Файл: Система налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для расчета суммы прямых расходов, которая относится к готовой продукции, работам или услугам, бухгалтер должен определить стоимость:

- незавершенного производства на конец месяца;

- готовой продукции, выпущенной в течение месяца;

- готовой продукции, не реализованной покупателям на конец месяца.

Предприятия самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на готовую продукцию (выполненные работы). Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике предприятия для целей налогового учета. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.

Федеральной налоговой службой России не установлены единые сводные регистры по учету прямых расходов, которые относятся к реализованной продукции (работам) и включаются в затраты отчетного периода. Предприятиям необходимо разработать соответствующие регистры самостоятельно.

Также отдельно учитываются в налоговом учете доходы и расходы по обслуживающим производствам и хозяйствам. К обслуживающим производствам относятся жилищно-коммунальные хозяйства (жилые дома, гостиницы, общежития и т.д.), объекты социально-культурной сферы (поликлиники, дома культуры, санатории и базы отдыха и т.д.) и другие подразделения, которые числятся на балансе предприятия. Доходы и расходы по этим производствам (хозяйствам), а также налоговая база по этой деятельности определяется отдельно от других видов деятельности. Результатом деятельности обслуживающих производств (хозяйств) может быть убыток, который включают в расходы при определении налоговой базы по прибыли, если выполняются следующие условия:

- стоимость оказываемых услуг не должна быть ниже стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями;

- расходы на содержание объектов обслуживающих производств (хозяйств) не должны превышать расходы на содержание аналогичных специализированных организаций;

- условия оказания услуг обслуживающим производством (хозяйством) не должны отличаться от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых такая деятельность является основной.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то полученный убыток можно перенести на будущее на срок до 10 лет. При этом на погашение полученного убытка можно направлять только прибыль, полученную от деятельности обслуживающих производств (хозяйств).

В налоговом учете доходы и расходы обслуживающих производств (хозяйств) отражают в двух налоговых регистрах:


- регистр-расчет «Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств»;

- регистр «Учет убытков обслуживающих производств и хозяйств».

Прежде оформляется регистр-расчет «Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств». Его заполняют на основании первичных документов, в которых отражены затраты, связанные с содержанием обслуживающих производств, а также налоговых регистров, в которых есть необходимая информация. Исходя из данных этого регистра, заполняется регистр учета убытков обслуживающих производств и хозяйств.

Информация налоговых регистров производственных предприятий является неотъемлемой частью общей учетно-информационной системы предприятия, направленной на повышение экономической безопасности.

1.2 Налоговый учет в России и международной практике

Налоговая система выступает одним из инструментов экономической политики государства, который устанавливает свои правила отражения хозяйственной деятельности предприятия, отличающиеся от правил отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В международной практике можно выделить две модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, характеризующие степень воздействия государства на систему бухгалтерского и налогового учета.

Для первой модели такого взаимодействия характерна очень тесная связь между бухгалтерским и налоговым учетом, и она присуща для стран континентальной модели — Германии, Франции, Швеции, Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и др.

Эта модель взаимодействия бухгалтерского и налогового учета возникла в ХIХ веке в Пруссии, в которой за основу было взято правило: сумма бухгалтерской прибыли должна равняться налогооблагаемой прибыли. Главным преимуществом этой модели является ее логичность и простота.

Важно отметить, что в ряде некоторых странах необходимость ведения налогового учета отсутствует. Отсутствие необходимости ведения налогового учета в ФРГ связано с тем, что в данной стране существует принцип обязательности, который гласит, что счета Главной книги выступают непосредственной основой для начисления налогов. Несмотря на то, что выделяется два типа счетов — коммерческие и налоговые счета, а отдельного налогового учета нет.


Отсутствие необходимости ведения налогового учета в ФРГ обусловлено тем, что в этой стране существует принцип обязательственности, согласно которому счета Главной книги являются непосредственной основой для начисления налогов. Несмотря на то, что существует два типа счетов — коммерческие и налоговые, отдельного налогового учета нет, и выбор того или иного метода учета имеет прямые налоговые последствия. Большинство налоговых льгот могут быть использованы, только если они нашли отражение в счетах коммерческого учета.

В Португалии отсутствие необходимости ведения налогового учета обусловлено тем, что бухгалтерский учет в этой стране в очень большой степени подчинен целям налогообложения. Именно налоговые органы прямо или косвенно формируют методологические особенности учета. Подобно ситуации в нашей стране, требования португальского налогового законодательства обязательны для всех бухгалтеров-практиков.

Во Франции отсутствие необходимости ведения налогового учета связано с тем, что все положения бухгалтерского учета основываются на коммерческом и налоговом законодательстве. Это оказывает значительное влияние на бухгалтерский учет тем, что устанавливается система налогообложения и необходимо соблюдать требования отражения на счетах бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной жизни для налогообложения. Для определения всех налоговых обязательств организации заполняют таблицы установленной формы корректировок бухгалтерской прибыли.

В Италии отсутствие необходимости ведения налогового учета связано с тем, что на бухгалтерский учет значительно влияет налоговое законодательство. Всеми своими законодательными актами оно охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные бухгалтерские стандарты. По данным отчета о финансовых результатах определяются налоги, взимаемые с компаний. Из этого можно сделать вывод, что главными пользователями отчетных данных являются фискальные органы. Бухгалтерская отчетность служит почти исключительно целям налогового контроля.

Вторая концепция взаимодействия бухгалтерского и налогового учета нашла свое распространение в Великобритании. Она основана на том, что сумма бухгалтерской прибыли отличается от налогооблагаемой прибыли. Данную концепцию называют англосаксонской или собственнической концепцией. Она преобладает в большей степени в англоговорящих странах — США, Великобритания, Нидерланды, Канада, Австралия и других.


В США, для того, чтобы исчислять все обязательные налоги, хозяйствующие субъекты ведут налоговый учет. Для правильного исчисления налогов, в отчетном балансе организации, составляемом по стандартам GAAP, появилась статья «Отсроченные налоги», так как существует проблема несоответствия суммы бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли. Налоговый учет в США не представляет собой отдельную и независимую систему. Он находится в тесной связи с бухгалтерским и управленческим учетом.

Налоговый учет нельзя выделить из всей системы учета как самостоятельную и независимую систему. Он должен представлять собой значительную часть бухгалтерского учета, включающую совокупность процедур группировки, отражения и обработки информации о фактах хозяйственной жизни организации, которые отражаются в бухгалтерском учете, необходимые для исчисления налоговых обязательств.

Таким образом, для того, чтобы осуществить преобразование налоговой системы в России следует исходить из того, что основным направлением налоговой системы должны быть тенденции развития налоговых систем всех ведущих стран мира, учитывая специфику налогового законодательства нашей страны.

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета

В рамках определенного Бюджетным посланием Президента РФ курса на совершенствование механизма налогообложения в целях создания максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства требует законодательного решения проблема применения двух форм учета: налогового и бухгалтерского.

Налоговый учет стал обязательным с 1 января 2002 г. для замены, а для некоторых субъектов хозяйствования в дополнение к установленному Законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерскому учету в целях налогообложения. Так, статья 23 Налогового кодекса РФ обязывает налогоплательщика вести бухгалтерский и налоговый учет в целях исчисления налоговой базы. Предпосылкой для законодательного выделения налогового учета как учетной системы стали различия в понимании прибыли в налоговом праве и бухгалтерском учете.


Применение бухгалтерского учета наряду с налоговым учетом отразилось в сложившихся подходах к пониманию сущности налогового учета.

С юридической точки зрения, налоговый учет – это институт налогового права, нормы которого закрепляют общественные отношения, возникающие в процессе сбора, регистрации и обобщения информации для определения налоговой базы текущего налогового периода или налоговой базы последующих периодов, а также в необходимых случаях налоговых вычетов.

По мнению специалистов в области налогообложения, налоговый учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации, позволяющая налогоплательщику максимально удобно и быстро определять налогооблагаемую прибыль [10, с. 102].

Как мы видим, единства мнений нет, что во многом связано с отсутствием легального понятия «налоговый учет» в Налоговом кодексе РФ, в системе институтов и терминов, используемых в целях налогообложения. Однако законодатель все же формулирует его, но применительно к исчислению налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ).

Хотя механизм налогового учета только налогом на прибыль не исчерпывается. В бухгалтерском учете приоритет имеет экономическое содержание понятия с целью формирования финансового результата отдельной организации, в то время как в целях налогообложения над экономическим содержанием превалирует задача отчуждения экономически обоснованной части собственности организации с учетом потребности государства. Вследствие этого показатели прибыли не могут совпадать в целях бухгалтерского учета и налогообложения, чем, на наш взгляд, и вызвано закрепление в налоговом законодательстве понятия «налоговый учет» как учетной системы, отличной от бухгалтерского учета.

На практике сосуществование двух означенных видов учета представляется маловероятным, поскольку вести две учетные системы не в состоянии ни одно предприятие, поэтому отдаётся предпочтение именно налоговому учету в ущерб учету традиционному, бухгалтерскому. Такая ситуация тем более закрепляется угрозой санкций против нарушителей законодательства о налогах и сборах, тогда как отказ вести бухучет вовсе не означает отказ вести бухгалтерию (при наличии налогового учета) и потому не влечет решительно никаких взысканий. По мере роста успехов управленческого учета становится очевидным, что если компании и решатся внедрить две системы учета одновременно, то вторым после налогового будет именно учет управленческий.

На современном этапе бухгалтерский учет развивается в направлении более точного отражения результатов хозяйствования, а налогообложение проводится на основании данных именно бухгалтерского учета. Когда говорим о налоговом учете, то подразумеваем интерпретацию данных бухгалтерского учета применительно к задачам налогообложения. Согласно НК РФ, данные налогового учета необходимы лишь в том случае, если данные бухгалтерского учета сформированы в порядке, отличном от установленного главой 25 НК РФ.