Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
- упрощение процедур координации, организации и контроля.
Возможность глубокой комплексной автоматизации.
К недостаткам процессного подхода следует отнести низкую социальную приемлемость (оплата только по результатам и жесткие требования), более сложное, по сравнению с функциональным управлением, проектирование системы управления (за счет детализации и формализации результатов работ) и необходимость изменения менталитета руководителей. Однако эти недостатки не такие существенные по сравнению с теми выгодами, которые предприятие получит после внедрения процессного управления.
Каждое предприятие имеет свою специфику, отраслевую направленность, учитывая это, должны разрабатываться собственные индивидуальные модели. Процессный подход в организации производства позволяет системно увязать между собой функциональные направления в деятельности предприятия, построить прозрачные и понятные схемы реализации управленческих задач, оценить и оптимизировать используемые ресурсы.
Таким образом, переход на процессный подход к организации производства является не только возможным, но и необходимым условием для повышения конкурентоспособности каждой организации, которое помогает повысить как управляемость организации, так и снизить зависимость от человеческого фактора и создать условия для сокращения затрат. Данный подход в управлении - это управленческий инструмент, не только снижающий непроизводительные затраты, но и повышающий качество продукции, позволяющий иметь полную информацию о текущем процессе бизнеса и принимать своевременные и стратегически верные решения.
Одним из первых основных этапов построения процессной организации и управления деятельностью предприятием является выделение и классификация бизнес-процессов.
Для этого целесообразно сформировать команду, в состав которой необходимо включить: собственников предприятия, топ-менеджеров, специалистов, наиболее знающих проблемы и технологии предприятия, претендентов в процессную команду и внешних консультантов. Наличие внешних консультантов позволит использовать накопленный опыт и методики выделения и классификации бизнес-процессов.
Однако реализация данного подхода на российских предприятиях вызывает некоторые затруднения. Прежде всего, они связаны с непониманием сущности бизнес-процессов, выделение которых является одним из основных этапов применения процессного подхода к управлению предприятием.
В стандартах ISO 9001:2000 приведено следующее определение бизнес-процесса: Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
Более ранняя версия международного стандарта ISO 9000:2000 Основные положения и словарь в п. 2. 4 «Процессный подход» дает следующее определение: «Любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс».
Несколько иное определение бизнес-процесса дано в книге М. Хаммера и Д. Чампи [8]: «совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».
Другие авторы [1, 6] определяют бизнес-процессы следующим образом: «Бизнес-процесс – это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту».
В наиболее общем смысле под бизнес-процессом понимается поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших потоков – от одного отдела к другому [2, с. 99].
Однако ни одно определение не представляется исчерпывающе точным и четким. Но можно обозначить общие для каждого определения признаки бизнес-процесса, а именно: преобразование входов в выходы, создание продукта, представляющего ценность для потребителя, последовательность работ. Исходя из этого, можно дать следующее определение термину «бизнес-процесс»: «Бизнес-процесс – это совокупность операций, протекающих внутри каждой организации от одного исполнителя к другому и преобразующих ресурсы, используемые на «входе», в получаемый на «выходе» результат, представляющий ценность для потребителя».
Для выделения процессов используются соответствующие методики, например, рекомендации по стандартизации «Методология функционального моделирования» (концепция IDEFO). В соответствии с ней иерархия процессов выглядит следующим образом:
Задания
Процедуры
Ключевые процессы
Стратегический процесс
Рисунок 2. Иерархия процессов
Любая организация в ходе достижения собственных целей включена в сотни различных процессов. Тем не менее, существует определенная совокупность стандартных для всех коммерческих организаций (предприятий реального сектора экономики) процессов:
- процесс управления как таковой;
- процесс закупок (сырья, материалов, услуг других организаций);
- процесс производства, то есть создания продукции (товаров, услуг);
- процесс сбыта, то есть реализации основной цели организации – получения прибыли.
Процессы, являющиеся в деятельности предприятия основными (когда исключение любого из них влечет за собой недостижение общего результата), а также процессы, более или менее общие для всех коммерческих организаций, называются стратегическими.
Каждый стратегический процесс, в свою очередь, подразделяется на ключевые процессы. Например, процесс производства может делиться на:
- производство комплектующих;
- процесс переработки;
- обслуживание производства и другие.
Сам ключевой процесс представляется в виде процедуры, описывающей выдвигаемые для него задания [4, С. 37-41].
При разработке процессов обычно применяется цикл Plan-Do-Check-Act (PDCA), состоящей из следующих операций:
- планирование (разработка целей и процессов) для достижения поставленных целей;
- осуществление этих планов, то есть внедрение разработанных процессов;
- контроль процессов на предмет соответствия выпускаемой продукции целям компании;
- деятельность по постоянному улучшению показателей процессов.
Каждый бизнес-процесс имеет свои границы (рисунке 3) и определенные роли.
Рисунок 3. Границы бизнес-процессов.
Первичные клиенты - получают первичный выход. Вторичные клиенты - находятся вне процесса и получают вторичные выходы. Косвенные клиенты - следующие в цепочке после первичного клиента. Внешние клиенты – находятся вне предприятия. Внешние косвенные клиенты - это потребители.
При проведении выделения и классификации для каждого бизнес-процесса определяется состав участников бизнес-процесса. Важное место при определении участников занимает владелец бизнес-процесса, как правило, должностное лицо топ-менеджер, а также состав структурных элементов или должностных лиц организационной структуры предприятия, имеющие соответствующие роли [14, С. 15-20].
Глава 2. Анализ организации производства на предприятии на примере ООО «ЯмалСпецСервис»
В настоящее время в силу усиления конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных производителей появилась острая необходимость учитывать малейшие изменения в требованиях потребителей. Однако при функциональном подходе к организации производства трудно, а порой и невозможно заметить такие изменения. Вследствие этого многие предприятия вынуждены пересмотреть способы организации производства и перейти на процессно-ориентированный подход, позволяющий быстро реагировать на любые изменения потребностей рынка.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «ЯмалСпецСервис» - одно из ведущих предприятий специализирующие на строительных материалах на отечественном рынке.
В производственной деятельности предприятия можно выделить несколько направлений:
- строительство жилых и нежилых зданий;
- производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ;
- ррработы строительные отделочные;
- торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах;
- деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;
- деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.
Особую важность имеют работы по изготовлению и поставкам в соответствии с Государственным заказом строительных материалов.
Производство имеет полный технологический цикл. Современное техническое снабжение предприятия, наличие испытательной базы позволяет выпускать качественную продукцию.
Система управления качеством на предприятии сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001: 2001. В настоящий момент на ООО «ЯмалСпецСервис» развернуты работы по построению системы управления бизнес-процессами (СУБП).
Эффективно работая и обеспечивая предприятия многих отраслей промышленности широкой гаммой строительных материалов, предприятие осваивает производство новых материалов. В ближайшей перспективе развития предприятия – совершенствование и модернизация производимой продукции, расширение ассортимента строительных материалов.
Предприятие придерживается принципа полного удовлетворения потребностей заказчика.
В настоящее время предприятие имеет пять основных цехов, четыре вспомогательных цеха, производственные и вспомогательные участки, развитый складской комплекс площадью 5000 кв. м.
На предприятии имеются следующие виды производств и технологических процессов:
- штамповочное производство на базе многопозиционных пресс-автоматов, кривошипных прессов, пресса двойного действия;
- механообрабатывающее производство с применением токарных станков с ЧПУ, токарных автоматов, агрегатных и многошпиндельных станков, холодновысадочных и резьбонакаточных автоматов;
- гальваническое и окрасочное производство располагают стационарными ваннами для цинкования, никелирования порошковым напылением,вакуумной металлизацией, термодиффузионным цинкованием;
- переработка пластмасс на базе гидравлических прессов и термопластавтоматов;
- сборочное производство основано на базе специализированных сборочных участков, оснащенных нестандартным оборудованием;
- инструментальное производство и участок спецтехоборудования.
Испытательная лаборатория ООО «ЯмалСпецСервис», аккредитована в системе сертификации ГОСТ (номер аттестата РОСС RU.0001.22МЮ28), проводит все виды испытаний, а именно: климатические, механические, тепловые, светотехнические, проверка системы защиты ГОСТов 8607;17677;7110 [5, С. 10].
В настоящее время в ООО «ЯмалСпецСервис» применяется традиционный подход к учету затрат, основанный на показателях объема. Такой подход имеет очень серьезные недостатки. Рассчитанная с их помощью стоимость бизнес-процессов и себестоимость продукции и услуг являются неточными и стратегически бесполезными в условиях производства комплексного ассортимента.
Также на предприятии преобладает котловой метод учета, когда затраты «собираются» на уровне всего предприятия или некоторых структурных подразделений не по факту их потребления. Такой подход не дает возможности точно оценить затраты каждой структурной единицы и конечных объектов затрат (продукции, услуг, клиентов, поставщиков), а также их вклад в формировании общего финансового результата. Следовательно, нельзя исключить из планов производства и продаж нерентабельные виды продукции и принять правильные управленческие решения относительно ассортимента выпускаемой продукции и ценообразования. Это было насущной проблемой ООО «ЯмалСпецСервис», препятствующей принятию правильных управленческих решений.
Система организации производства в ООО «ЯмалСпецСервис» сформирована в годы плановой экономики и больших изменений к началу внедрения проекта не претерпела. Главными ее недостатками являются: «котловой» метод учета всех затрат и отсутствие системы учета затрат по местам их возникновения [10, С. 4-8].
В январе 2016 г. на предприятии ООО «ЯмалСпецСервис» стартовал проект по разработке и внедрению процессной системы управления предприятием. Проект включает четыре этапа: