Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Субъекты и Этапы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации федерального имущества.

Что касается объектов приватизации, то это государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом. В зависимости от возможности приватизации Государственная программа приватизации выделяет следующие группы объектов:

1) имущество, приватизация которого запрещена. Сюда относятся средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи и т.д.;

2) имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;

3) имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства РФ;

4) имущество, которое приватизируется на основании решения Мингосимущества РФ;

5) имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов ме6стного самоуправления.

Существует целый ряд способов приватизации государственного имущества. Исчерпывающий перечень способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Способы приватизации:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (акции созданного общества, как правило, переходят в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования);

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (производится в случае, если покупатели имущества не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (акции продаются на открытых торгах, все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (осуществляется в случае, если покупатель выполняет определенные условия. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену, при условии соблюдения им условий конкурса. В случае невыполнения условий конкурса, договор купли-продажи может быть расторгнут);


5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами);

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры);

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения);

8) продажа государственного имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена имущества в этом случае не определяется, а покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену);

9) внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ);

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества Договор купли-продажи и доверительного управления заключаются одновременно).

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе «О приватизации».

1. Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведения приватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

2. Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.


3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год.

В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

2. Приватизация государственного и муниципального имущества в Российской Федерации

2.1 Основные понятия и сущность приватизации государственного и муниципального имущества

В контексте трансформации российского рынка экономики понятия «частная собственность», «приватизация», «приватизация», «коммерциализация» чаще всего находятся в центре дискуссий. Согласно «традиционному» подходу, государственная собственность и частная собственность считаются двумя антагонистическими видами собственности.

Именно этот подход имеет наибольшее распространение и наибольшее обоснование в экономической литературе советского периода. В этом контексте даже небольшая частная собственность, основанная на собственной работе, считалась антагонистической для публики.

Таким образом, приватизация, по-видимому, является изменением структуры частной собственности.


Второй подход - «работа» - выдвигает такие критерии, как «работа» и «эксплуатационный» характер собственности. Понятие «активная собственность» может включать, помимо общественных работ, частные работы, государственную собственность и собственность в долях. В принципе подходы «работа» и «традиционный» очень похожи, их основным критерием является наличие или отсутствие эксплуатации.

Третий подход, который можно охарактеризовать как «субъективный» по своему собственному критерию, сильно отличается от предыдущих. Он основан на идентификации частной и индивидуальной собственности, независимо от типа и способа производства.

Четвертый подход может быть условно квалифицирован Западом: по ее мнению, негосударственная собственность является частной (но не все - кооперативное имущество выделяется отдельно).Поэтому под приватизацией понимается денационализация, то есть передача средств производства из собственности государства в собственность акционеров, акционеров, коллективов, индивидуальных собственников, уменьшенную в государственный сектор.

Такой подход представляется наиболее подходящим для оценки приватизации и механизма ее реализации в России. Необходимость приватизации для введения рыночных отношений в производство также определяется тем фактом, что подавляющее большинство национальной экономики и почти все промышленное производство были сосредоточены на российских государственных предприятиях.

Приватизация является частью долгосрочного государственного регулирования. Коммерциализация государственных предприятий или других видов государственной собственности, которые не подлежат приватизации, проявляется в том, что на рынке они действуют на добровольной основе. как субъекты предпринимательской деятельности.

Приватизация может быть широко распространена только при использовании различных методов (включая корпоратизацию и конкурентные продажи).

Приватизация сама по себе не важна, но взаимозависимость приватизации и десприватизации - это два возможных метода влияния государства на формирование экономической структуры общества, границы приватизации, отношения между приватизированными предприятиями и государственными предприятиями.

Изучение методологических основ денационализации и приватизации показывает экономическое содержание приватизации как системы отношений, которая превращает собственность производственных ресурсов государства в частную корпорацию (включая человека, акционерное общество) под непосредственным влиянием государственных органов.


Следующие характеристики: практическое отсутствие крупных частных предприятий, слабость компаний частного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков.Формализация и унификация моделей экономической деятельности по-прежнему влияют на темпы и степень приватизации.

Различные методы приватизации привели к передаче государственной собственности на «частные», «общие» или «общие» активы. Когда бизнес продается, происходит реальная приватизация государственных активов. Преобразование компании в акционерное общество можно охарактеризовать как формальную приватизацию, поскольку после продажи акций бывшего государственного предприятия членами социальной группы оставшиеся акции остаются в собственности компании.

Государству нужно время, чтобы покупать у других инвесторов, и содержание системы приватизационных отношений раскрывается через его цели. В этом отношении приватизация - не цель реформы, а ее инструмент.Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, большая часть крупных компаний объединилась без предварительной реорганизации или коммерциализации. Это не связывало задачи приватизации и демонополизации. Следует иметь в виду, что проблема демонополизации не может быть решена во всех секторах экономики, не только путем ее сокращения. Связь между приватизацией и демонополизацией настолько сложна, что использование методов, разрешенных программой приватизации, привело к разрушению существующих отраслевых научных комплексов после того, как структурные подразделения покинули их.

Реализация приватизационных мер в России сталкивается с рядом объективных препятствий.

Во-первых, масштабы предлагаемых преобразований несопоставимы с аналогичными процессами в других странах. Инфраструктура рынка капитала практически отсутствовала. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкоприбыльных фирм. Не хватало финансовых ресурсов среди населения. Эти условия объясняют неизбежную несовместимость продажи государственной собственности и необходимость льгот для различных групп населения (групп рабочих, безработных и т. д.). Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее реализация приводит к формированию новой социально-экономической структуры национальной экономики.

Приватизация фактически сделала реформы необратимыми, поскольку их возвращение затронет интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.Существующий механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.Российская концепция приватизации объединяет два разнонаправленных подхода.