Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Учетная политика для целей налогообложения
1.2 Налоговый учет в России и международной практике
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Так как не существует четких и единых стандартов к структуре налоговых регистров, то информация в нихможет быть сформирована по различным признакам.
Так существуют особенности налогового учета в зависимости от того, производственное это предприятие или торговое, строительное или оказывающее услуги.
Налоговые регистры должны отражать все особенности налогового учета предприятия. Таким образом, содержание налоговых регистров во многом зависит от принятой учетной политики предприятия [12, с. 46].
Обязательные элементом учетной политики предприятия является порядок формирования доходов и расходов.
Налоговый учет доходов производственных предприятий ведется в обычном порядке. Доходы от продажи товаров учитывают в составе выручки от реализации. Для целей налогообложения товаром считается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество предприятия (основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовая продукция и т.д.). Доходы от его продажи учитывают в составе выручки. Остальные поступления отражают в составе внереализационных доходов.
Расходы производственных предприятия, связанные с производством и реализацией, делятся на прямые и косвенные.
К прямым относят расходы:
- на приобретение сырья и материалов, которые используют в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
- на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
- на оплату труда основного производственного персонала, страховые взносы во внебюджетные фонды и взносы, начисленные с их заработной платы (платежи по страхованию сотрудников в состав прямых расходов не включают);
- связанные с начислением амортизации по основным средствам производственного назначения.
Остальные расходы (кроме внереализационных) относят к косвенным. Облагаемую прибыль предприятия уменьшают только те прямые расходы, которые относятся к реализованной продукции. Косвенные и внереализационные расходы учитывают при налогообложении полностью. Налоговые регистры должны отражать процессы формирования доходов и расходов, определения прибыли.
Для промышленных предприятий особую роль играют расходы на приобретение сырья и материалов.
Запасы сырья и материалов это вид оборотного капитала предприятия, который обладает наименьшей ликвидностью. Управление этим ресурсом является важнейшей тактической задачей любого предприятия, от которой зависит не только получений прибыли, но и конкурентоспособность выпускаемой продукции, следовательно, и экономическая безопасность.
Материалы отражают в бухгалтерском и налоговом учете по фактической себестоимости. Это правило также распространяется на сырье, комплектующие и полуфабрикаты.
Фактическая себестоимость материалов - это сумма всех расходов, связанных с их приобретением. Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете себестоимость материалов формируется в зависимости от того, как они были получены.
Материалы могут быть куплены у поставщиков, получены в качестве вклада в уставный капитал, получены безвозмездно. Если те или иные расходы (например, транспортные) связанные с приобретением разных партий материалов, включаются в фактическую себестоимость ценностей пропорционально их покупной цене.
По правилам налогового учета в фактическую себестоимость материалов не включают:
- суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой материалов (если другой порядок не установлен учетной политикой);
- проценты по кредитам, полученным для покупки материалов;
- отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой материалов (в бухучете их называют курсовыми);
- таможенные пошлины, уплаченные при ввозе материалов в Росси (если другой порядок не установлен учетной политикой).
В бухгалтерском учете затраты на оплату информа-ционных и консультационных услуг, связанных с покупкой материалов, увеличивают их стоимость. В на-логовом учете такие затраты включают в состав прочих расходов. На фактическую себестоимость материалов они не влияют.
В налоговом учете проценты по любым кредитам (в пределах нормативов) учитывают как внереализационные расходы.
При приобретении материалов по внешнеторговым контрактам могут образовываться разницы. Такие суммы в налоговом учете называют суммовой разницей, а в бухгалтерском учете - курсовой. По правилам бухгалтерского учета отрицательные курсовые (суммовые) разницы отражают как прочие расходы предприятия.
В налоговом учете отрицательные суммовые разницы учитывают как внереализационные расходы. Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете на стоимость поступивших материалов курсовые (суммовые) разницы не влияют.
Если материалы получены безвозмездно, фактическая себестоимость определяется в налоговом учете, исходя из рыночной цены. Безвозмездная передача и получение имущества (сделки дарения) на сумму более 3000 рублей между коммерческими организациями запрещены (ст. 575 ГК РФ).
В налоговом учете фактическую себестоимость материалов отражают:
- в регистре «Учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав»;
- в регистре-расчете «Формирование стоимости объекта учета» После этого оформляется один из следующих регистров:
- если материалы списываются по методу ФИФО - регистр «Информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО»;
- если материалы списываются по средней себестоимости - регистр «Информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости».
Регистр «Учет операций приобретения имущества, работ, услуг, прав» заполняют на основании первичных документов, в которых отражены затраты, связанные с получением материалов (например, договоров, накладных, счетов-фактур и т.д.). Исходя из данных этого регистра, заполняется регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета». Далее оформляется регистр «Информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО», либо регистр «Информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости» (в зависимости от метода списания материалов).
Материалы могут быть списаны с баланса предприятия в результате:
- передачи в производство;
- использования для собственных нужд;
- безвозмездной передачи;
- передачи в качестве вклада в уставный капитал другой предприятия;
- продажи на сторону [16, с.18].
В налоговом учете фактическую себестоимость материалов, переданных в производство, списывают одним из трех методов.
По себестоимости каждой единицы - по этому методу списывают материалы, которые учитывают в особом порядке. К таким материалам относят драгоценные металлы и камни, радиоактивные материалы и т.д.
Единица этих материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре.
По средней себестоимости - при использовании этого метода определяется среднюю себестоимость единицы материалов. Ее определяют по каждому наименованию одинаковых материалов, например, кирпич, доски, цемент и т.д. Федеральная налоговая служба России, в рекомендациях по применению налоговых регистров предусматривает, что средняя себестоимость определяется после каждой операции, связанной со списанием материалов.
По себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО) - материалы, поступившие ранее других, списываются первыми. Например, если материалы были куплены партиями, то сначала передается в производство первая партия, затем вторая и т.д. Если материалов в первой партии недостаточно, то списывается часть материалов из второй.
Рекомендации Федеральной налоговой службы России по применению налоговых регистров предусматривают, что стоимость материалов, которая должна быть списана, определяется после каждой операции, связанной с их списанием. Материалы, предназначенные для основного производства, могут быть использованы на собственные нужды предприятия.
Себестоимость таких материалов в состав прямых расходов не включается. Она учитывается в составе тех расходов, на которые списаны материалы (затрат на ремонт основных средств, затрат на ремонт инвентаря и т.д.). Фактическая себестоимость материалов, использованных для собственных нужд, списывается в том же порядке, что и при их передаче в производство (то есть по себестоимости единицы, средней себестоимости, методу ФИФО).
В бухгалтерском учете фактическую себестоимость безвозмездно переданных материалов, а также затраты, связанные с такой передачей, отражают в составе прочих расходов. При налогообложении прибыли такие расходы не учитывают. Стоимость безвозмездно переданного имущества облагается НДС.
В бухгалтерском учете выручку от продажи материалов отражают в составе прочих доходов, а затраты, связанные с их продажей, - в составе прочих расходов.
В налоговом учете такие доходы отражают в составе выручки от реализации, а расходы - в составе затрат, связанных с получением доходов.
Доходы, полученные от продажи материалов, уменьшают: фактическую себестоимость проданных материалов; расходы, связанные с продажей материалов.
С 2010 г. при реализации материалов, которые были получены при ремонте, демонтаже, ликвидации основных средств, в расходах признают их рыночную стоимость (то есть всю сумму, которая была ранее включена во внереализационные доходы предприятия). Такой же порядок действует и при продаже излишков, выявленных при инвентаризации.
Фактическую себестоимость списанных материалов отражают в следующих регистрах налогового учета:
- регистр «Информация о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости»;
- регистр-расчет «Стоимость списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО»;
- регистр «Налоговый учет первоначальной стоимости приобретенных материалов»;
- сводный регистр-расчет «Стоимость материалов, списанных в отчетном периоде»;
- регистр «Учет стоимости реализованного прочего имущества»;
- регистр «Учет операций выбытия имущества, работ, услуг, прав».
При списании материалов, прежде всего, оформляют регистр-расчет «Стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде».
Последующий налоговый учет стоимости израсходованных материалов зависит от способа их списания. Если материалы списываются по средней себестоимости, то оформляют регистр «Информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости». Если материалы спи- сываются по методу ФИФО, то оформляют регистр-расчет «Стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО». Некоторые данные из этих регистров переносят в регистры налогового учета первоначальной стоимости приобретенных материалов.
Если предприятие продает материалы на сторону (безвозмездная передача, передача в качестве вклада в уставный капитал), дополнительно оформляют:
- регистр «Учет операций выбытия имущества, работ, услуг, прав»;
- регистр «Учет стоимости реализованного прочего имущества».
Все эти регистры заполняют на основании первичных документов по отпуску материалов (лимитно-заборных карт, требований-накладных), договоров и накладных (при отпуске материалов на сторону) и данных регистров налогового учета по формированию фактической себестоимости материалов.
В состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия, включают только прямые расходы, которые относятся к реализованной готовой продукции или работам. Предприятия, которые оказывают услуги, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов. Относятся ли эти расходы к оказанным услугам или нет, значения не имеет. Прямые расходы, которые относятся к незавершенному производству (то есть продукции, не прошедшей всех стадий обработки, или работам, которые начаты, но не выполнены) и готовой продукции, не реализованной покупателям, налогооблагаемую прибыль не уменьшают.