Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Направления государственного регулирования в сфере конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы востребованность обществом мер, предпринимаемых по усилению государственных функций в области защиты свободной конкуренции, возрастает с каждым годом. И чем выше уровень развития экономики, тем более необходимой, устойчивой и определенной становится роль государственного регулирования в сфере обеспечения добросовестной конкуренции, имеющей большое значение не только для развития хозяйственных отношений, но и финансовой безопасности государства. Вследствие этого во всех странах с рыночной экономикой государство обеспечивает защиту конкуренции с помощью антимонопольных процедур. Соответствующие меры по повышению роли государства в регулировании ключевых институтов рыночной экономики предпринимаются и в Российской Федерации.

Цель курсовой работы – исследование государственного регулирования  конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Задачи работы:

  • исследовать содержание и основные направления государственного регулирования конкуренции в России;
  • рассмотреть цели, задачи и инструменты антимонопольного регулирования;
  • исследовать систему правового регулирования конкуренции и монопольной власти в России;
  • рассмотреть проблемы правового регулирования конкуренции и определить пути их решения.

Предмет исследования – конкуренция и монополистическая деятельность.

Объект исследования – регулирование конкуренции и монополистической деятельности в России.

Теоретической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, антимонопольное законодательство РФ и зарубежных стран.

Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, информация периодических изданий, сети Интернет.

Глава 1. Основные положения регулирования конкуренции и ограничения монополистической деятельности в России


1.1. Направления государственного регулирования в сфере конкуренции

В современных условиях практически каждый реальный рынок в той или иной степени будет считаться монополизированным, то есть рынком с несовершенной конкуренцией. Несовершенная конкуренция – это рынок, на котором не выполнено то или иное условие чистой конкуренции. Подавляющую часть продукции на большинстве современных рынков предлагает ограниченное число фирм, способных в силу своего господствующего положения оказывать влияние на условия реализации товаров и, прежде всего, на уровень цен. Это влияет на экономический рост, как предприятий, так и государства в целом[1].

Всего экономисты выделяют четыре рыночные структуры: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, а также монополия и олигополия. Последние три вида – несовершенная конкуренция. Необходимость изучения несовершенной конкуренции объясняется тем фактом, что значительный объем экономической деятельности осуществляется в условиях монополий. Особенно эта проблема актуальна для российской экономики[2].

Анализу конкуренции посвящено большое количество работ различных экономистов. Адам Смит, к примеру, предложил понятие «свободная конкуренция», которое стало прообразом совершенной конкуренции. В работах Смита несовершенная конкуренция выступала в виде монополий. Джоан Робинсон возвращается к статистическому анализу несовершенной и совершенной конкуренции. Она в своих работах обосновывает зависимость между монопольной ценой, ценовой эластичностью спроса и предельными издержками[3].

Однако в настоящее время остаются малоисследованными многие проблемы, в том числе несовершенная конкуренция в условиях мировой глобализации и влияние конкуренции на экономический рост. Примером может выступать несовершенная конкуренция на рынке труда, когда у каждого кандидата есть свои собственные навыки, особенности, которые отличают его от всех других. Организация в предпринимательской среде также не может функционировать обособленно, согласно поставленным планам и задачам, не пересекаясь с влияющими на его деятельность факторами. Причины могут быть разнообразными: погодные условия, действие конкурентов, работа бухгалтерии, те или иные действия сотрудников отдела по подбору персонала. Все эти события можно подвести под обособленное понятие – среда деятельности предприятия.


Конкуренция представляет собой некий процесс соперничества, который может быть обусловлен выпуском одинаковых товаров, реализуемых в одних и тех же географических рамках. С конкурентной средой можно бороться, варьируя некоторые показатели своего бизнеса. Например, ценовую политику. Стоимость товара является одним из показателей, которые прямо влияют на выбор покупателя. Поэтому чем она ниже – тем выше спрос.

Однако не стоит забывать и о качестве продукции. Зачастую недобросовестные производители жертвуют качеством ради снижения ценового порога. Снизить стоимость товара можно иными способами: например, сократить расходы на поставки или автоматизировать производственный процесс, тем самым сокращая прямые издержки производства[4].

Стоит выделить несколько основных способов или схем, с помощью которых появляются различные варианты несовершенной конкуренции. Некоторые из них вполне природные, а некоторые – создаются искусственным путем самими продавцами либо государством:

– поглощение конкурентов. Эта схема не приводит к экономическому росту государства, так как власть, которая сосредотачивается в руках монополистов, позволяет им находить все возможные пути для снижения налогов, для личных преференций, а капиталы часто находятся в офшорах;

– захват «умов» потребителей[5]. Развитые PR и реклама, агрессивного характера, в сочетании с уникальными свойствами товара или услуги, обеспечивают национальную или мировую известность компаниям. Эта схема может привести как к росту предприятия, так и к экономическому росту государств, где такие предприятия платят налоги;

– технологии и их совершенствование. Стоит отметить, что, с одной стороны, такая схема приводит к экономическому росту и росту инновационности экономики, а с другой – банкротству тех предприятий, которые не смогли преодолеть свой консерватизм в ведении бизнеса[6]. Если в краткосрочном периоде это приведет к снижению экономических показателей страны, то в долгосрочном периоде государство выиграет за счет общего повышения конкурентоспособности товаров и услуг. Если технологически инновационные предприятия не являются крупными монополистами, то развитие рынка по такому пути может дать сильный толчок экономическому росту предприятий и государства за счет выхода на международные рынки;

– уникальность деятельности и месторасположения предприятия. Вызывает так называемый «природный» монополизм. При этом фирма может, как необоснованно завысить цены на товар, так и резко снизить ее при необходимости;


– схема государственного контроля. При такой схеме конкуренция является полностью ограниченной либо ее просто нет. Нельзя сказать, что такой путь не приводит к экономическому росту. Примеры тех же «нефтяных» стран доказывают, что это работает. Но стоит отметить, что экономика, построенная на продаже собственных природных ресурсов – дело временное. Рано или поздно все равно придется строить конкурентную экономику на базе развития производства и сферы услуг в других отраслях[7].

Итак, конкуренция – это действительно драйвер экономического роста. Ведь сниженная цена совсем не означает, что потребитель заплатит ее за качественный товар или услугу. Поэтому, в любой сфере деятельности необходимо стремиться создать конкуренцию.

Вопросам конкуренции уделено внимание в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия)[8], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее — Концепция)[9] и в ряде других документов стратегического планирования. В Стратегии, в частности, подчеркивается, что главными угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, а также усиление недобросовестной конкуренции, сохранение значительной доли теневой экономики и криминализация хозяйственно-финансовых отношений (п. 56, 57). В Концепции обозначено усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала (абз. 2 гл. 2 разд. 1). Стратегическими целями определены реализация органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества социально-экономической политики, предусматривающей развитие конкуренции (п. 62 Стратегии), а также достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан (глава 3 разд. 1 Концепции).


1.2. Цели, задачи и инструменты антимонопольного регулирования

Антимонопольное регулирование – важная составляющая внутренней экономической политики всех стран с развитой рыночной (и не только рыночной) экономикой. Поэтому государство разрабатывает и регулирует антимонопольную политику (рисунок 1).

Рисунок 1. Политика антимонопольного регулирования

Фактически, это государственная деятельность, направленная на установление и реализацию правил ведения предпринимательской деятельности на рынках товаров и услуг с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Она необходима для обеспечения контроля в экономической сфере и возможности экономического роста[10].

Антимонопольная политика является составной частью институциональной экономики. Глобальная цель любой государственной антимонопольной политики в свете институциональной экономики заключается в создании равных условий развития для всех рыночных участников в области добросовестной конкуренции, способствующих рациональному размещению и использованию ресурсов, и стабильному экономическому росту. Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями[11].

В широком смысле антимонопольная политика включает в себя почти все вопросы, связанные с повышением эффективности экономики, ростом конкурентоспособности отечественной продукции, равновесием спроса и предложения, то есть предполагает активное формирование экономической политики, по крайней мере, в областях, непосредственно связанных или оказывающих сильное влияние на состояние конкуренции в стране[12].

Поэтому главными целями антимонопольной политики являются:

1. Оптимизация конъюнктуры рынка: формирование конкурентной среды на рынке, поддержка предпринимательства; анализ процессов экономической концентрации; демонополизация производства.

2. Корректировка поведения участников рынка: отслеживание горизонтальных и вертикальных контрактов; пресечение недобросовестной конкуренции; предупреждение злоупотребления доминирующим положением.

3. Корректировка поведения органов власти: устранение различных организационно-административных барьеров для конкуренции; контроль за государственными субсидиями и налогами; запрет на ограничение конкуренции органами власти[13].