Файл: Моделирование предметной области Управление взаимоотношениями с клиентами с помощью UML.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВЕДЕНИЕ
Все организации, вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности, не может функционировать без ведения бухгалтерского и финансового учета. Ведение учета предоставляет руководству организации подробную информацию о состоянии денежных, материальных и трудовых ресурсов организации.
Расчеты представляют собой систему денежных отношений, связанную с оплатой товаров, услуг и работ физических и юридических лиц, а также с выполнением финансовых обязательств компаний.
Процесс осуществления взаиморасчетов с клиентами регламентируется действующим законодательством, договорами на расчетно-кассовое обслуживание, которые заключаются с коммерческими банками, а также правилами системы и проведения безналичных и налично-денежных расчетов. Взаиморасчеты с клиентами осуществляются с помощью наличного или безналичного перечисления денежных средств между контрагентами.
При осуществлении взаиморасчетов между контрагентами формируется поток документов, который включает: договоры купли-продажи, акты выполненных работ и оказанных услуг, квитанции об оплате и товарные чеки. Объем документооборота при проведении взаиморасчетов любой компании может достигать сотни ежедневно. Для того, чтобы минимизировать трудозатраты и вероятность совершения ошибки, процесс учета взаиморасчетов с клиентами подлежит автоматизации.
Для автоматизации учетных функций компании используются информационные системы, в которых хранится и обрабатывается информация о финансово-хозяйственной деятельности компании. В информационных системах информация о взаиморасчетах структурируется для удобного представления данных пользователю.
Применение информационных систем для автоматизации ведения взаиморасчетов с клиентами позволяет минимизировать временные затраты на учетные процессы, структурировать полученные данные (например, в разрезе контрагента, по заданным периодам и т.д.), автоматизировать формирование учетных документов и аналитических отчетов.
Актуальность выбранной темы обусловлена уровнем развития информационных технологий, применяемых в экономической сфере.
Объектом исследования является процесс учета взаиморасчетов с клиентами.
Предметом исследования является автоматизация процесса учета взаиморасчетов с клиентами.
Целью работы является проектирование реализации операций бизнес-процесса взаиморасчетов с клиентами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Выбрать комплекс задач автоматизации.
- Охарактеризовать существующие бизнес-процессы.
- Описать документооборот, возникающий при решении задачи.
- Обосновать проектные решения по информационному обеспечению.
- Дать обоснование проектным решениям по программному обеспечению.
- Создать и описать информационную модель.
- Дать характеристику нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
- Охарактеризовать результативную информацию.
- Разработать общие положения.
- Дать характеристику базе данных.
- Разработать структурную схему пакета.
- Описать программные модули.
- Разработать контрольный пример реализации.
- Аналитическая часть
- Выбор комплекса задач автоматизации
Процессы, связанные со взаиморасчетом с клиентами существуют в любой организации. Основу для осуществления взаиморасчетов составляют: действующее законодательство, договоры на расчетно-кассовое обслуживание, заключаемые с коммерческими банками, а также правила системы и проведения безналичных и налично-денежных расчетов.
У процесса ведения взаиморасчетов предъявляется ряд требований:
- Достоверность.
- Вывод данных должен происходить быстро и без сложностей.
- Возможность контролировать задолженность.
- Быстрая детализация отчетов любой сложности.
Эти требования делят процесс взаиморасчетов на две части: в первой части отслеживается движение товара на складе организации, а во второй части отслеживается движение денежных средств.
Существуют следующие виды взаиморасчетов:
- Взаиморасчеты по заказам осуществляются тогда, когда взаиморасчет происходит по конкретному заказу клиента.
- Взаиморасчет по договору осуществляется, когда все покупки и продажи производятся согласно договору.
- Взаиморасчет по накладным осуществляется, когда покупка или продажа оплачивается отдельно по конкретной накладной.
Таким образом взаиморасчеты - это процессы прямого перераспределения доходов от продажи товаров или услуг между лицами, которые учувствуют в предоставлении услуг или в продаже товара.
Ведение операций по взаиморасчетам осуществляется бухгалтером-экономистом, который отвечает за всю отчетную документацию по взаиморасчетам.
Входными информационными потоками процесса будут: стоимость товара, выписка с расчетного счета банка.
Выходными информационными потоками будут: счет на оплату, договор купли-продажи, счет-фактура, накладная, сальдо по взаиморасчетам.
Результатными документами являются: счет-фактура, накладная и договор купли-продажи товара.
Рассмотрим процесс взаиморасчетов с клиентами. Для этого осуществим моделирование бизнес-процессов с помощью методологии IDEF0. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса.
Входящими потоками бизнес-процесса проведения расчетов и клиентами являются: товар и выписка с расчетного счета банка. Выходящими потоками являются: договор купли-продажи, накладная, счет-фактура, счет на оплату и сальдо по взаиморасчетам.
Управление бизнес-процессом осуществляется согласно законодательству РФ и учетной политики организации. Механизмом бизнес-процесса является бухгалтер-экономист. Модель бизнес-процесса представлена на рисунке 1.
Процесс учета взаиморасчетов с клиентами начинается с продажи товара. В процессе продажи товара формируются документы, на основании которых осуществляются взаиморасчеты с клиентом: договор купли-продажи товара, счет-фактура и накладная. На основании этих документов бухгалтер-экономист выставляет счет на оплату.
Ежедневно бухгалтер выгружает из клиент-банка выписку с расчетного счета организации. По данным выписки бухгалтер отслеживает поступление оплаты от клиента.
В конце каждого месяца на основании данных об оплаченных и неоплаченных счетах бухгалтер формирует сальдо по взаиморасчетам, которое показывает сумму задолженности клиентов организации.
Модель бизнес-процесса представлена на рисунке 2.
Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процесса
Рисунок 2. Декомпозиция бизнес-процесса осуществления взаиморасчетов с клиентами
Создадим схему документооборота рассматриваемого процесса. В процессе взаиморасчетов с клиентами участвуют следующие документы:
- Договор купли-продажи.
- Счет-фактура.
- Накладная.
- Счет на оплату.
- Реестр платежей из расчетного счета.
Схема документооборота представлена в таблице 1.
Таблица 1
Схема документооборота
Исполнитель Действие |
Менеджер по продажам |
Бухгалтер |
Продажа товара |
Договор купли-продажи Счет-фактура Накладная Счет на оплату |
Договор купли-продажи Счет-фактура Накладная Счет на оплату |
Проверка оплаты |
Банковская выписка |
|
Формирование отчетности |
Сальдо взаиморасчетов |
Рассмотрим количественные показатели формирования документооборота. Характеристика документооборота представлена в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика формирования документооборота
Характеристика |
Договор купли-продажи |
Счет-фактура |
Накладная |
Счет на оплату |
Сальдо по взаиморасчетам |
Количество документов в год, шт. |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
12 |
Количество символов в документе, шт. |
100 000 000 |
80 000 |
40 000 |
40 000 |
100 000 000 |
Частота возникновения в год |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
12 |
Трудозатраты на обработку в год, ч/час |
500 000 |
500 000 |
500 000 |
500 000 |
400 000 |
В ходе анализа документооборота бизнес-процесса взаиморасчетов с клиентами были выявлены следующие недостатки:
- Высокие временные затраты на формирование документооборота.
- Сложность ведения учета платежей по счетам на бумажных носителях.
- Высокие временные затраты на формирование отчетности (сальдо по взаиморасчетам).
- Низкий уровень оперативности данных о финансово-хозяйственной деятельности компании.
- Несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации.
Исходя из описанных недостатков, осуществим расчет планируемого эффекта, который будет достигаться при устранении выявленных недостатков.
Суммарные трудозатраты на ведение документооборота составляют 2 400 000 человеко-часов ежегодно. Внедрение информационной системы позволит сократить трудозатраты на ведение документооборота на 60%, что составит 960 000 человеко-часов. Снижение уровня трудозатрат на формирование документооборота является значительным, что говорит об обоснованности внедрения информационной системы.
Рассмотрим состав и содержание входных и выходных документов автоматизируемого бизнес-процесса. Входными документами являются: договор купли-продажи, счет-фактура, накладная и счет на оплату. Перечисленные документы будут внесены в информационную систему и на их основании будут создаваться документы о поступлении оплаты. Из перечисленных документов не является унифицированным только договор купли-продажи.
Также входящим документом будет являться выписка с расчетного счета организации. Выписка не является унифицированным документом. Она представляет собой список, в котором указаны клиенты и поступившие от них оплаты по выставленным счетам. Банковская выписка загружается в информационную систему в формате .xlsx, .xls, .xml. На основании данных, полученных из банковской выписки автоматически будут формироваться документы об оплате счетов.
Выходным документом будет являться сальдо по взаиморасчетам. Этот документ не является унифицированным и представляет собой отчетную форму. Сальдо по взаиморасчетам содержит информацию о клиенте, сумме выставленных счетов и полученной оплаты. Документ должен иметь возможность печати и сохранения в форматах: .doc, .docx, .xlsx, .xls для обеспечения удобства дальнейшей обработки.
В рассматриваемых документах используются следующие классификаторы:
- Единицы измерения.
Информационная база должна быть организована в виде интегрированной базы данных с распределенной организацией для обеспечения совместной работы нескольких специалистов. Для организации базы данных будет использоваться реляционный подход, который минимизирует избыточность данных и обеспечивает простоту манипулирования ими.