Файл: Моделирование предметной области Управление взаимоотношениями с клиентами с помощью UML.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
Операционная система является основой программного обеспечения ПК. Она представляет собой комплексы системных и служебных программных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с ПК. Операционные системы различаются способами реализации алгоритмов управления ресурсами ЭВМ, методами проектирования, аппаратными платформами и т.д [6].
Операционные системы классифицируют по следующим признакам:
- Количество пользователей, работающих одновременно:
- однопользовательские ОС;
- многопользовательские ОС.
- Число процессов, выполняемых одновременно под управлением ОС:
- однозадачные;
- многозадачные.
- Количество поддерживаемых процессоров:
- однопроцессорные;
- многопроцессорные.
- Разрядность кода ОС:
- 32-разрядные;
- 64-разрядные.
- Тип интерфейса:
- командные;
- графические.
- Тип доступа пользователя к ЭВМ:
- ОС с пакетной обработкой;
- ОС с разделением времени;
- ОС реального времени.
Проанализируем достоинства и недостатки операционных систем семейства Linuxи Windows.
Операционные системы Linux распространяются бесплатно, их можно адаптировать под широкий спектр задач и любое оборудование, они обладают гибкостью настройки. Операционные системы Linux стабильны в работе, надежны и защищены. Недостатками системы является отсутствие поддержки некоторого оборудования, использование специализированного ПО и необходимость дополнительных навыков для настройки системы [5].
Операционные системы семейства Windows имеют большую распространенность среди пользователей, простой интерфейс, поддержку широкого спектра оборудования и ПО. Недостатками системы являются необходимость использования дополнительных средств защиты от вредоносного ПО и требовательность к ресурсам.
Использование операционной системы Linux имеет свои преимущества, однако ввиду большей распространенности Windowsсреди пользователей, поддержки оборудования и ПО, была выбрана системаWindows 10.
Рассмотрим классификацию СУБД.
- Степень универсальности:
- СУБД общего назначения;
- СУБД универсального назначения.
- Тип модели данных:
- иерархические;
- сетевые;
- реляционные;
- объектно-ориентированные;
- многомерные.
- Способ доступа к базе данных:
- файл-серверные;
- клиент-серверные;
- встраиваемые [9].
Выбранная СУБД должна отвечать следующим критериям:
- Поддержка реляционной модели данных.
- Обладание масштабируемостью и мобильностью.
- Содержать средства контроля использования памяти компьютера.
- Быть производительной и надежной.
Рассмотрим решения, представленные на рынке. Лидерами на рынке СУБД являются продукты IBM DB2, Oracle и Microsoft SQL Server.СУБД IBM DB2 является кросс-платформенной, обеспечивает стабильную работу базы данных. Недостатками системы являются высокая стоимость и низкая производительность. СУБД Microsoft SQL Server обладает большим пакетом инструментов, стабильностью работы и низкими затратами на администрирование. Недостаток системы заключается в том, что она работает только на платформе Windows. СУБД Oracle обладает высокой производительностью, легкостью интегрирования приложений и устойчивостью к большим потокам данных. Недостатком является высокая стоимость, необходимость приобретения мощного оборудования и персонала для поддержки СУБД. Таким образом для реализации базы данных наиболее подходит СУБД Microsoft SQL Server [1].
Рассмотрим средства проектирования и разработки информационной системы. Критерии классификации средств совпадают с их составом:
- Средства анализа (Design/IDEF, BPwin).
- средства анализа и проектирования (Vantage Team Builder, Designer/2000).
- Средства проектирования баз данных (Erwin, S-Designor).
- Средства разработки приложений (Uniface, JAM).
- Средства реинжиниринга (Rational Rose, Object Team).
На российском рынке представлены не все средства, перечисленные в классификации. На данный момент наиболее распространенными, обладающими простым интерфейсом и управлением являются средства BPWinи Erwin, которые будут использоваться для проектирования системы [7].
Информационная модель представляет собой схему, отражающую преобразование информационных реквизитов от источников информации до её получателей или, иными словами, процесс обработки информации в информационной системе. Рассмотрим информационную модель предметной области. Информационная модель представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Информационная модель
Входными документами являются: договор купли-продажи, накладная, счет-фактура и счет на оплату. Договор купли-продажи не является унифицированным документом. Унифицированная форма счета-фактуры представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Образец счета-фактуры
На рисунке 5 представлен образец накладной.
Рисунок 5. Образец накладной
На рисунке 6 представлен образец счета на оплату.
Рисунок 6. Образец счета на оплату
Перечисленные документы поступают от отдела продаж в бухгалтерию. В документах содержатся следующие показатели:
- Наименование товара.
- Цена товара.
- Количество товара.
- Стоимость покупки.
- Данные клиента.
Каждый документ содержит от 30 до 300 строк, объем документов составляет до 50 000 символов. Частота возникновения документа до 100 ежедневно.
Входным файлом является выписка с расчетного счета банка. В выписке содержится следующие первичные показатели:
- Номер счета на оплату.
- Наименование клиента.
- Сумма оплаты.
Банковская выписка скачивается из приложения «Клиент-банк» в формате .xlsx, .xls, .xml. и загружается в информационную систему. Образец банковской выписки представлен на рисунке 7.
Рисунок 7. Образец банковской выписки
В проектируемой информационной системе должны присутствовать следующие справочники:
- Товар, который содержит наименование и описание параметров товара.
- Номенклатура, который содержит классификатор товаров, реализуемых организацией.
- Клиент, который содержит информацию о клиента.
- Единица измерения, который содержит перечень единиц, в которых измеряется товар.
Характеристика справочников представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика справочников
Характеристика |
Номенклатура |
Товар |
Клиент |
Единица измерения |
Ответственный за ведение |
Главный бухгалтер |
|||
Характеристика |
Номенклатура |
Товар |
Клиент |
Единица измерения |
Объем справочника в записях |
10 000 |
100 000 |
100 000 |
10 |
Частота актуализации |
1 раз в квартал |
|||
Объем актуализации |
10% |
|||
Реквизитный состав |
Код |
Наименование |
ФИО |
Код |
Характеристика |
Паспортные данные |
|||
Наименование |
Единица измерения |
Адрес по прописке |
Наименование |
|
Дата рождения |
Результатной информацией является отчет «Сальдо по взаиморасчетам». Отчет представляет собой список прихода и расхода денежных средств в разрезе клиентов. Отчет формируется главным бухгалтером ежемесячно и отражает сумму задолженности перед организацией клиентов. Образец отчета представлен на рисунке 8.
Рисунок 8. Образец отчета по сальдо взаиморасчетов
Результативная информация хранится в следующих таблицах базы данных:
- Клиент.
- Счет.
- Платеж.
Характеристика перечисленных таблиц представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика таблиц с результативной информацией
Наименование таблицы |
Наименование поля |
Клиент |
ФИО |
Дата рождения |
|
Паспортные данные |
|
Адрес по прописке |
|
Счет |
№ счета |
Дата |
|
Сумма |
|
Платеж |
Дата платежа |
Сумма |
Полученный документ включает в себя оперативную информацию и является уточняющим. Документ выгружается из ИС в форматах .doc, .docx, .xlsx, .xls для дальнейшей печати.
Для того, чтобы привести иерархию функций управления и обработки данных, которые будут автоматизированы с помощью проектируемой ИС, необходимо выделить и детализировать два подмножества функций:
- Функции, реализующие служебные функции.
- Функции, реализующих основные функции управления и обработки данных.
Выявление состава функций, их иерархии и выбора языка общения (например, главное меню ИС) позволит разработать структуру сценария диалога, который даст возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
Разработаем дерево функций системы, согласно приведенным рекомендациям. К основным функциям разрабатываемой системы относятся:
- Редактирование справочников.
- Загрузка банковской выписки.
- Ввод данных.
К служебным функциям разрабатываемой ИС относятся:
- Формирование сальдо взаиморасчетов.
Дерево функций представлено на рисунке 9 [7].
Рисунок 9. Дерево функций системы
При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с экранными формами входных документов, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с таблицами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.
Разработаем сценарий диалога информационной системы. Сценарий диалога представлен на рисунке 10.
Рисунок 10. Сценарий диалога
Проектируемая ИС будет хранить и обрабатывать данные в реляционной базе данных, которая представляет собой совокупность двумерных таблиц. База данных будет включать следующие таблицы:
- Товар.
- Номенклатура.
- Клиент.
- Единица измерения.
- Договор.
- Счет-фактура.
- Накладная.
- Счет.
- Платеж.
Для описания взаимосвязей между таблицами построим ER-модель. ER-модель представлена на рисунке 11.
Рисунок 11. ER-модель базы данных
Характеристика таблиц базы данных представлена в таблице 5.
Таблица 5
Характеристика базы данных
Содержание
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Справочник «Номенклатура» |
||||
ID_номенклатуры |
ID_nomen |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Код |
Code_nomen |
Текст |
30 |
|
Наименование |
Name_nomen |
Текст |
100 |
|
Справочник «Единица измерения» |
||||
ID_единицы |
ID_ed |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Код |
Code_ed |
Текст |
30 |
|
Наименование |
Name_ed |
Текст |
100 |
|
Справочник «Товар» |
||||
ID_товара |
ID_stock |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Наименование |
Name_stock |
Текст |
30 |
|
Характеристики |
Par_stock |
Текст |
30 |
|
Справочник «Клиент» |
||||
ID_клиента |
ID_client |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
ФИО |
Name_client |
Текст |
30 |
|
Дата рождения |
Date_client |
Дата |
8 |
|
Паспортные данные |
Pasp_client |
Текст |
30 |
|
Прописка |
Adress_client |
Текст |
100 |
|
Договор |
||||
ID_договора |
ID_dog |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
Nomer_dog |
Текст |
30 |
|
Дата |
Date_dog |
Дата |
8 |
|
Cod_dog |
Текст |
10 000 |
||
Счет-фактура |
||||
ID_счета-фактуры |
ID_sch |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
Num_sch |
Текст |
15 |
|
Дата |
Date_sch |
Дата |
8 |
|
Цена |
Pr_sch |
Текст |
15 |
|
Количество |
Kol_sch |
Числовой |
7 |
|
Стоимость |
Sum_sch |
Текст |
5 |
|
Накладная |
||||
ID_накладной |
ID_nakl |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Номер |
Num_nacl |
Текст |
15 |
|
Дата |
Date_nakl |
Дата |
8 |
|
Цена |
Pr_nakl |
Текст |
15 |
|
Количество |
Kol_nakl |
Числовой |
7 |
|
Стоимость |
Sum_nakl |
Текст |
5 |
|
Счет |
||||
ID_счета |
ID_sch |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Номер |
Num_scht |
Текст |
15 |
|
Дата |
Date_scht |
Дата |
8 |
|
Сумма |
Pr_scht |
Текст |
15 |
|
Платеж |
||||
ID_платежа |
ID_pl |
Счетчик |
5 |
Ключевое поле |
Дата |
Date_pl |
Дата |
8 |
|
Сумма |
Pr_pl |
Текст |
15 |