Файл: Общая характеристика законности (.Понятие и основные принципы законности).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
2) метода осуществления государственной власти, способа деятельности, поведения субъектов общественных отношений;
3) особого режима состояния общественной жизни, выражающегося в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.
Таким образом, мы полагаем, под законностью следует понимать принцип, метод и режим строго неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений
1.2.Гарантии законности (общие и юридические)
Под общими гарантиями законности принято понимать возможности, которые складываются в жизни общества, при этом должна обеспечиваться реализация правовых предисловий. Сюда можно отнести некоторые гарантии: политические, общественные, экономические, а также духовные. Также законодательством предусмотрено наличие специальных гарантий законности, носящих название – юридические гарантии. Это средства, предназначенные для гарантии и обеспечения законности в стране
С юридической точки зрения, понятие «гарантии законности» раскрывается, как совокупность условий и факторов, а также специальных средств, которые обеспечивают режим законности в области государственного управления. Это принцип реального действия права в государстве, когда государственные органы, а также граждане должностные лица обязаны соблюдать законы и любые правовые нормы. Гарантии законности делятся на две составляющие – условия обеспечение законности и специальные средства их выполнения. Первое есть не что иное, как совокупность основных условий функционирования системы государства, то есть:
Экономические - состояние внешних и внутренних экономических отношений государства;
Политических– состояние развития институтов демократии, государственной власти, а также степень участия граждан страны в политических процессах;
Духовно-нравственных – уровень культуры общества, сознания и правосознания.
Общественные –меры, которые применяются общественностью для законной борьбы с нарушителями законности в целях ее поддержания и укрепления.
Специальные средства, предназначенные для обеспечения законность, есть совокупность средств организационного и юридического характера, которые позволяют сохранять режим законности в области государственного управления.
Однако, даже при самых высоких стандартах политических, экономических и духовных гарантий законности, всегда существуют лица (физические или юридические), которые совершают правонарушения либо по незнанию норм права, либо сознательно и целенаправленно. Для предотвращения и пресечения подобных действий, восстановления прав и законных интересов граждан и юридических лиц, наказания правонарушителей и поддержания за счет этого режима законности, государственная власть, обладая организационными, материальными и принудительными средствами, создает специально-юридические гарантии законности.
Специально-юридические гарантии законности - это закреплённые в действующем законодательстве способы и средства непосредственно направленные на обеспечение законности посредством предотвращения, выявления и пресечения нарушений правовых норм, восстановления нарушенных прав и законных интересов субъектов права и наказания правонарушителей.[4]
К специально-юридическим гарантиям законности относится:
- эффективная деятельность специальных государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности (судебные органы, прокуратура, служба безопасности, органы юстиции и пр.);
- внутриведомственный контроль (контроль высшего органа за соблюдением законности в деятельности подчинённых ему нижестоящих органов) и межведомственный контроль (контроль, осуществляемый межведомственными органами, наделенными правом проверять законность деятельности структур не находящихся в их непосредственном подчинении);
- эффективное действие норм закона «Об обращениях граждан»[5]
Выделяются следующие юридические средства специально-юридических гарантий законности:
- средства выявления правонарушений;
- средства предупреждения правонарушений;
- средства пресечения правонарушений;
- меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений;
- юридическая ответственность;
- правосудие.
От того насколько совершенны и действенны специально-юридические гарантии, насколько эффективно используют их государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, должностные лица, государственные служащие и граждане, в значительной степени зависит состояние законности в стране.
2.Сущность и значение правопорядка
2.1.Понятие правопорядка
Ничто так не волнует общество современной России, как правовой порядок. И справедливое разрешение судебных дел, и охрана прав граждан, и стабильность в обществе и все многое другое, что требует определенного порядка, возможно лишь при условии высокого уровня правопорядка. Он не существует сам по себе. Правопорядок складывается его субъектами, наделенными определенными обязанностями и правами, направленными на строгое исполнение действующего законодательства.
Становление правопорядка в России осуществляется под воздействием многих факторов. Прежде всего, на правопорядок влияет качество законодательства. Коренная ломка общественных отношений в России, проистекавшая на протяжении двадцатого и начала двадцать первого веков, существенно вносила свои коррективы в характерные черты юридической техники и в сферы правового регулирования. Допускавшиеся перекосы от сужения до непредсказуемого расширения правового регулирования отдельных групп общественных отношений, создавали немало трудностей в установлении правопорядка. Бессистемное, интенсивное принятие законов без достаточного научного обоснования не способствует укреплению правопорядка.
Невозможно добиться нужного правопорядка и в том случае, когда законы отсутствуют, а общественные отношения развиваются под воздействием неконтролируемых растущих потребностей разных социальных групп населения. Отсутствие законов или наличие в них серьезных пробелов, противоречий, законодательных ошибок и других недостатков, ведет общество к хаосу, беспорядку и разнообразной путанице, что порождает возмущения и недовольства в обществе. Беззаконие способствует росту преступности, формируются преступные группы, сращиваемые в преступные сообщества. В такой обстановке правопорядку противостоит преступность и масса других правонарушений.
Правопорядок представляет собой упорядоченное состояние правовых отношений, формирующихся при воплощении предписаний законов и иных правовых норм. Правопорядок не существует без определенных деяний субъектов, наделенных соответствующими правами и обязанностями, ориентированными на исполнение действующего законодательства. Правовой порядок, как правовое явление, отражает фактическое состояние правовых отношений, сложившихся под воздействием действующего законодательства, реализуемого благодаря уровню правосознания субъектов общества и государства.
Правопорядок - это состояние правоотношений, сложившихся под воздействием субъектов правоприменения, наделенных правами и юридическими обязанностями определять свое поведение в строгом соответствии с требованиями законов. Субъектами правопорядка являются все те, кто обязан исполнять, соблюдать, применять требования действующего законодательства. Правопорядок формируется при условии, если субъект владеет правовым знанием и на их основе формирует свое представление обо всех предписаниях закона, необходимых для выражения своего поведения.
Субъекты правопорядка обязаны владеть правовым знанием, достаточным для понимания смысла правовых норм, которые им предстоит по своим обязанностям воплощать в правоотношения. Конкретное содержание сложившихся правоотношений является правопорядком. Для установления правопорядка, прежде всего, необходимо законодательство.
Существование законов - это только основа правопорядка. Чтобы законы воплощались в жизнь их надо познать. Сами законы никогда не превратятся в правопорядок. Процесс познания законов осуществляется с учетом обязанностей субъектов правопорядка применять в своей деятельности те или иные правовые предписания. В процессе изучения нормативных правовых документов формируется правосознание. От уровня правосознания зависит степень воплощения прописанных в законах требований в реальные правоотношения, что равнозначно правопорядку.
Понятие правопорядок также трактуется среди ученых - правоведов не однозначно. Н.И. Матузов полагает, что правопорядок есть порядок, основанный на праве, правопорядок выступает как состояние урегулированности общественных отношений [6]
А.Ф. Черданцев считает, что правопорядок есть система общественных отношений, правоотношений, основанных на нормах права. [7]
Р.А. Ромашов утверждает, что правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права
На наш взгляд, для того чтобы сформулировать понятие правопорядка следует акцентировать внимание на соотношении понятий правопорядок, общественный порядок и законность. Правопорядок является составной часть общественного порядка, поскольку общественный порядок можно определить как систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения субъектами правоотношений всех социальных норм (как правовых, так и не правовых – норм морали, религиозных и др.), а правопорядок предполагает соблюдения именно правовых норм. Правопорядок выступает результатом законности, то есть это итого соблюдения и исполнения правовых норм.
Таким образом, с нашей точки зрения правопорядок – это составная часть общественного порядка, представляющая собой систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, это итог воплощения законности в реальные общественные отношения.
2.2.Взаимосвязь правопорядка, общественного порядка и законности
Для более полного понимания института правопорядка необходимо хотя бы кратко рассмотреть вопрос о соотношении правопорядка и общественного порядка. Общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов, т. е. под общественным порядком мы понимаем установившуюся систему общественных отно-шений, отвечающую интересам общества, выраженным в социальных нормах. Отношения, отвечающие общественным интересам, выраженным в нормах права, рассматриваются в литературе как правопорядок. Следовательно, общественный порядок включает в себя правопорядок, но не сводится к нему. Нарушение правопорядка есть в то же время и нарушение общественного порядка. Но не всегда нарушение общественного порядка можно рассматривать как нарушение правопорядка. Допустим, нарушается супружеская верность, т.е. нарушаются нормы морали, но не правовые. Здесь налицо нарушение общественного порядка, но не правового. Или, например, кто-либо проявляет грубость, неуважение к старшим по возрасту, женщине (нарушение норм культуры, обычаев), тем самым он явно нарушает сложившийся общественный порядок, но не правовой.
Нередко нарушение общественного порядка понимают весьма упрощенно. Считают, например, что нарушающий общественный порядок наносит ущерб интересам многих лиц (совершение аморального проступка в присутствии многих лиц).
Если же он проявил грубость по отношению к одному лицу (и к тому же этого никто не видел), то данные действия, обычно, и не рассматриваются как нарушение общественного порядка. Представляется, что такой взгляд является неверным, ибо любое нарушение социальных норм является нарушением общественного порядка.
Правопорядок является более узким понятием, чем общественный порядок, правопорядок есть составная часть общественного порядка. Данный порядок является юридическим. Юридические качества и свойства правопорядок получает от законов, от тех правовых идей, принципов, деятельности и институтов, которые использует государственная власть.