Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
Итак, основаниями возникновения прав на землю выступают юридические факты, образующие юридический состав, который обладает правоустанавливающим характером. Земельные участки могут быть приобретены в собственность по различным основаниям, среди которых самыми распространенными являются сделки, решения органов исполнительной власти, судебные решения, институт давностного владения и т.д. Отметим, действующее законодательство в сфере правового регулирования возникновения и прекращения права собственности на земельные участки не является совершенным и требует значительных изменений и дополнений. Так, по нашему мнению, необходимо, во-первых, преодолеть двойственное правовое регулирование данного института нормами земельного и гражданского права, которые порой дублируют друг друга, а в некоторых случаях и противоречат.
4. Основания прекращения права собственности на землю
Можно выделить следующие основания прекращения права собственности на землю:
1) собственник принимает добровольно решение об отчуждении принадлежащего ему имущества, т.е. собственник земельного участка вправе совершить любую сделку с земельным участком (купля-продажа, дарение и т.д.), а также отказаться от земельного участка на основании ст. 53 ЗК РФ, что влечет за собой возникновение двух правомерных юридических актов (заявление в уполномоченный орган об отказе от собственности и решение Росреестра о регистрации прекращения права собственности на земельный участок). Как отмечается в судебной практике, следствием такого отказа является переход права собственности на земельный участок в силу закона к публичному образованию, что фактически означает отчуждение земельного участка[28]. К данной группе правоотношений необходимо также добавить случай добровольного прекращения деятельности юридического лица, которое имеет в собственности земельный участок, посредством ликвидации;
2) правомочия собственности подлежат прекращению не вследствие совершения лицом какого-нибудь противоправного деяния, а обусловлены публичными (общественными) интересами: национализация, реквизиция, принудительное изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд. По утверждению многих авторов, принудительное прекращение прав на землю является важным в целях развития земельного оборота[29];
3) правомочия собственности на земельный участок подлежат прекращению вследствие применения санкции за допущенное земельное правонарушение.
Перечень возможных оснований для принудительного изъятия земельных участков установлен ГК РФ. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237 ГК РФ). Наиболее оптимальным вариантом прекращения обязательства выступает его надлежащее исполнение. Надлежащее исполнение обязательства рассматривается в качестве совершения должником определенных действий согласно условиям принятых на себя обязательств, например, передача вещи по договору купли-продажи, оказание согласованной сторонами услуги и т.д. Данные действия предполагают проявление обязанной стороны активности и собственного волеизъявления, цель которых заключается в исполнении обязательства. При этом, получение согласия кредитора не требуется должнику в целях надлежащего исполнения обязательств. По утверждению ряда авторов, надлежащее исполнение с точки зрения принципа волеизъявления на совершение сделки необходимо рассматривать в качестве односторонней сделки[30]. Надлежащее исполнение обязательства является универсальным и естественным результатом заключения договора, которым устанавливается обязательство. Именно надлежащим исполнением обязательства возможно достижение правовых целей сторон. Согласно ч. 1 ст. 237 ГК РФ изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором. Как отмечено в Апелляционном определении Московского городского суда от 06.08.2015 по делу № 33-27434/2015[31], обращение взыскания на 1/2 долю в праве собственности принадлежащего Б.Н.О. земельного участка с целью удовлетворения требований кредитора в рамках исполнительного производства нарушений прав и законных интересов иных третьих лиц не влечет;
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238). Согласно ст. 129 ГК РФ все объекты гражданских прав по критерию оборотоспособности делятся на три группы: свободные в гражданском обороте; ограниченные в обороте; изъятые из оборота. Согласно ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; государственными природными заповедниками и национальными парками и т.д. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Среди созданных и действующих в настоящее время в Российской Федерации национальных парков можно назвать такие, как «Приэльбрусье», «Лосиный остров», «Земля леопарда», «Русская Арктика», «Анюйский» и многие другие. Поскольку национальные и природные парки получают защиту государства, поэтому особо охраняемые природные объекты (земля, недра, водные объекты растительный и животный мир), которые имеют природоохранное, эколого-просветительское, научное значение как образцы естественной окружающей природы, редкие или типичные ландшафты, участки сохранения генетического фонда животного или растительного мира, полностью ограничиваются от их хозяйственного использования на всей территории данных особо охраняемых природных территорий;
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция, которая определяется ст. 242 ГК РФ изъятие у собственника имущества в интересах общества по решению государственных органов порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция) в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Вместе с тем, по справедливому критическому замечанию Е.В. Оболонковой, законодателем на сегодняшний день так и не принят специальный закон, предусмотренный статьей 242 ГК РФ, который бы содержал четкую классификацию оснований для реквизиции, что негативным образом отражается на применении действующего законодательства[32];
6) конфискация (статья 243), которая определяется как безвозмездное изъятие у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). Таким образом, в отличие от реквизиции при конфискации имущество изымается у собственника без предоставления соответствующей выплаты;
7) отчуждение земельного участка из частной собственности в случаях, предусмотренных законом. Так, ст. 239.2 ГК РФ предусматривается изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 4 ст. 252 ГК РФ несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности на основании настоящей статьи, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией. Случаи, когда один из сособственников недвижимости обращается с предложением об осуществлении выдела свой доли в натуре, являются достаточно распространенными. Для практической реализации данного права необходимо принимать во внимание наличие технической возможности передачи такого имущества. В случае установления судом факта отсутствия такой возможности в исках о выделении части имущества отказывается. В подавляющем большинстве подобных случаев один из сособственников, изъявивший желание выделить свою часть, приобретает право на компенсационную выплату. Как указал ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.03.2011 по делу № А70-6307/2010[33], если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности. При этом, в Постановлении ФАС Центрального округа от 10.04.2009 г. по делу № А09-3363/08-7[34] отметил, что действующее законодательство связывает необходимость выплаты участнику общей долевой собственности денежной компенсации стоимости его доли лишь при несоразмерности произведенного раздела имущества. Отсутствие земельной доли в качестве официального объекта земельных отношений препятствует реализации обладателям этих долей своих прав по свободному распоряжению земельными долями, поскольку существующая нормативно-правовая база в недостаточной степени регламентирует институт земельных долей. Кроме того, указанный пробел законодательства, представляется, препятствует более стремительному развитию и совершенствованию гражданско-правовых отношений в Российской Федерации, направленных на вхождение земельных долей в самостоятельный гражданский оборот. Кроме того, соответствующие основания отчуждения имущества предусмотрены п. 2 ст.272, ст.ст.282, 285, 293, п.п. 4 и 5 ст. 1252 ГК РФ;
8) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Статья 22 ЗК РФ гласит, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом;
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
10) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения. Закрепление двух последних оснований в ГК РФ обусловлено необходимостью противодействия гражданско-правовым способом таким негативным явлениям как коррупция и терроризм.
Итак, изъятие земельных участков для государственных нужд в последние годы получило большое распространение. Участки изымаются, прежде всего, для дорожного строительства и размещения публичных объектов, возводимых в целях повышения международного престижа России (форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, проведенный в 2012 г. в г. Владивостоке, XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 г. в г. Сочи). В связи с изложенным, вопрос изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд имеет актуальную значимость для тысяч собственников земельных участков в России. Несмотря на наличие действенной нормативно-правовой базы, отечественное правовое регулирование данного основания прекращения права собственности граждан на земельные участки на сегодняшний день находится в стадии становления и нуждается в тщательной проработке. Требует своего разрешения и проблема совершенствования механизма взаимодействия всех органов государственной власти, уполномоченных на изъятие земельных участков, при принятии решений об изъятии земельных участков и последующем предоставлении равноценного земельного участка.
Заключение
В заключение рассмотрения темы настоящей работы подведем её итоги и сформулируем следующие выводы:
1. Право собственности является основополагающим в гражданском праве и привлекает пристальное внимание исследователей. Право собственности является абсолютным, где собственник наделен полным господством над вещью, неотчуждаемым и бессрочным. Правомочия собственника сводятся к возможности владения, пользования и распоряжения имуществом. Если в период советской власти признавалась только одна форма собственности – государственная, то сегодня согласно положениям Конституции РФ граждане и юридические лица вправе иметь земельные участки на праве частной собственности.
2. Земля и земельные участки в силу положений гражданского законодательства отнесены к объектам недвижимого имущества. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что действующее законодательство перечисляет только объекты правоотношений с землей, но не дает их определения. Очередные инициативы законодателя в ЗК РФ, вступившие в силу с 01.03.2015 года, имеют существенное значение для правового регулирования земельных правоотношений. В частности, ст. 6 ЗК РФ добавлена положением, дающим определение земельного участка, чего не было ранее. Признак прочной связанности объекта недвижимости с землей не является универсальным в определении недвижимости. В этой связи полагаем, что квалифицирующие признаки недвижимости следует исключить из содержания части 1 статьи 130 ГК РФ, заменив их исчерпывающим перечнем объектов недвижимости. В частности, данный перечень можно было бы дополнить такими объектами недвижимости как жилые и нежилые помещения. По нашему мнению, необходимо, во-первых, преодолеть двойственное правовое регулирование данного института нормами земельного и гражданского права, которые порой дублируют друг друга, а в некоторых случаях и противоречат между собой.
3. Основаниями возникновения и прекращения права собственности на землю выступают юридические факты, образующие юридический состав, который обладает правоустанавливающим характером. Земельные участки могут быть приобретены в собственность по различным основаниям, среди которых самыми распространенными являются сделки, решения органов исполнительной власти, на основании судебного решения, в силу давностного владения и т.д. Отметим, действующее законодательство в сфере правового регулирования возникновения и прекращения права частной собственности на земельные участки не является совершенным и требует значительных изменений и дополнений.
4. Полагаем, способ прекращения права собственности, предусмотренный п. 2 и 3 ст. 286 ГК РФ, входит в противоречие с положениями, закрепленными ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, которая вопрос лишения у любого лица принадлежащего ему имущества относит к исключительной компетенции судов. Вместе с тем, ст. 286 ГК РФ предусматривает возможность изъятия земельного участка по определенным в законе основаниям не в силу законного судебного акта, а решения уполномоченного органа власти.