Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Субъекты и Этапы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике основная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись не за счет общественных фондов потребления, а за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан.

Одним из действенных преобразований в жилищной сфере, способствующим созданию широких слоев собственников жилья, является приватизация. Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены в соответствующем законе. Закон определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Безбородов А.Б., Галахтин М.Г., Леонова Л.Ю., Губин Е.П., Лахно П.Г., Ершова И.В. и других.

Объект исследования – государственное и муниципальное имущество.

Предмет исследования - приватизация государственного и муниципального имущества.

Цель исследования - изучить порядок приватизации государственного и муниципального имущества.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Определить этапы приватизации государственного и муниципального имущества.

3. Рассмотреть субъекты и объекты приватизации.

4. Дать основные понятия и сущность приватизации государственного и муниципального имущества.


5. Проанализировать проблемы приватизации в России и пути их решения.

Гипотеза: вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.

1. Теоретические аспекты приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации

1.1 Понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества

Всестороннее изучение приватизации государственной собственности и муниципалитетов, ее значение для развития предпринимательства невозможно без понимания приватизации в целом. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации - государства, с устранением негативных последствий ее функционирования.

Приватизация, один из основных типов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на все большее удовлетворение потребностей и интересов субъектов общественных отношений частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполняемых государством, его органы и его должностные лица.Что касается самой концепции приватизации, то в соответствии со статьей 1 Закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества состоит из обременительного распоряжения имуществом, принадлежащим Российской Федерации. (федеральная собственность), субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, находящиеся в собственности (или) юридических лиц.

Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с измен. и доп., вступ. в силу с 04.08.2016 г.) // СПС «Консультант плюс».


Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

1. Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.

Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 04 августа 2016 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами. Необходимо отметить, что нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть - отражающие его динамику.

Общая часть состоит из четырех блоков правовых стандартов, которые являются необходимой предпосылкой для перевода процесса приватизации в активный план.

Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

Второй блок определяет правовой статус субъектов, которые от имени государства и муниципалитетов несут ответственность за приватизацию государственной собственности и муниципалитетов.

Третий блок стандартов приватизации определяет физических лиц - покупателей государственной и муниципальной собственности.Четвертый блок стандартов касается классификации товаров по возможности их приватизации.Особая часть включает правовые стандарты динамики процесса приватизации, выраженные поэтапно, которые будут рассмотрены отдельно.


Таким образом, с формально-правовой точки зрения в Российской Федерации разработана достаточно развитая нормативно-правовая база для регулирования приватизации государственного имущества.

1.2 Субъекты и этапы приватизации государственного и муниципального имущества

Процесс приватизации государственного и муниципального имущества в России начался в 1991 году.

Правовой основой процесса приватизации были принятые Верховным Советом РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР», «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Процесс приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа.

Первый шаг в приватизации государственных активов, называемый чеком (товаром), имел место с 1991 по 1994 год. Начало процесса превращения командной экономики и управления в рыночную экономику, создание новой структуры собственности и формирование широкой категории частных собственников связаны с этим шагом. Почти все в России были вовлечены в приватизацию. Инструментами приватизации были приватизационные (ваучерные) чеки, распространяемые среди всех граждан.Начало второго этапа приватизации началось в 1994 году и продолжалось до начала 2002 года. Этот этап приватизации был качественно новым, основной целью которого было гарантировать передачу приобретенных прав собственности. первоначальное распределение в руках бенефициарных владельцев.

На этом этапе приватизации предполагалось, что все предприятия, чья балансовая стоимость основных средств к 1 января 1994 года будет превышать 20 миллионов рублей, за некоторыми исключениями (государственными, запрет на приватизацию, с иностранным участием), должны быть преобразовано в акционерные общества.

Все остальные компании, балансовая стоимость которых составляет менее 20 миллионов рублей, должны быть приватизированы на аукционе или посредством объявления о проведении торгов или объявления о проведении торгов.На втором этапе приватизации государство получило более 100 миллиардов рублей от приватизации своих активов.На сегодняшний день процесс объединения и приватизации нефтяного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи, деревообрабатывающей и медицинской промышленности практически завершен. Параллельно с приватизацией компаний шел процесс бесплатной передачи жилья гражданам, в которых они жили.[1]


За последние 10 лет гражданами было приватизировано около 18 тыс. квартир общей площадью около 900 млн. кв. м. Результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий.

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом[2]

Основными функциями всех органов по управлению государственным имуществом являются:

1) разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;

2) разработка проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;

3) принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;

4) преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;

5) осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которого находятся в федеральной собственности.

Продавцом федерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.

Покупателями федерального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.[3]