Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Работникам предлагалось ответить на 26 вопросов, раскрывающих те или иные ситуации, и одновременно оценить, насколько они беспокоят их по шкале «редко – иногда – часто»:

  1. Значительное превышение обязанностей над правами.
  2. Ошибки подчиненных и коллег в работе.
  3. Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководящих инстанций.
  4. Отсутствие рабочих нормативных документов. Нечеткие инструкции.
  5. Слабая техническая база. Отказы оборудования.
  6. Семейная и бытовая неустроенность.
  7. Собственные ошибки и просчеты в работе.
  8. Несправедливость, некорректное отношение со стороны начальника.
  9. Низкий уровень знаний, необходимость обучения.
  10. Вызовы к начальству и в вышестоящие инстанции.
  11. Отсутствие в работе действенных материальных стимулов.
  12. Дополнительная нагрузка, несоответствие выполняемых работ должностным обязанностям.
  13. Постоянные изменения инструкций, указаний.
  14. Нарушение трудовой дисциплины сотрудниками (коллегами).
  15. Халатное отношение сотрудников к своим обязанностям.
  16. Постановка начальником трудновыполнимых задач.
  17. Напряженные отношения в коллективе.
  18. Необходимость отвлекаться и помогать коллегам. Выполнять их работу.
  19. Некомпетентность руководителя подразделения.
  20. Отсутствие нормальных условий, необходимых для хорошей работы.
  21. Плохое делопроизводство, лишняя работа с бумагами.
  22. Неупорядоченность рабочего дня.
  23. Низкая зарплата.
  24. Бытовая неустроенность. Необходимость на работе думать о домашних делах.
  25. Личный конфликт или напряженность отношений с руководителем подразделения.
  26. Неадекватные реакции коллег на рабочие указания.

Опрос показал, что 60% опрошенных (18 человек) редко сталкиваются с перечисленными факторами. Следовательно, большинство из опрошенных не воспринимают профессиональную деятельность как стрессовую. 30% (9 человек) лишь иногда обеспокоено теми или иными факторами, 10% респондентов (3 человека) сталкиваются со стресс-факторами часто.

Анализируя ответы респондентов в разрезе утверждений, следует отметить, что наиболее часто встречающиеся факторы, приводящие к стрессу в профессиональной деятельности работников – это:

  1. Ошибки подчиненных и коллег в работе.
  2. Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководящих инстанций.
  3. Собственные ошибки и просчеты в работе.
  4. Необходимость отвлекаться и помогать коллегам. Выполнять их работу.
  5. Плохое делопроизводство, лишняя работа с бумагами.
  6. Неадекватные реакции коллег на рабочие указания.

Данные факторы вызвали обеспокоенность с частотой «часто» и «иногда» у 40% опрошенных.

При этом наиболее слабым местом с точки зрения возникновения факторов следует назвать плохое делопроизводство и лишнюю работу с бумагами, собственные просчеты и ошибки в работе, а также неадекватные реакции коллег на рабочие указания.

Интересным является тот факт, что респонденты из числа руководителей лишь иногда сталкиваются с такими факторами как ошибки подчиненных и коллег по работе, а также собственные ошибки и просчеты в работе.

Оценивая содержание ответов респондентов, также необходимо отметь, что:

  • начальник оценивается работниками как справедливый, компетентный сотрудник, обладающий определенными знаниями, опытом и навыками в области профессиональной деятельности;
  • инструкции в организации имеют четкое закрепление;
  • в организации действует и соблюдается график рабочего дня;
  • действующая система материального стимулирования, в том числе и уровень заработной платы, устраивает большинство работников ООО «Прямая линия»;
  • практически отсутствуют случаи нарушения трудовой дисциплины и халатного отношения работников к своим трудовым обязанностям, что свидетельствует о высокой степени формализации должностей;
  • в организации созданы соответствующие условия для работы;
  • морально-психологический климат отличается благоприятностью.

Примечательно, что никто из опрошенных сотрудников, оценивающих факторы не организационной, а семейной жизни, например, такие как семейная и бытовая неустроенность, необходимость на работе думать о домашних делах, а также личный конфликт или напряженность отношений с руководителем подразделения, не отметил их как встречающиеся иногда или часто. Такая ситуация может быть обусловлена недостаточной открытостью персонала при ответе на вопросы.

Таким образом, в рамках ООО «Прямая линия», осуществляющего производство и реализующего кирпич, было проведено исследование, направленное на выявление стресс-факторов в профессиональной деятельности руководителей среднего звена и специалистов. Исследование проводилось по методике Ю.В. Щербатых, предлагающего в этих целях использовать опросник из 26 вопросов, раскрывающих различные стороны функционирования организации. Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что более половины работников не воспринимают свою работу как стрессовую. Руководители подразделений чаще связывают профессиональный стресс с собственными ошибками и просчетами, а также ошибками подчиненных и коллег по работе. Специалисты в качестве источников стресса в профессиональной деятельности чаще всего выделяют такие факторы как плохое делопроизводство, лишнюю работу с бумагами, а также неадекватные реакции коллег на рабочие указания.


3. Практические рекомендации по управлению профессиональным стрессом в организации

На основе результатов исследования можно сделать вывод, что в ООО «Прямая линия» необходимо осуществлять деятельность по управлению профессиональным стрессом на основе приемов элиминирования стресс-факторов, которые, с одной стороны, смягчают последствия влияния напряженных ситуаций на персонал, а с другой – а снижают частоту их появления.

Основные способы элиминирования можно разделить на две группы:

  1. Применяемые непосредственно самим работником.
  2. Применяемые руководителем по отношению к подчиненным.

При этом представляется важным, чтобы методы управления стрессом, применяемые самим работником, также были доведены до работника непосредственным руководителем того структурного подразделения, в котором он осуществляет свою деятельность, либо руководителем организации.

В рамках доведения информации о возможных стресс-факторах и методах минимизации и последствий могут быть проведены консультации руководителей структурных подразделений со своими сотрудниками. Сотрудники ООО «Прямая линия могут быть проинформированы о данных методах и в более неофициальной форме, например, с помощью памяток с необходимой информацией, непосредственно размещенных в структурных подразделениях.

Для того чтобы работа руководителей и подчиненных по доведению до последних необходимой информации была продуктивной, в программе обучения персонала ООО «Прямая линия» можно предусмотреть соответствующие тренинги для руководителей среднего звена. Располагая необходимыми знаниями, они будут способны не только сами противостоять стресс-факторам и грамотно бороться с их последствиями, но и осуществить просветительскую работу с подчиненными.

В качестве методов управления стрессом, применяемых руководителем по отношению к своим подчиненным, можно рекомендовать:

  1. Оценка способностей, потребностей и склонностей работников и попытка выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Кроме того, следует разрешить сотрудникам ООО «Прямая линия» отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания, более четко описать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации и пр. Представляется, что, благодаря данным мероприятиям, частота проявления стресс-фактора «Неадекватные реакции коллег на рабочие указания» будет снижена.
  2. Внедрение системы формирования рабочих групп на основе психологической совместимости, проведение корпоративных вечеринок, совместного досуга в нерабочее время. Это позволит минимизировать ошибки сотрудников в работе вследствие большей сплоченности. При этом необходимость отвлекаться и помогать коллегам не будет восприниматься как стресс-фактор.
  3. Рационализация документооборота. Проведенное исследование показало, что в качестве одного из стресс-факторов, выступает плохое делопроизводство и излишняя работа с бумагами. В этой связи предлагается рационализировать документооборот ООО «Прямая линия», внедрив систему электронного документооборота. Это позволит повысить эффективность коммуникаций в организации, значительно увеличит скорость согласования отдельных операций, а также скорость принятия управленческих решений.
  4. Обучение руководителей высшего и среднего звена тайм-менеджменту. Управление временем выступает важным фактором, обуславливающим как личную, так и организационную эффективность. Представляется, что овладение руководителями данной технологией позволит им рационализировать собственный рабочий распорядок, а также график работы подчиненных. Благодаря умению управлять собственным временем, значительно снизится степень проявления такого стресс-фактора как собственные ошибки и просчеты в работе.

В целом, в управленческой деятельности ООО «Прямая линия» рекомендуется использовать совокупность подходов к профилактике профессионального стресса:

  1. первичную профилактику – заключается в удалении или уменьшении стрессоров, действующих на рабочем месте, изменении окружающей организационной среды или условий труда. Руководство может внести изменения в процедуры обучения или отбора; изменить ролевые характеристики, расширив возможности работников в принятии решений; переформулировать рабочие задачи или усилить контроль над способами и длительностью их выполнения. Данные мероприятия должны учитывать специфику конкретной организации, подразделения или отдела.
  2. вторичную профилактику – предполагает реализацию мер, ослабляющих влияние проявлений симптомов стресса у работников, нацеленных на снижение или устранение напряжения. При этом основное внимание уделяется обучению навыкам саморегуляции, релаксации, позитивного мышления, позволяющим работнику более эффективно справляться с профессиональными стрессами.
  3. Третичную профилактику – заключается в предоставлении сотрудникам конфиденциальных консультаций, направленных на их реабилитацию после профессионального стресса.

Таким образом, в целях совершенствования управления стрессом в профессиональной деятельности сотрудников ООО «Прямая линия» рекомендуется доводить до персонала информацию о методах управления, которые могут быть использованы ими самостоятельно, а также реализовать комплекс мероприятий, способствующих снижению частоты выявленных стресс-факторов либо вероятности их проявления. К таким мероприятиям относятся обеспечение соответствия объема и типа работы способностям, потребностям и склонностям работников, обеспечение психологической совместимости сотрудников в рабочих группах, рационализация документооборота, обучение тайм-менеджменту. Кроме того, руководству ООО «Прямая линия» следует предпринимать меры по профилактике профессионального стресса в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики.

Заключение

В процессе написания работы были сделаны следующие выводы.

Профессиональный стресс выступает неотъемлемой составляющей управленческой деятельности, что обусловлено не только характером управленческого труда, но и динамично изменяющимися условиями внешней среды.

Профессиональный стресс представляет собой психофизиологическое состояние индивида, обусловленное его отрицательной реакцией на напряженную сложную ситуацию в сфере его профессиональной деятельности, обусловленную внутренними или внешними факторами. Профессиональный стресс проявляется в когнитивных, эмоциональных, физических и поведенческих симптомах. Источником профессионального стресса могут служить объективные и субъективные факторы, связанные с условиями работы в конкретной организации, а также личностными характеристиками персонала. Отрицательное влияние профессионального стресса на личностную и организационную эффективность предопределяют необходимость управления профессиональным стрессом.


Среди методов управления профессиональным стрессом выделяют методы на уровне организации и методы на уровне личности. К первой группе методов относятся социальная поддержка, психологические тренинги, программы оздоровления, методики релаксации и психологическое консультирование. Вторую группу методов составляют управление временем, психотерапию, поддерживающие диеты, физические упражнения; обучение методам борьбы со стрессом.

В рамках ООО «Прямая линия», осуществляющего производство и реализующего кирпич, было проведено исследование, направленное на выявление стресс-факторов в профессиональной деятельности руководителей среднего звена и специалистов. Исследование проводилось по методике Ю.В. Щербатых, предлагающего в этих целях использовать опросник из 26 вопросов, раскрывающих различные стороны функционирования организации. Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что более половины работников не воспринимают свою работу как стрессовую. Руководители подразделений чаще связывают профессиональный стресс с собственными ошибками и просчетами, а также ошибками подчиненных и коллег по работе. Специалисты в качестве источников стресса в профессиональной деятельности чаще всего выделяют такие факторы как плохое делопроизводство, лишнюю работу с бумагами, а также неадекватные реакции коллег на рабочие указания.

В целях совершенствования управления стрессом в профессиональной деятельности сотрудников ООО «Прямая линия» рекомендуется доводить до персонала информацию о методах управления, которые могут быть использованы ими самостоятельно, а также реализовать комплекс мероприятий, способствующих снижению частоты выявленных стресс-факторов либо вероятности их проявления. К таким мероприятиям относятся обеспечение соответствия объема и типа работы способностям, потребностям и склонностям работников, обеспечение психологической совместимости сотрудников в рабочих группах, рационализация документооборота, обучение тайм-менеджменту.

Библиография

  1. Авдулова, А.П. Психология управления / А.В. Авдулова. – М.: Юрайт, 2017. – 231 с.
  2. Акимова, Ю.Н. Психология управления / Ю.Н. Акимова. – М.: Юрайт, 2015. – 320 с.
  3. Гасюк, В.А. Управление профессиональным стрессом сотрудников организации / В.А. Гасюк, В.В. Варна // Менеджмент в предпринимательской деятельности. Материалы XVI международной научно-практической конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов. – Симферополь, 2018. – С. 112-116
  4. Гусова, А.Д. Анализ уровня профессионального стресса и удовлетворенности работой / А.Д. Гусова, М.Р. Кокоева // Новая наука. Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 2 №3. – С. 15-17
  5. Карпов, А.В. Психология труда / А.В. Карпов. – М.: Юрайт, 2015. – 364 с.
  6. Ким, Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности / Б. Ким // Наука без границ. – 2017. – № 6. – С. 174-177
  7. Климов, Е.А. Психология труда / Е.А. Климов, О.Г. Носкова. – М.: Юрайт, 2016. – 249 с.
  8. Колобродова, Н.В. Понятие, виды и причины профессионального стресса / Н.В. Колобродова // Интернаука. – 2017. – №11-1. – С. 57-60
  9. Корниенко, Е.В. Управление конфликтами и стрессами в профессиональной деятельности / Е.В. Корниенко, Н.А. Андриевич // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2016. – №2. – С. 87-94
  10. Манухина, С.Ю. Психология труда / С.Ю. Манухина. – М.: Юрайт, 2017. – 485 с.
  11. Мезенцева, Е.М. Теоретический и методологический анализ подходов к изучению профессионального стресса в психологии / Е.М. Мезенцева // Альманах современной науки и образования. – 2016. – №11. – С. 81-85
  12. Музыченко, Л.С. Учет профессиональных стрессов в управлении персоналом / Л.С. Музыченко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – №1. – С. 169-173
  13. Найденова, С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его профессиональные последствия / С.В. Найденова, П.А. Пономарев // Современные инновации. – 2015. - №2. – С. 97-100
  14. Пряжникова, Е.Ю. Психология труда: теория и практика / Е.Ю. Пряжникова. – М.: Юрайт, 2016. – 520 с.
  15. Скоблик, О.Н. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание: методологический анализ проблемы / О.Н. Скоблик // Вестник образовательного консорциума. Среднерусский университет. Серия «Гуманитарные науки». – 2017. – №9. – С. 77-80
  16. Терещенко, Н.Г. Психологические условия адаптации к профессиональному стрессу / Н.Г. Терещенко // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. - №513. – С. 3046-3050
  17. Труфанова, Т.А. Управление профессиональными стрессами: современные методы и подходы / Т.А. Труфанова // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – Т. 11. - №8. – С. 72-79
  18. Устинович, А.И. Современные подходы к исследованию проблемы профилактики профессионального стресса / А.И. Устинович // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей победителей III международной научно-практической конференции. – Пенза, 2016. – С. 292-294
  19. Фесянова, О.А. Профессиональный стресс и способы его преодоления / О.А. Фесянова // Актуальные вопросы психологии. – 2015. – №9. – С. 46-51
  20. Шарапов, С.С. Влияние профессионального стресса на эффективность работы специалистов / С.С. Шарапов // Развитие профессионализма. – 2016. – №1. – С. 219-220
  21. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2015. – 262 с.