Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Направления государственного регулирования в сфере конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Правовое регулирование конкуренции и монопольной власти в России

Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт.


2.1. Система правового регулирования конкуренции и монопольной​​​​​​​ власти в России

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Важно отметить, что создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ[46] в качестве одной из конституционных основ нашего строя. Ст. 34 Конституции РФ прямо запрещает всякую деятельность, направленную на монополизацию и развитию недобросовестную конкуренцию.

Антимонопольное законодательство РФ так же основывается на ГК РФ (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10)[47], КоАП РФ[48], УК РФ[49], и других федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, например: Закон о защите конкуренции[50], ФЗ «Об акционерных обществах»[51], ФЗ «О рынке ценных бумаг»[52], ФЗ «О естественных монополиях»[53], Закон о связи[54].

Особое место в Российском антимонопольном законодательстве занимают международно-правовые акты.

Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О защите конкуренции» и применяются Федеральной антимонопольной службой (далее ФАС) к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство сочетает в себе нормы различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных. Данная особенность характеризуется вследствие сложности объекта регулирования (процессы монополизации и конкуренции), а также в необходимости поддерживать (защищать) экономически более слабую сторону (например, контрагентов в договорах, заключаемых предприятием-монополистом)[55].


Антимонопольное законодательство РФ (в частности, Федеральный закон «О защите конкуренции» [56] включает в себя нормы, регламентирующие не только процессы монополизации и конкуренции, но и недобросовестную конкуренцию. В России к ним относятся:

– распространение ложных сведений, которые способны причинить убытки другому субъекту;

– введение потребителей в заблуждение, касаемо информации о качестве товара, производителе и др. потребительских свойств;

– некорректное сравнение субъекта в рекламе с товарами другого производителя;

– использование фирменного знака без разрешения на то правообладателя.

На практике в России наибольшую долю нарушений антимонопольного законодательства составляют ценовые сговоры. Российскую государственную антимонопольную политику регулирует Федеральная антимонопольная служба и создаваемыми им территориальными органами[57].

Целью ФАС является регулирование структуры отрасли посредством пресечения возможных слияний фирм, которое может способствовать к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии на рынке. Задачей Федеральной антимонопольной службы является активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного Российского и мирового опыта[58].

Российские антимонопольные нормы применяют на практике зарубежный опыт, для повышения эффективности методов рыночного регулирования[59].

Меры антимонопольного воздействия направлены на прекращение нарушений; восстановление положения, которое существовало до нарушения; запрещение совершать действия, ограничивающих конкуренцию. За нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о конкуренции должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также физические лица несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

В ГК РФ (п. 1 ст. 10, 1033) [60] запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. За нарушения антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность – для юридического и физического лица; уголовная ответственность – только для физических лиц. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства возможна только после установления самого факта совершения соответствующего правонарушения комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции[61]. Факт нарушения антимонопольного законодательства должен быть зафиксирован комиссией антимонопольного органа в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства.


При определении ущерба учитывают:

– реальный ущерб (расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, утраты или повреждения его имущества);

– упущенную выгоду (неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено) [62].

2.2. Проблемы правового регулирования конкуренции​​​​​​​ и пути их решения

Несмотря на наличие антимонопольного законодательства, предусматривающего меры ответственности за нарушение конкурентных отношений, одним из действенных средств защиты добросовестной конкуренции является уголовно-правовое воздействие. Вместе с тем в период с 2000 г. по настоящее время за совершение преступлений, связанных с ограничением конкуренции, осуждено 39 подсудимых, оправдано — 3, судом прекращено уголовное преследование в отношении 10 лиц. При этом доля таких противоправных деяний в структуре преступлений экономической направленности крайне мала — не достигает 0,02%. Однако, по данным экспертов, в исследуемой области их число намного больше, а вред от ограничения конкуренции может составлять более 2% ВВП[63]. Такое расхождение, по мнению специалистов, характеризуется высокой латентностью данных преступлений и рядом других причин.

Во-первых, это обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время уголовная ответственность за совершение преступлений, посягающих на свободу конкуренции, фактически может наступать по различным нормам уголовного закона. К ним помимо деяний, указанных в ст. 178 УК РФ[64], следует отнести преступления: против собственности (ст.165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием», ст. 167 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» УК РФ); в сфере экономической деятельности (ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», ст. 179 «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения» УК РФ); против службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201 «Злоупотребление полномочиями», ст. 204 «Коммерческий подкуп» УК РФ); против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» УК РФ).


Во-вторых, на правоприменительную практику оказывает влияние значительное количество вносимых в уголовный закон изменений. Впервые уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства была введена Законом РФ от 13 марта 1992 г. № 2509‑I «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», которым УК РСФСР 1960 г. был дополнен ст. 1751 «Нарушения антимонопольного законодательства», установившей ответственность за неисполнение законных предписаний антимонопольных органов об устранении нарушений антимонопольного законодательства, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия.

В 1993 г. в целях упорядочения ответственности за незаконную торговлю Законом РФ от 1 июля 1993 г. № 5304-I «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» УК РСФСР был дополнен ст. 1543 «Незаконное повышение или поддержание цен», криминализировавшей незаконное повышение или поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путем создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятия товаров из обращения, либо сдерживания их от реализации, либо другого устранения от потребителей.

Специальным квалифицирующим признаком ст. 1543 УК РСФСР стала монополистическая деятельность, повлекшая повышение или поддержание цен. Новая формулировка диспозиции была обусловлена принятием антимонопольного законодательства, регламентировавшего конкурентные правоотношения и определившего дальнейшее развитие норм антимонопольной направленности.

Следующим этапом стало принятие в 1996 г. УК РФ. Уголовная ответственность за преступный монополизм была предусмотрена в ст. 178 «Монополистические действия и ограничение конкуренции». Позднее данная норма неоднократно претерпевала изменения, в результате которых отдельные формы преступного монополизма были декриминализированы. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в ст. 178 УК РФ введен обязательный признак объективной стороны — причинение крупного ущерба, превышающего 1 млн руб.

Федеральным законом от 29 июля 2009 г. № 216‑ФЗ «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» норма дополнена квалифицирующим признаком — извлечение дохода в крупном и особо крупном размерах (соответственно 5 и 25 млн руб.), а размер особо крупного ущерба повышен до 3 млн. руб. Определены условия освобождения от уголовной ответственности — в случаях, если лицо, совершившее преступление, способствовало его раскрытию, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет незаконно полученный в связи с этим доход.