Файл: Общая характеристика законности (.Понятие и основные принципы законности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Они определяют отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые характеристики и связи; методы и процедуру регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др. Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений

Правопорядок тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворческим и право-реализационным процессами, с правосудием. Существование правопорядка тесно связано с уровнем дисциплины в обществе. Различают воинскую дисциплину, трудовую дисциплину, технологическую дисциплину и т.д.

Установление и обеспечение правопорядка требуют согласованной законодательной базы, проведения общей стратегии борьбы с преступностью, совершенствования правоохранительной, судебно-прокурорской систем, укрепления правосознания и повышения правовой культуры граждан.

В понятие, содержание правопорядка, его определение (выделение сущностных признаков) вкладываются обычно самые разнообразные моменты. Говорят о совокупности, системе правовых отношений, о реализованности законности, прав и свобод, прав и обязанностей граждан; о режиме законности или права, о подчиненности субъектов правовым предписаниям и их взаимных отношениях; о формах реализации права и воплощении законности в реальных отношениях, о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных на праве, и т.д. и т.п.

Подобное многообразие в подходах свидетельствует о многом.

Во-первых, о слабой разработанности, а точнее, об отсутствии научно обоснованной теории правового порядка. Только этим можно объяснить то положение, что во многих учебниках, учебных пособиях, курсах лекций, монографиях по теории права практически отсутствуют разделы о правопорядке. Вряд ли такое положение можно признать нормальным. Вся юридическая наук, в конечном счете должна служить торжеству правопорядка. А этому целевому результату не находится должного места в научных исканиях.

Во-вторых, нельзя отождествлять правовой порядок с другими социальными или правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и качественную определенность, что обусловливает недопустимость его отождествления с совокупностью или системой правовых отношений, с правом и законностью, с правовым режимом и т. п. Непозволительно не различать цель и средства ее достижения, причины и следствия, условия и результат осуществления поставленной задачи.


В-третьих, выделение одного из существенных признаков правопорядка в качестве всеобщего и исчерпывающего не раскрывает сложность и многогранность явления, а такие попытки в литературе наблюдаются. Обычно выделяются далеко не равнозначные моменты, что подчеркивает односторонность подхода.

А здесь необходим комплексный анализ. Важно показать сущностную, содержательную и внешнюю стороны, основные формы проявления; состояния и свойства участников и их отношений; систематичность, последовательность, очередность, повторяемость процессов, степень их распространенности; выделить социальные характеристики и оценочные требования.

Иногда утверждают, что правопорядок по сути государственный, конституционный порядок. Конечно, в главном и основном эти понятия совпадают. Но нельзя не учитывать и другого. Не всегда государственные вопросы получают надлежащее правовое регулирование и оформление. Да и Конституция регулирует не все правовые стороны жизни. Поэтому ставить знак равенства между этими категориями недопустимо. В данном случае выделяется лишь одна связь, хотя и существенная, - государственная, конституционная подчиненность и характеристика порядка. Но масштабные и объемные характеристики далеко не совпадают, они неравнозначны и по существу. В любом государстве есть право, законы, их реализация, возникающая на этой основе совокупность отношений. Но в одних государствах существует правовой порядок, а в других - эти средства выступают правовой оболочкой произвола и беззакония, как это имеет место при фашистских тоталитарных режимах.

В-четвертых, правовой порядок подлежит анализу как целостное и оформленное образование. Здесь наблюдаются различные уровни упорядоченности - например, законодательный, избирательный, судебный и т.д. порядок. Части и целое имеют свои характерные особенности. Далеко не все сферы социальной жизни, входящие в правопорядок или активно влияющие на него, упорядочены нормативными актами. В правопорядке довольно много общесоциальных тенденций, требований, характеристик, которые не имеют юридического содержания, но без которых он невозможен, такие как справедливость, нравственность, демократизм, требования социальной нормативности и т.п.

Соотношение законности и правопорядка. Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.


И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная.

Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок - продукт, итог законности.

Таким образом, правопорядок и законность — цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь.

Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению)[8].

3.Социальное (современное) значение законности и правопорядка

В настоящее время во многих странах, с учетом современных тенденций глобализации и взаимопроникновения политических, социально-экономических изменения, важнейшую роль в исследованиях отечественных и зарубежных авторов занимает вопрос соотношения законность и правопорядка, как основ государственного строя

В связи с тем, что мировая государственность движется в сторону правовых аспектов управления, все большее значение принимает установление законности и правопорядка, да даже простого исполнения законов в государстве, как важнейшего элемента успешного и эффективного развития социально-экономических условий для людей.

В демократических государствах обычно провозглашается верховенство и прямое действие конституции и конституционного права. Однако стоит отметить, что зачастую конституция и конституционные права общества попираются и доказать что-либо в сложившихся условиях становится очень непросто, несмотря на попытки обеспечения системы защиты этих самых прав.

В целях обеспечения конституционных прав граждан включены гарантии реализации положений, обеспеченных статьями Конституции, которые усиливают положительные факторы ее реализации. Кроме того, система включает в себя принятие мер и средств профилактики правонарушений конституции, которые направлены на устранения такого рода правонарушений.


В целях обеспечения законности как самого главного элемента государственного управления в демократическом государстве, важное место приобретает роль законов и конституции как основ правового государства.
Поэтому в данных условиях большое значение приобретает повышение эффективности деятельности органов государственной власти как ответственных за обеспечение законности, правопорядка и обеспечения целостности правовой системы государства.

Нормативно-правовые акты, обладающие силой закона являются первичными конструктами в повышении уровня законности. Но порой, именно они могут привести к прямо противоположному результату, если сами по себе противоречат конституционным основа государства.
Именно для обеспечения центральной роли, объединяющей всю систему законов и иных нормативно- правовых актов государства, и существуют конституции как главенствующие законы внутри правовой системы конкретного государства.

Законность и правопорядок являются непременными условиями и выступают в качестве основы:

нормального функционирования жизни общества;

четкой, эффективной деятельности государственных, хозяйственных, общественных организационных структур;

обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей, надежной охраной законных интересов и прав физических и юридических лиц;

уверенность населения в справедливости действий власти.

На мой взгляд, актуальность исследования законность и правопорядка обусловлена важнейшей их ролью в развития государственно-правовых институтах, поскольку без них нет и правопорядка. Если государственные органы не работают, то и до обеспечения правопорядка и законность очень далеко. Правопорядок и законность выступают выдающимися элементами социальной жизни людей, поэтому их укрепление является важнейшей задаче деятельности государства.

На наш взгляд анализ вопросов законность и правопорядка имеет важнейшее значение в аспекте совершенствования взаимодействия общества и государства. Действующий Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно отмечал важность строгого соблюдения законности в Российской Федерации и подчеркивал необходимость дальнейшего укрепления правопорядка.

Следовательно, можно заметить, что вопросы, связанные с изучением законности и правопорядка являются наиболее актуальными в современный период развития нашего социально-правового государства.


Заключение

Законность - один из основополагающих принципов государственного руководства общества в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства.

Законность чаще всего употребляется наряду со словом справедливость. Справедливые законы вызывают у людей уважение, желание соблюдать их, а законность - не метод государственного руководства обществом (как говорили в советское время), а принцип жизни общества, определяющий деятельность государства.

Правопорядок – есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. 

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в дей­ствиях законодательной, исполнительной и судебной власти, актив­но осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потреб­ности.

Правопорядок не тождественен законности: они соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами.

Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть правовым. 

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семей­ные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нор­мами соответствующих отраслей права. 

Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы: 

1) исследование институтов законности и правопорядка в теоретико - правовой науке имеет важнейшее значение, поскольку понятия законности и правопорядка тесто связаны со всеми другими правовыми институтами и оказывают существенное влияние на формирование уровня правосознания и правовой культуры в обществе;