость налога с физических лиц. Для решения вопроса о реформировании транспортного налога целесообразно учитывать следующие проблемы.

Во-первых, транспортный налог не имеет целевого характера. А плательщиками налога является относительно небольшая группа владельцев транспортных средств.

По нашему мнению, целесообразней перечислять средства в определенные дорожные фонды, которые в свою очередь направляли бы средства на улучшение транспортной инфраструктуры, развитие дорожной сети, защиту окружающей среды.

Это связано с тем, что транспортные средства являются источниками повышенной опасности, а также негативно влияют на экологию и дорожную сеть.

Во-вторых, установленная прогрессивная шкала ставок не является справедливой. Существующая градация ставок требует реформирования, поскольку из-за разницы мощности двигателя на единицу лошадиной силы (далее л.с.), налогоплательщик может уплатить транспортный налог в несколько раз больше [1].

В-третьих, экологическая проблема. Ставка транспортного налога зависит от мощности двигателя, которая напрямую не связана ни с размерами транспортного средства, ни с объемом выбросов в атмосферу.

Зачастую именно автомобили с низкой мощностью двигателя в большей степени загрязняют окружающую среду, так как работают не на экологически чистом топливе. Как отмечалось ранее, транспортный налог в зарубежных странах учитывает эти составляющие при определении налоговой базы.


В-четвертых, низкая собираемость транспортного налога. Данная проблема, в первую очередь, касается физических лиц, поскольку налогоплательщики-организации уплачивают транспортный налог практически на 100% [13].

Это связано с тем, что в отношении организаций налоговая служба имеет рычаги воздействия, в частности, списание суммы налога со счета, арест имущества, «заморозка» счетов, в то время как в отношении физических лиц инспекция может только обратиться в суд.

По действующей редакции Налогового кодекса [4], градация транспортных средств производится с разницей в 50 лошадиных сил, что однозначно нуждается в доработке.

Например, автомобиль с мощностью 101 лошадиная сила попадает в категорию «до 150 лошадиных сил». Это значит, что владельцу автомобиля в Самарской области для расчёта транспортного налога 101 придется умножать на 24, то есть ставку для категории «до 150 лошадиных сил».

Так, владелец автомобиля с мощностью 100 лошадиных сил перечислит в бюджет 1600 руб., а владелец автомобиля с мощностью 101 лошадиных сил должен будет перечислить в бюджет 2424 руб.

Таким образом, разница в мощности двигателя на 1 лошадиную силу приводит к повышению суммы уплачиваемого налога на 824 руб. [5]. В качестве решения этой проблемы можно предложить считать ставку за каждую дополнительную лошадиную силу.

В таком случае зависимость суммы налога от мощности двигателя будет не скачкообразной, как в настоящий момент, а линейной. Пропорциональное увеличение ставки представляется более обоснованным и справедливым.

Существуют и другие альтернативы изменения транспортного налога. На заседании Правительства РФ было выдвинуто предложение изменения налоговой базы – перехода от мощности двигателя к его экологическим характеристикам, тем самым стимулируя автомобилистов переходить на более современные двигатели, которые наносят гораздо меньший вред окружающей среде. В таком случае, в выигрышном положении окажутся владельцы автомобилей с двигателем «ЕВРО-6», так как он является наиболее совершенным и меньше загрязняет окружающею среду.

На данный момент во многих странах Европейского Союза уже применяют именно такой вариант. Но для России данный способ налогообложения связан с существенными ограничениями, так как уровень жизни большинства населения не позволяет поменять старое транспортное средство на автомобиль с первым экономическим классом [6].

К примеру, водитель старого автотранспортного средства, должен будет платить высокий транспортный налог, так как его автомобиль теоретически загрязняет окружающую среду намного больше, чем новое транспортное средство. Поэтому реформирование транспортного налога на основе показателей токсичности автомобиля в настоящее время не будет соответствовать принципам социальной справедливости.


Конструктивным предложением является отмена транспортного налога с одновременным увеличением акцизов на автомобильный бензин, моторные масла и дизельное топливо.

Данная позиция представляется соответствующей интересам большинства автомобилистов, так как вместо фиксированной ставки транспортного налога будут платиться акцизы в зависимости от потребления топлива [7].

По мнению многих ученых, главным недостатком существующей схемы налогообложения транспортных средств является то, что водители, выезжающие на дороги раз в год, и водители, проезжающие сотни километров, платят в бюджет одинаковые суммы.

В перспективе повышение цен на топливо будет способствовать экономии природных ресурсов, что приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу [8].

Исходя из вышесказанного, делаем вывод о том, что, несмотря на, недостатки существующей системы налогообложения транспортных средств, полная отмена транспортного налога будет нецелесообразным решением, поскольку значительно снизится величина региональных бюджетов. В то же время, в науке широко обсуждаются различные варианты реформирования текущих ставок налогообложения. Представляется, что наиболее обоснованным является отмена транспортного налога с одновременным увеличением акцизов на топливо. Данный способ не только соответствует принципу социальной справедливости, но и в перспективе может решить проблему загрязнения автомобилями окружающей среды.

Часть 3 Способы и пути решения проблем налоговой системы в в части транспортного налога РФ

Попытки реформирования транспортного налога проводятся практически каждый год. В частности, с 2015 года добавилась новая статья доходов дорожных фондов – система «Платон». Эта система взимания платы с большегрузов за проезд по всем российским дорогам федерального значения (50 774 км). Её цель – компенсировать ущерб, который наносят трассам грузовые автомобили массой свыше 12 тонн [1].

Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.