Файл: Моделирование предметной области Управление взаимоотношениями с клиентами с помощью UML.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Операционная система является основой программного обеспечения ПК. Она представляет собой комплексы системных и служебных программных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с ПК. Операционные системы различаются способами реализации алгоритмов управления ресурсами ЭВМ, методами проектирования, аппаратными платформами и т.д [6].

Операционные системы классифицируют по следующим признакам:

  1. Количество пользователей, работающих одновременно:
  • однопользовательские ОС;
  • многопользовательские ОС.
  1. Число процессов, выполняемых одновременно под управлением ОС:
  • однозадачные;
  • многозадачные.
  1. Количество поддерживаемых процессоров:
  • однопроцессорные;
  • многопроцессорные.
  1. Разрядность кода ОС:
  • 32-разрядные;
  • 64-разрядные.
  1. Тип интерфейса:
  • командные;
  • графические.
  1. Тип доступа пользователя к ЭВМ:
  • ОС с пакетной обработкой;
  • ОС с разделением времени;
  • ОС реального времени.

Проанализируем достоинства и недостатки операционных систем семейства Linuxи Windows.

Операционные системы Linux распространяются бесплатно, их можно адаптировать под широкий спектр задач и любое оборудование, они обладают гибкостью настройки. Операционные системы Linux стабильны в работе, надежны и защищены. Недостатками системы является отсутствие поддержки некоторого оборудования, использование специализированного ПО и необходимость дополнительных навыков для настройки системы [5].

Операционные системы семейства Windows имеют большую распространенность среди пользователей, простой интерфейс, поддержку широкого спектра оборудования и ПО. Недостатками системы являются необходимость использования дополнительных средств защиты от вредоносного ПО и требовательность к ресурсам.

Использование операционной системы Linux имеет свои преимущества, однако ввиду большей распространенности Windowsсреди пользователей, поддержки оборудования и ПО, была выбрана системаWindows 10.

Рассмотрим классификацию СУБД.

  1. Степень универсальности:
  • СУБД общего назначения;
  • СУБД универсального назначения.
  1. Тип модели данных:
  • иерархические;
  • сетевые;
  • реляционные;
  • объектно-ориентированные;
  • многомерные.
  1. Способ доступа к базе данных:
  • файл-серверные;
  • клиент-серверные;
  • встраиваемые [9].

Выбранная СУБД должна отвечать следующим критериям:


  1. Поддержка реляционной модели данных.
  2. Обладание масштабируемостью и мобильностью.
  3. Содержать средства контроля использования памяти компьютера.
  4. Быть производительной и надежной.

Рассмотрим решения, представленные на рынке. Лидерами на рынке СУБД являются продукты IBM DB2, Oracle и Microsoft SQL Server.СУБД IBM DB2 является кросс-платформенной, обеспечивает стабильную работу базы данных. Недостатками системы являются высокая стоимость и низкая производительность. СУБД Microsoft SQL Server обладает большим пакетом инструментов, стабильностью работы и низкими затратами на администрирование. Недостаток системы заключается в том, что она работает только на платформе Windows. СУБД Oracle обладает высокой производительностью, легкостью интегрирования приложений и устойчивостью к большим потокам данных. Недостатком является высокая стоимость, необходимость приобретения мощного оборудования и персонала для поддержки СУБД. Таким образом для реализации базы данных наиболее подходит СУБД Microsoft SQL Server [1].

Рассмотрим средства проектирования и разработки информационной системы. Критерии классификации средств совпадают с их составом:

  1. Средства анализа (Design/IDEF, BPwin).
  2. средства анализа и проектирования (Vantage Team Builder, Designer/2000).
  3. Средства проектирования баз данных (Erwin, S-Designor).
  4. Средства разработки приложений (Uniface, JAM).
  5. Средства реинжиниринга (Rational Rose, Object Team).

На российском рынке представлены не все средства, перечисленные в классификации. На данный момент наиболее распространенными, обладающими простым интерфейсом и управлением являются средства BPWinи Erwin, которые будут использоваться для проектирования системы [7].

  1. Проектная часть
  2. Информационная модель и её описание

Информационная модель представляет собой схему, отражающую преобразование информационных реквизитов от источников информации до её получателей или, иными словами, процесс обработки информации в информационной системе. Рассмотрим информационную модель предметной области. Информационная модель представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Информационная модель

  1. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

Входными документами являются: договор купли-продажи, накладная, счет-фактура и счет на оплату. Договор купли-продажи не является унифицированным документом. Унифицированная форма счета-фактуры представлена на рисунке 4.


Рисунок 4. Образец счета-фактуры

На рисунке 5 представлен образец накладной.

Рисунок 5. Образец накладной

На рисунке 6 представлен образец счета на оплату.

Рисунок 6. Образец счета на оплату

Перечисленные документы поступают от отдела продаж в бухгалтерию. В документах содержатся следующие показатели:

  1. Наименование товара.
  2. Цена товара.
  3. Количество товара.
  4. Стоимость покупки.
  5. Данные клиента.

Каждый документ содержит от 30 до 300 строк, объем документов составляет до 50 000 символов. Частота возникновения документа до 100 ежедневно.

Входным файлом является выписка с расчетного счета банка. В выписке содержится следующие первичные показатели:

  1. Номер счета на оплату.
  2. Наименование клиента.
  3. Сумма оплаты.

Банковская выписка скачивается из приложения «Клиент-банк» в формате .xlsx, .xls, .xml. и загружается в информационную систему. Образец банковской выписки представлен на рисунке 7.

Рисунок 7. Образец банковской выписки

В проектируемой информационной системе должны присутствовать следующие справочники:

  1. Товар, который содержит наименование и описание параметров товара.
  2. Номенклатура, который содержит классификатор товаров, реализуемых организацией.
  3. Клиент, который содержит информацию о клиента.
  4. Единица измерения, который содержит перечень единиц, в которых измеряется товар.

Характеристика справочников представлена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика справочников

Характеристика

Номенклатура

Товар

Клиент

Единица измерения

Ответственный за ведение

Главный бухгалтер

Характеристика

Номенклатура

Товар

Клиент

Единица измерения

Объем справочника в записях

10 000

100 000

100 000

10

Частота актуализации

1 раз в квартал

Объем актуализации

10%

Реквизитный состав

Код

Наименование

ФИО

Код

Характеристика

Паспортные данные

Наименование

Единица измерения

Адрес по прописке

Наименование

Дата рождения


  1. Характеристика результатной информации

Результатной информацией является отчет «Сальдо по взаиморасчетам». Отчет представляет собой список прихода и расхода денежных средств в разрезе клиентов. Отчет формируется главным бухгалтером ежемесячно и отражает сумму задолженности перед организацией клиентов. Образец отчета представлен на рисунке 8.

Рисунок 8. Образец отчета по сальдо взаиморасчетов

Результативная информация хранится в следующих таблицах базы данных:

  1. Клиент.
  2. Счет.
  3. Платеж.

Характеристика перечисленных таблиц представлена в таблице 4.

Таблица 4

Характеристика таблиц с результативной информацией

Наименование таблицы

Наименование поля

Клиент

ФИО

Дата рождения

Паспортные данные

Адрес по прописке

Счет

№ счета

Дата

Сумма

Платеж

Дата платежа

Сумма

Полученный документ включает в себя оперативную информацию и является уточняющим. Документ выгружается из ИС в форматах .doc, .docx, .xlsx, .xls для дальнейшей печати.

  1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

Для того, чтобы привести иерархию функций управления и обработки данных, которые будут автоматизированы с помощью проектируемой ИС, необходимо выделить и детализировать два подмножества функций:

  1. Функции, реализующие служебные функции.
  2. Функции, реализующих основные функции управления и обработки данных.

Выявление состава функций, их иерархии и выбора языка общения (например, главное меню ИС) позволит разработать структуру сценария диалога, который даст возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

Разработаем дерево функций системы, согласно приведенным рекомендациям. К основным функциям разрабатываемой системы относятся:

  1. Редактирование справочников.
  2. Загрузка банковской выписки.
  3. Ввод данных.

К служебным функциям разрабатываемой ИС относятся:

  1. Формирование сальдо взаиморасчетов.

Дерево функций представлено на рисунке 9 [7].

Рисунок 9. Дерево функций системы

При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с экранными формами входных документов, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, работу с таблицами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.

Разработаем сценарий диалога информационной системы. Сценарий диалога представлен на рисунке 10.

Рисунок 10. Сценарий диалога

  1. Характеристика базы данных

Проектируемая ИС будет хранить и обрабатывать данные в реляционной базе данных, которая представляет собой совокупность двумерных таблиц. База данных будет включать следующие таблицы:

  1. Товар.
  2. Номенклатура.
  3. Клиент.
  4. Единица измерения.
  5. Договор.
  6. Счет-фактура.
  7. Накладная.
  8. Счет.
  9. Платеж.

Для описания взаимосвязей между таблицами построим ER-модель. ER-модель представлена на рисунке 11.

Рисунок 11. ER-модель базы данных

Характеристика таблиц базы данных представлена в таблице 5.

Таблица 5

Характеристика базы данных

Содержание

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Справочник «Номенклатура»

ID_номенклатуры

ID_nomen

Счетчик

5

Ключевое поле

Код

Code_nomen

Текст

30

Наименование

Name_nomen

Текст

100

Справочник «Единица измерения»

ID_единицы

ID_ed

Счетчик

5

Ключевое поле

Код

Code_ed

Текст

30

Наименование

Name_ed

Текст

100

Справочник «Товар»

ID_товара

ID_stock

Счетчик

5

Ключевое поле

Наименование

Name_stock

Текст

30

Характеристики

Par_stock

Текст

30

Справочник «Клиент»

ID_клиента

ID_client

Счетчик

5

Ключевое поле

ФИО

Name_client

Текст

30

Дата рождения

Date_client

Дата

8

Паспортные данные

Pasp_client

Текст

30

Прописка

Adress_client

Текст

100

Договор

ID_договора

ID_dog

Счетчик

5

Ключевое поле

Номер

Nomer_dog

Текст

30

Дата

Date_dog

Дата

8

Cod_dog

Текст

10 000

Счет-фактура

ID_счета-фактуры

ID_sch

Счетчик

5

Ключевое поле

Номер

Num_sch

Текст

15

Дата

Date_sch

Дата

8

Цена

Pr_sch

Текст

15

Количество

Kol_sch

Числовой

7

Стоимость

Sum_sch

Текст

5

Накладная

ID_накладной

ID_nakl

Счетчик

5

Ключевое поле

Номер

Num_nacl

Текст

15

Дата

Date_nakl

Дата

8

Цена

Pr_nakl

Текст

15

Количество

Kol_nakl

Числовой

7

Стоимость

Sum_nakl

Текст

5

Счет

ID_счета

ID_sch

Счетчик

5

Ключевое поле

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Номер

Num_scht

Текст

15

Дата

Date_scht

Дата

8

Сумма

Pr_scht

Текст

15

Платеж

ID_платежа

ID_pl

Счетчик

5

Ключевое поле

Дата

Date_pl

Дата

8

Сумма

Pr_pl

Текст

15