Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
Правовую защиту фирменное наименование получает с момента его внесения в единый государственный реестр юридических лиц и охраняется в течение всего периода существования коммерческой организации, средством индивидуализации которого оно является[16].
Охрана коммерческого обозначения осуществляется с момента начала его фактического использования правообладателем для индивидуализации одного или нескольких своих предприятий и завершается по истечении одно года с момента прекращения такого использования. Как следует из положений п. 2 ст. 1539 ГК РФ, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменные наименованием, принадлежащим другому лицу, у которого данное исключительное право возникло раньше. Единственный вариант противодействия такому использованию коммерческого обозначения предусмотрен пунктом третьим указанной статьи лицо, нарушившее вышеуказанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки. Из данного положения следует, что в отсутствие заявления правообладателя каких-либо препятствий в использовании коммерческого обозначения, сходного до степени смешения с фирменным
наименованием, не будет. Таким образом, не будет и препятствий к использованию подобного коммерческого обозначения юридическим лицом, обладающим фирменным наименованием, с которым данное коммерческое обозначение сходно[17].
Подобной ситуации можно было бы избежать, если бы коммерческое обозначение подлежало обязательному внесению в учредительные документы организации. Но на первый взгляд изложенная ситуация не противоречит нормам части четвертой ГК РФ, поскольку использование коммерческого обозначения, схожего до степени смешения с собственным фирменным наименованием, не влечет за собой введение в заблуждение других участников гражданского оборота.
Однако оборотоспособность коммерческого обозначения на сегодняшний день не привязана ни к его включению в учредительные документы юридического лица, ни к факту его сходности с фирменным наименованием. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день не существует серьезного законодательного препятствия распоряжению коммерческим обозначением, включающим в себя полное фирменное наименование субъекта предпринимательской деятельности. Интересно, что в ст. 1541 ГК РФ[18] законодатель предусмотрел раздельную правовую охрану коммерческого обозначения и входящего в него полностью либо частично фирменного наименования, однако вопрос их совместного использования так и остался за рамками правового регулирования. Представляется, что передача такого коммерческого обозначения может повлечь за собой введение в заблуждение участников гражданского оборота относительно принадлежности индивидуализируемого предприятия[19].
Выводы.
1. Фирменное наименование представляет собой имя коммерческой организации. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.
2. Фирменное наименование выполняет основную функцию - индивидуализация в экономических правоотношениях с контрагентами.
3. Фирменное наименование, согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ, индивидуализирует коммерческую организацию, определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
4. В соответствии с п. 2 ст. 1475 ГК РФ, исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ. Основанием правовой охраны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация. Охрана коммерческого обозначения осуществляется с момента начала его фактического использования правообладателем для индивидуализации одного или нескольких своих предприятий и завершается по истечении одно года с момента прекращения такого использования.
5. На наш взгляд целесообразно предъявления на законодательном уровне дополнительных требований к содержанию коммерческого обозначения, установив запрет на использование в его составе элемента, обязательного для фирменного наименования. Таковым в содержании последнего является организационно-правовая форма юридического лица. В п. 1 ст. 1541 ГК РФ следует предусмотреть запрет на включение в состав коммерческого обозначения указания на организационно-правовую форму субъекта предпринимательской деятельности.
Глава 2. Проблемы охраны исключительного права на фирменное наименование
Под исключительным правом на фирменное наименование согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации понимается право коммерческой организации использования своего фирменного наименования, определенного в его учредительных документах и включенного в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет» [20].
Как было указано в первой главе работы, следует различать понятие «фирменное наименование» от «коммерческое обозначение». В отличие от фирменного наименования коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий, не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Реестр юридических лиц, может быть как у юридических лиц (независимо от целей деятельности), так и индивидуального предпринимателя.
Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 4 статьи 473 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральная налоговая служба вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пунктов 2 и 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в этом случае не применяются. Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания. Функции по регистрации товарного знака, прекращении правовой охраны товарного знака, принадлежат Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Регистрация обозначения в качестве товарного знака может быть расценена как акт недобросовестной конкуренции, при этом принимается во внимание последующее после регистрации поведение правообладателя, подтверждающее, что цель регистрации и использования товарного знака противоречит основной функции товарного знака, состоящей в индивидуализации товаров правообладателя. Суд, с учетом параграфа 2 статьи 10.bis Парижской конвенции и пункта 1 статьи 10 ГК РФ, может квалифицировать нечестность поведения лица при приобретении исключительного права на товарный знак на основе субъективных критериев такого поведения[21]. Согласно части 3 статьи 14 Закона о защите конкуренции заинтересованным лицом может быть подано возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку в связи с тем, что действия по его государственной регистрации признаны недобросовестной конкуренцией[22].
Из отчетов о деятельности арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам, выявить процентное либо количественное соотношение споров, связанных с правом на фирменное наименование, с общим количеством рассмотренных в судах дел не представляется возможным.
Вместе с тем, их наличие безусловно. Суд по интеллектуальным правам рассматривает в качестве кассационной инстанции дела по искам о понуждении к изменению фирменного наименования, не соответствующего требованиям пункта 3 или 4 статьи 1473 ГК РФ, о прекращении использования фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и о возмещении правообладателю причиненных убытков, о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ (за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг), об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ[23]. Указанные споры рассматриваются в первой и апелляционной инстанциях арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Споры о возмещении вреда, причиненного нормативным правовым актом в сфере права на фирменное наименование, об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на фирменное наименование, о возмещении вреда, причиненного решением федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на фирменное наименование рассматриваются в Суде по интеллектуальным правам как в первой, так и в кассационной инстанции (апелляция не предусмотрена).
К спорным правоотношениям сторон подлежит применению общий срок исковой давности, установленный как три года, нарушение прав на фирменное наименование и товарный знак является длящимся, то есть, по сути, любой момент его выявления будет являться началом течения срока исковой давности (например, решение Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2015 по делу № А50 - 24359/2015).
Обязанность опубликовать решение суда о допущенном нарушении исключительных прав в официальном бюллетене Федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности может быть возложена на ответчика.
Понятие права на фирменное наименование в предпринимательской среде несет на себе большую смысловую нагрузку, не ограничиваясь простым выделением коммерческой организации из ряда иных лиц. В практике при использовании фирменного наименования возникают вопросы о неправомерных действиях конкурирующих лиц, введении потребителя в заблуждение относительно субъекта предпринимательской деятельности и предлагаемых им товарах (работах, услугах), соотношении обязанности раскрытия информации и незаконной рекламе, возмещении убытков, способах защиты права на фирменное наименование: подведомственности и подсудности споров.
Следует учитывать, что в силу части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске[24]. В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение предупреждения или административного штрафа на юридических лиц[25]. Указанное административное правонарушение посягает на интересы государства, права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Особенностью объективной стороны правонарушения, является посягательство на установленные нормативными правовыми актами права потребителей, правонарушение считается совершенным даже в том случае, если права потребителей нарушены не были. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2015 по делу № А53-29267/2015, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу № А40-173199/15. Размещение указанной обязательной информации не является рекламой и не требует получения специального разрешения. Так, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении от 30.12.2015 по делу А56-83229/2015, отказывая в привлечении к административной ответственности, указал, что назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа, данная информация не содержит конкретных сведений о товаре, об условиях его продажи, использования, носит информационный характер о деятельности общества. Разграничение между обязательной для организации вывеской и рекламой проводится на основе Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», если информация содержит больше, чем требуется законом, она относится к рекламе. Так, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 суд указал, что спорная конструкция, расположенная на щите и отображенная на первой фотографии, является средством наружной рекламы, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к ассортименту товаров, к оказываемым услугам, а также на формирование и поддержание интереса к реализуемому товару и способствует его продвижению на рынке, поскольку на ней обществом размещена информация о сфере деятельности, а размещение указанной информации не является для общества обязательным в силу закона, спорная конструкция не является вывеской.