Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Транспортный налог представляет собой один из основных источников пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Но учитывая несовершенство законодательства, собираемость налога остается на низком уровне. Система определения налоговой базы устарела и не соответствует современным условиям, что вызывает недовольства со стороны налогоплательщиков и недостаточно эффективную работу налоговых органов по взиманию данного налога.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является исследование природы транспортного налога в РФ.

В соответствии с поставленными целью и сформулированной концепцией были определены и реализованы следующие взаимосвязанные задачи:

  • исследовать теоретические аспекты транспортного налога;
  • провести анализ особенностей и проблем российской налоговой системы;
  • разработать способы и пути решения проблем налоговой системы в части транспортного налога в РФ.

Объект и предмет исследования. Объект исследования – природа транспортного налога.

Предмет исследования – способы и пути решения проблем налоговой системы в части транспортного налога в РФ.

Методы исследования: общенаучные, аналитические.

Источники информации. В качестве основных источников информации для данного исследования были использованы монографии отечественных и зарубежных авторов, а так же статистические данные.

Структура и объем исследования. Обусловленная актуальностью заявленной темы исследования, выдвинутыми целью и задачами исследования, данная работа структурно состоит из введения, основного текста, заключения, библиографического списка.

Часть 1 Теоретические аспекты транспортного налога

1.1 Понятие налоговой системы современного государства

Существует множество определений налогов, от строго академичных до нецензурных. Одно из них, несмотря на свою краткость, достаточно полно отражает суть вопроса: «Налоги – это цена государственных услуг». Государство обеспечивает безопасность своих граждан, создает на территории базовую инфраструктуру, в необходимых случаях оказывает социальную поддержку. Все это (а также, разумеется, и содержание госаппарата) обеспечивают собранные налоги. Понятие, виды и функции налогов рассматриваются в данной части исследования.


Сущность налогов – присвоение и последующее перераспределение государством части национального продукта [5].

Налоги, их виды и функции могут быть разделены на группы по различным признакам.

Одним из основных критериев, по которому классифицируются налоги, является их разделение по субъектам налогообложения на прямые и косвенные [2].

Прямые налоги взимаются непосредственно с получателя дохода или владельца имущества. К ним относятся налог на прибыль юридических лиц, НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог.

Косвенные налоги включаются в цену товаров или услуг и поэтому их оплата «перекладывается» поставщиками на конечного потребителя.

К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, налог с продаж.

По уровню установления налоги в РФ делятся на федеральные, региональные и местные.

По типу ставок налоги делятся на [11]:

1 Пропорциональные. В данном случае налоговая ставка не изменяется при изменении налоговой базы (дохода либо стоимости имущества), поэтому сумма налога всегда растет пропорционально базе.

2 Прогрессивные. В этом случае с ростом базы растет и ставка.

3 Регрессивные для этих налогов ставки при росте базы снижаются.

По направлению использования налоги подразделяют на общие и специальные. Общие налоги после зачисления в бюджет могут направляться на любые цели, в зависимости от текущих потребностей государства. Специальные же могут быть использованы только для финансирования определенных расходов.

К специальным относится, например, налог с владельцев транспортных средств.

Принципы налогообложения в своей основе были сформулированы еще в 18 веке одним из основоположников экономической теории Адамом Смитом [1] (см. Рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 Принципы налогообложения

1 Справедливость – все налогоплательщики должны участвовать в наполнении бюджета в соответствии со своими возможностями.

2 Определенность – налогообложение должно производиться в соответствии с установленными правилами, а не произвольно.

3 Удобство – взимание налогов не должно быть некомфортным для налогоплательщика с точки зрения места и времени.

4 Экономическая обоснованность – затраты государства на взимание налогов не должны превышать сумму самих налогов.

Можно выделить две основные функции налогов [2]:

1 Фискальная. Собранные налоги обеспечивают финансирование государственных расходов.

2 Распределительно-регулирующая. Вводя или отменяя налоги, а также корректируя ставки, государство перераспределяет национальный продукт между различными социальными группами. Также с помощью налоговых льгот или бюджетных субсидий можно поддерживать те или иные отрасли экономики [3].


Налоги – это обязательные платежи, использующиеся для перераспределения национального продукта между экономическими субъектами, а также для материального обеспечения деятельности государственных органов. Налоги могут подразделяться по субъектам и объектам налогообложения, типу ставок, направлениям использования и т.д. Основными функциями налогов являются наполнение бюджета и регулирование экономической деятельности.

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны [6].

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственной системы налогообложения [4].

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления [5].

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ (см. Рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 Основы построения налоговой системы России

Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы [7] (см. Таблицу 1.1).

Таблица 1.1 Принципы построения налоговой системы

Принцип

Характеристика

Справедливость

Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.

Определенность

Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.

Равенство

Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности [6].

Удобство

Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.

Экономичность

Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов.


Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ [8].

Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

• Федеральный.

• Региональный.

• Местный.

Налоговая система: классификация налогов в РФ

Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня [9]:

• Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спец. режимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ.

• Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории [10].

• Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. Элементы налоговой системы

Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате [11].

Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

• Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.

• Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.

• Способы и виды контроля в налоговой сфере.

• Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.

• Основания для установления налога и появления обязанности по его уплат

• Принципы установления налогов.

• Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.

• Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

Выводы по части исследования. Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций (см. Рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 Функции налоговой системы РФ

Такими функциями являются [12]:

• Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.

• Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.


• Распределительная. Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней [13].

• Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.

• Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

1.2 Природа транспортного налога

Одним из региональных видов государственного сбора является налог на транспортное средство. Его взимание с владельцев транспортных средств регулируется законами, разрабатываемыми на региональном уровне. В связи с этим его уплата обязательна на территории определенного субъекта и РФ. Налоговые поступления по этой категории обязательных платежей поступают в бюджет непосредственно субъекта РФ. Каковы понятие, сущность и цели транспортного налога в России? Что является его субъектом и объектом? Что говорится в законодательстве о транспортном налоге? Ответим на эти вопросы в данной части исследования [14].

Понятие транспортного налога и его цели

Данный вид налога имеет своей целью обеспечить доход в казну государства, с помощью него появляется возможность содержать в надлежащем состоянии транспортную инфраструктуру и развивать ее. Вторым похожим по предназначению источником пополнения бюджета является акциз на нефтепродукты.

Он позволяет получать прибыль с тех категорий налогоплательщиков, которые интенсивно пользуются дорогами.

Приобретая автомобиль или другое транспортное средство, его собственник привлекается к финансированию госрасходов за счет вовлечения своего имущества в дорожное движение или осуществления предпринимательской деятельности.

Этот вид налога обязаны уплачивать не только физические, но и юридические лица, на балансе которых числятся самые различные ТС [10].

«Транспортный налог» является не новым понятием, он присутствовал в законодательстве России с 1993 года, и действовал по президентскому указу № 2270, внесшему изменения в систему налогов и взаимоотношений разноуровневых бюджетов.

Этим указом накладывался налог на предприятия, в качестве объектов, обязанных платить налог, но ТС не считались объектами налогообложения.