Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Субъекты и Этапы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый подход ставит интересы коллективных работников приватизированных предприятий на первое место, второй - на задачи массовой приватизации и уважение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. В качестве основного механизма на начальном этапе приватизации механизм закрытых торгов и аукционов объединяет эти два подхода.

Самым сложным стал выбор, когда приватизация компании в целом (или арендуемой) стала самой сложной.Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Ограничения на продажу акций, приобретенных сотрудниками компаний на льготных условиях, были сняты. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта объединения большинством рабочих коллективов. Принятие законодательства, регулирующего продажу земли, было важно для приватизированных предприятий, чтобы получить большую независимость.

2.2 Проблемы приватизации в России и пути их решения

Отдельные государства живут и развиваются в первоначальных условиях, не повторяя судьбу других государств. И у каждого из них есть свои особенности приватизации.

Российская приватизация, которой посвящено много книг, также имеет свои особенности. Они объясняют трудности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, ее результаты не являются удовлетворительными во всех.

Во-первых, приватизация и другие реформы были проведены в России без предварительной разработки хотя бы одной программы, часто спонтанной, с использованием метода «проб и ошибок». Важность, место и роль приватизации в преобразованиях общества и государства не были предопределены.

Во-вторых, приватизация проходила в обстановке крайней политической конфронтации при отсутствии консенсуса в обществе и государстве. Представители относительно большого населения выступили против приватизации вообще или ее методов.

В-третьих, наряду с приватизацией Россия переходила в новое общественно-политическое образование.

Это сопровождалось разрушением старой советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что создавало чрезвычайные трудности в государственном управлении общественными процессами.


В-четвертых, за очень короткое время приватизация была поспешной, что неизбежно привело к всевозможным недоразумениям, ошибкам и злоупотреблениям

В-пятых, и, возможно, самое главное, при советской власти государственность глубоко проникла во все сферы общества, охватывая многие социальные отношения.

В результате приватизация и приватизация происходили одновременно во всех сферах жизни общества. В социальной сфере, например, в области здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания, партнерских отношений между компаниями и частными компаниями, кооперативы больше заняли место государственных организаций.

На политическом фронте, после ликвидации монополии, слитой с государством Коммунистической партии, политическое разнообразие и многопартийность стали признаваться. В духовном плане утвердилось идеологическое разнообразие, появилось и функционирует множество частных культурных учреждений и средств массовой информации. Наиболее радикальной приватизацией была экономическая сфера, почти полностью национализированная. Здесь была проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, не была поставлена и решена во времени. Последствия приватизации в различных слоях общества неодинаковы[4]

Приватизация государственного имущества продолжается. Важный урок истории российской приватизации состоит в том, что лицам, занимающим государственные должности, государственным служащим, директорскому корпусу пока еще не приватизированных предприятий, а также лицам, выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях, крайне необходимо основательное изучение приватизационных нормативных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно, перекосов в приватизации государственной собственности, явившихся следствием недостатков соответствующих нормативных правовых актов и практики их применения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее генезис и причины изменений.

Несмотря на определенные позитивные результаты, достигнутые в ходе приватизации государственного имущества, государству не в полной мере удалось добиться поставленных целей.

В результате отсутствие института рыночной оценки приватизируемого имущества способствовало существенному занижению продажной цены имущества.


При этом отсутствовал надежный механизм контроля за надлежащим исполнением покупателями государственного имущества своих обязательств по инвестиционным условиям. В результате инвестиционные средства не поступали на развитие предприятий, а только «прокачивались» через расчетные счета этих предприятий. Используемая схема приватизации способствовала спаду производства, ставила предприятие на грань банкротства с вытекающими из этого последствиями.

В ходе приватизации исполнительная власть неоднократно использовала не предусмотренные законодательством способы продажи государственного имущества, в частности залоговые аукционы. В результате такие действия привели к скрытой форме приватизации некоторых крупнейших предприятий на внеконкурсной основе по заниженным ценам.

До настоящего момента не создан механизм эффективного управления государственными пакетами акций, в частности, неудовлетворительно функционирует институт представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ. В результате происходит ущемление интересов государства, в частности, уменьшение доли государства в результате размывания доли государственных акций.

Несмотря на большую работу, проделанную депутатами Государственной Думы в области законодательного обеспечения процесса приватизации, в настоящее время нерешенным остается ряд проблем, требующих первоочередного урегулирования. В частности, многие законодательные акты не соответствуют сегодняшнему уровню социально-экономического развития России, неурегулированным остается большое количество положений, касающихся защиты государственных интересов и управления государственной собственностью, не охвачен целый ряд проблем, связанных с приватизацией части земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда, с ипотечным кредитованием.

Решить указанные проблемы предполагается на третьем этапе процесса приватизации, который начался с момента вступления в силу новой редакции Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Земельного кодекса.

Согласно Закону все имущество делится на две категории. Первую категорию составляют государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также объекты федерального имущества, отвечающие иным устанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям. При этом продавать федеральное имущество первой категории можно строго ограниченными способами. Вторую категорию составляет все остальное имущество, которое может продаваться всеми предусмотренными


законопроектом способами.[5]

В Законе расширяется инструментарий (способы) приватизации, который рассчитан на привлечение к приватизации субъектов малого предпринимательства. К таким способам относятся продажа имущества путем публичного предложения, продажа при отсутствии конкурентности, продажа акций по результатам доверительного управления. Причем предполагается поэтапное применение новых способов приватизации, и только в случаях, когда имущество не было продано на аукционе. Урегулирована продажа акций на биржевых торгах, продажа путем публичной оферты, продажа имущества по результатам доверительного управления и т. д.

Важным нововведением является приватизация компаний одновременно с участками, на которых они расположены. Это повысит ценность и привлекательность бизнес-инвестиций. Приватизация находящихся в собственности компаний участков соответствует государственной политике по формированию объединенных объектов недвижимости и стимулированию их использования и фактического оборота. Для этого земельные участки будут сразу же включены в уставный капитал акционерных обществ, созданных или проданных существующим акционерным обществам по стандартной цене земли, что приведет к созданию единых объектов недвижимости.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегических компаний могут быть приватизированы только после решения Президента Российской Федерации о снижении степени участия России в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении компаний из стратегические предприятия. Акции акционерного общества «Газпром», российской энергетической и электрификационной компании «Единая энергетическая система России», а также субъектов естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта и управляемые Министерством путей сообщения Российской Федерации, будут приватизированы только после принятия действующего федерального закона.

Остальные объекты федеральной собственности подлежат приватизации по решению Правительства Российской Федерации.Развитие российской экономики невозможно в условиях несовершенного земельного законодательства, поскольку оно препятствует законному и рыночному обращению в нем земли и недвижимости. В результате Государственная Дума приняла Земельный кодекс, который приводит земельное законодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями и создает предпосылки для восстановления российской экономики. Земельный кодекс помогает решить ряд проблем в области земельных отношений. В частности, он будет подвергать существующее незаконное севооборот государственному регулированию, что будет способствовать активизации экономической жизни в стране, приведет к возобновлению инвестиционной деятельности и развитию отрасли. фондового рынка страны.


Ряд закрепленных в Земельном кодексе правовых норм направлен на повышение заинтересованности физических и юридических лиц в развитии оборота земель, так как устраняет произвольное вмешательство государства и иных субъектов в область земельного законодательства и одновременно стимулирует участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Земельный кодекс определяет порядок приобретения прав на землю, на которой находится недвижимость, принадлежащая юридическим и физическим лицам. Если земля принадлежит государству или муниципалитету, граждане и юридические лица - владельцы зданий, расположенных на этих землях - имеют исключительное право на их приватизацию. В этом случае цена земельного участка для собственников недвижимого имущества, расположенного на нем, устанавливается субъектами Российской Федерации в соответствии с размером ставки налога на имущество и поправочным коэффициентом за пользование. с земли.Земельный кодекс также определяет принципы разграничения государственной собственности на землю на федеральном уровне, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; Функции государственных органов, действующих от имени собственников участков, подразделяются на функции управления, использования и охраны земель, а также устанавливаются виды и формы контроля за соблюдением земельного законодательства.Долгое время в России шли ожесточенные дискуссии по поводу некоторых положений земельного кодекса. Это касалось, в частности, права иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства приобретать землю на основе собственности. Согласно Кодексу, указанные лица пользуются теми же правами, что и граждане России. Однако в этом случае особые и приграничные территории исключаются из списка приватизированных земель.

Земельный кодекс регулирует большое количество вопросов земельного права. Тем не менее, оборот большинства сельскохозяйственных угодий остается недоступным. Поэтому земельный кодекс регулирует оборот только 2% земель всех резервов Российской Федерации. Это земли населенных пунктов, промышленные земли, транспорт и связь.

В отношении сельскохозяйственных земель предусмотрен специальный закон. Помимо совершенствования земельного законодательства, Государственная Дума приняла ряд законов, защищающих интересы государства.В 2000 году законодательная норма, установленная предыдущей редакцией Федерального закона "О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", согласно которой государство имеет право на проголосуйте, что 25% от общего количества голосующих акций было удалено. Остальные акции, принадлежащие государству, не голосовали.