Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог [4].

Минфин РФ (в письме от 27 ноября 2015) поясняет, что плата за проезд 12-тонников по федеральным трассам носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Ведомство ссылается на пункт 1 статьи 252 и пункт 49 статьи 264 Налогового кодекса РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты [2].

Вокруг этой системы ведётся большое количество обсуждений. Автовладельцы называют её ещё одним налогом. Однако говорить об эффективности и справедливости этого новшества еще рано. Во-первых, действует она совсем недавно с августа 2015 года, это одно из самых последних изменений в законодательстве, результаты которого можно увидеть лишь в перспективе. Во-вторых, ставка на данную выплату – 1,53 руб./км. И часто, сумма сделки, которую осуществляют с помощью перевозки, в десятки, сотни раз выше, чем сумма платы по системе «Платон». И эти деньги можно включить в стоимость самой сделки, поэтому нет веских причин владельцам таких транспортных средств уклоняться от уплаты по данной системе или требовать её отмены [5].

По данным на апрель 2017 года, к системе подключены 281,61 тыс. компаний и 815,47 тыс. грузовиков.

Установленные на них бортовые устройства, отслеживающие маршрут каждого конкретного большегруза, помогают отделять честных грузоперевозчиков от представителей «серого» сектора.

Поступления могут составить около 40 млрд рублей в год. Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Такой подход создает комфортные условия для региональных дорожных фондов, т.к. их собственные ресурсы могут быть направлены на реализацию других не менее важных проектов дорожной инфраструктуры на местах.

Стоит отметить, что это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии — $0,16. 1,5293 руб. по сегодняшнему курсу — $0,025 — в 6 раз ниже, чем тариф в Белоруссии [6].


Кроме того, владельцы грузовых средств, вправе уменьшить сумму транспортного налога к уплате за год на сумму платежей в системе «Платон». Если сумма платы в системе «Платон» меньше исчисленного транспортного налога, то в региональный бюджет доплате подлежит только разница между ними. Если же плата больше транспортного налога, то владельцы грузовых транспортных средств освобождаются от транспортного налога.

С 2019 года плата не будет учитываться в уменьшение транспортного налога, но при этом в полном объеме будет учитываться в расходах как при общем режиме, так и при упрощенной системе налогообложения [12].

Первоочередной задачей налоговой политики является повышения налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, поскольку уровень собираемости налогов и сборов недостаточно высок, особенно в региональных и местных бюджетах. Плательщики налогов и сборов стремятся снизить налоговое бремя, что сокращает показатель собираемости. Иногда субъекты налогообложения, истолковывают двусмысленные нормы закона в свою пользу и тем самым снижают налоговую нагрузку. Хотя неправильное истолкование налогового законодательства может привести в конечном итоге к уплате штрафов и санкций. [3]

Важно учесть, что меры налоговой политики сводятся к улучшению налогового администрирования, а также к эффективности контрольной работы налоговых органов. Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны. С помощью проведения и организации грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации [4].

Отметим, что налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий по проверке соблюдения законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты, улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, соблюдению ими налогового законодательства [4].

В целях повышения роли федеральных налогов и сборов разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов. В последние годы сводится к минимуму спектр предоставления налоговых льгот. Данное обстоятельство провоцирует налогоплательщиков на осуществление коррупционных мер. И, как следствие, к уклонению от уплаты налогов и сборов. Практика подтверждает, что неопределенность федеральных налогов, сборов и несправедливое налогообложение наиболее часто становятся основными причинами налоговых нарушений. Проблема преодоления и ликвидации налоговых правонарушений во многом связана с усовершенствованием деятельности самих налоговых органов. Более того, чрезвычайно важным становится эффективное взаимодействие между налоговыми органами [5].


Рассмотрим варианты реформирования транспортного налога, следуя принципам справедливости и эффективности налогообложения.

Пересмотр действующую прогрессивную шкалу ставок транспортного налога. По действующей редакции Налогового кодекса [4], градация транспортных средств производится с разницей в 50 лошадиных сил, что однозначно нуждается в доработке. Например, автомобиль с мощностью 101 лошадиная сила попадает в категорию «до 150 лошадиных сил». Это значит, что владельцу автомобиля в Самарской области для расчёта транспортного налога 101 придется умножать на 24, то есть ставку для категории «до 150 лошадиных сил». Так, владелец автомобиля с мощностью 100 лошадиных сил перечислит в бюджет 1600 руб., а владелец автомобиля с мощностью 101 лошадиных сил должен будет перечислить в бюджет 2424 руб. Таким образом, разница в мощности двигателя на 1 лошадиную силу приводит к повышению суммы уплачиваемого налога на 824 руб. [5]. В качестве решения этой проблемы можно предложить считать ставку за каждую дополнительную лошадиную силу. В таком случае зависимость суммы налога от мощности двигателя будет не скачкообразной, как в настоящий момент, а линейной. Пропорциональное увеличение ставки представляется более обоснованным и справедливым.

Существуют и другие альтернативы изменения транспортного налога. На заседании Правительства РФ было выдвинуто предложение изменения налоговой базы – перехода от мощности двигателя к его экологическим характеристикам, тем самым стимулируя автомобилистов переходить на более современные двигатели, которые наносят гораздо меньший вред окружающей среде.

В таком случае, в выигрышном положении окажутся владельцы автомобилей с двигателем «ЕВРО-6», так как он является наиболее совершенным и меньше загрязняет окружающею среду. На данный момент во многих странах Европейского Союза уже применяют именно такой вариант. Но для России данный способ налогообложения связан с существенными ограничениями, так как уровень жизни большинства населения не позволяет поменять старое транспортное средство на автомобиль с первым экономическим классом [6].

К примеру, водитель старого автотранспортного средства, должен будет платить высокий транспортный налог, так как его автомобиль теоретически загрязняет окружающую среду намного больше, чем новое транспортное средство. Поэтому реформирование транспортного налога на основе показателей токсичности автомобиля в настоящее время не будет соответствовать принципам социальной справедливости [2].


Конструктивным предложением является отмена транспортного налога с одновременным увеличением акцизов на автомобильный бензин, моторные масла и дизельное топливо.

Данная позиция представляется соответствующей интересам большинства автомобилистов, так как вместо фиксированной ставки транспортного налога будут платиться акцизы в зависимости от потребления топлива [7].

По мнению многих ученых, главным недостатком существующей схемы налогообложения транспортных средств является то, что водители, выезжающие на дороги раз в год, и водители, проезжающие сотни километров, платят в бюджет одинаковые суммы. В перспективе повышение цен на топливо будет способствовать экономии природных ресурсов, что приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу [8].

Одним из важных источников наполнения бюджета субъектов Российской Федерации является транспортный налог.

С момента его введения он претерпел много изменений – его повышали, понижали, пытались отменить и перевести в «другой формат».

Разговоры о реформировании транспортного налога не прекращаются и в настоящее время [1].

В Российской Федерации транспортный налог функционирует уже более 10 лет, но до сих пор не были решены проблемы его рационального построения и эффективного администрирования.

При введении любого обязательного платежа необходимо найти баланс между его эффективностью и социальной справедливостью.

Это значит, что распределение транспортного налога между налогоплательщиками должно учитывать их платежеспособность и различия в доходах, но в то же время обеспечивать достаточное количество средств, поступающих в бюджет, и быть простым для администрирования.

Касательно транспортного налога эта проблема осложняется несколькими вопросами. Данный налог относится к категории имущественных, следовательно, он должен учитывать возможную разницу в стоимости имущества.

Использование транспортных средств, которые являются объектами налога, неразрывно связано с транспортной инфраструктурой и окружающей средой. Как известно, транспортный налог относится к категории региональных налогов и поступает в бюджеты регионов по нормативу 100%.

Логично предположить, что отмена транспортного налога приведет к сокращению доходной части региональных бюджетов приблизительно на 146 млрд. рублей, что, по сути, является невыгодным и нецелесообразным решением.

Таким образом, на транспортный налог возложено множество различных ограничений, учесть которые достаточно сложно [2].


В настоящий момент налоговая база по транспортному налогу определяется независимо от марки, страны изготовления, года выпуска транспортного средства в виде мощности двигателя в лошадиных силах. В профессиональном сообществе уже не раз указывалось на то, что данный показатель напрямую не связан ни с ценой транспортного средства, ни с его массой и габаритами, ни с токсичностью, то есть по лошадиным силам невозможно точно определить какова платежеспособность владельца автомобиля, какой вред транспортное средство наносит экологии [3].

Основные направления реформирования института транспортного налога представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Основные направления реформирования института транспортного налога

Проблема

Направление решения

в связи с отсутствием единой информационной базы, налоговые органы зачастую получают неактуальную информацию от ГИБДД

ввести налоговые карточки по транспортному налогу, которые будут заполнять налогоплательщики во время регистрации транспортного средства ввести налоговые карточки по транспортному налогу, которые будут заполнять налогоплательщики во время регистрации транспортного средства

разногласия по поводу шкалы ставок

разделить интервалы на более мелкие. Интервалов станет на один больше, но это позволит более справедливо распределить налоговую нагрузку разделить интервалы на более мелкие. Интервалов станет на один больше, но это позволит более справедливо распределить налоговую нагрузку

согласно статье 360 НК РФ, налоговым периодом является календарный год, отчетные периоды предусмотрены только для юридических лиц

чтобы равномерно распределить налоговую нагрузку и сократить задолженность по транспортному налогу следует ввести отчетные периоды и для налогоплательщиков – физических лиц. Введение этой нормы можно было бы предоставить органам государственной власти РФ

налоговые ставки не учитывают степень влияния конкретных транспортных средств на дорожную сеть страны и экологию

целесообразно ввести дифференцированную схему налогообложения. Такая схема позволит облагать налогом владельцев мощных машин, и предоставлять льготы или освобождать от уплаты небольшие машины

Исходя из вышесказанного, делаем вывод о том, что, несмотря на, недостатки существующей системы налогообложения транспортных средств, полная отмена транспортного налога будет нецелесообразным решением, поскольку значительно снизится величина региональных бюджетов.