Файл: Основания и порядок назначения инвалидности в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1013
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическо-правовые основы защиты инвалидов в Российской Федерации
1.1 Исторический аспект становления и развития защиты инвалидов в России
1.2 Правовые основы защиты инвалидов в современном праве Российской Федерации
ГЛАВА 2. Основания и порядок назначения инвалидности
2.1 Основания и порядок признания гражданина инвалидом
Обеспечение жизнедеятельности инвалидов – это оказание им материальной помощи и отдельных видов услуг в целях предоставления возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, обучение и трудовую деятельность.
Большинство мер профилактики инвалидности существует в России. Они закреплены в различных отраслях права. Поскольку меры профилактики инвалидности не могут входить в систему социальной защиты инвалидов вследствие их направленности на здоровых людей, необходима разработка программы профилактики инвалидности.
Цель социальной защиты инвалидов – обеспечение им возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.
Основные задачи социальной защиты инвалидов:
- Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности.
- Содействовать достижению взаимопонимания между инвалидов и социальной средой.
- Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений.
- Способствовать распространению информацию о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностей социальных служб.[7]
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение и инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации. [8]
Принципы социальной защиты инвалидов:
- Принцип социального партнерства предполагает союз и совместную деятельность правительственных кругов и политических партий, объединение работодателей и лиц наемного труда.
- Принцип социальной солидарности реализуется через налогообложение и обозначает готовность трудоспособных граждан поддерживать лица, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также людей с ограниченными возможностями.
- Принцип участия осуществляется путем привлечения лиц с ограниченными возможностями и их общественных формирований к непосредственному участию в формировании и реализации социальной политики и социальных программ, касающихся этих лиц и всего гражданского общества в целом.
- Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую о социальную защищенность лиц с ограниченными возможностями для восполнения этой ограниченности, что, в свою очередь, предполагает создание доступной среды жизнедеятельности, предоставления определенных льгот и соответствующего обслуживания.
- Принцип гарантий предусматривает предоставление лицам с ограниченными возможностями гарантированных государством социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию и т.д.
- Принцип приоритета предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики.
- Принцип субсидарности предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере.
Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией РФ, устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
Современное специальное законодательство РФ по вопросам социальной защиты инвалидов направлено на решение проблем, связанных с приспособлением объектов физической и информационной среды к нормальной жизнедеятельности инвалидов, реализацией системы льгот и компенсаций, специальных мер в отношении инвалидов в таких сферах, как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура.
Государство законодательно определило меры медицинского обслуживания инвалидов, оказание им квалифицированной медицинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения.
Международно-правовые акты играют важную роль в процессе формирования и реформирования системы отечественного права и оказывают заметное влияние на обеспечение соответствия ее норм мировым стандартам.
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы нашего государства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международно-правовые нормы о правах и льготах для инвалидов закреплены не только в специальных документах, касающихся защиты этой категории граждан, но и актах общего характера, важнейший из которых – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.
Всеобщая декларация прав человека закрепила принцип равенства, провозгласив, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Среди важнейших прав человека, перечисленных в Декларации, есть право на социальное обеспечение и право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.[9]
Декларация о правах инвалидов (1975) закрепила право инвалидов на уважение их человеческого достоинства, отмечая, что они имеют те же основные гражданские и политические права, что и их сограждане. Это связано в первую очередь с правом на удовлетворительную жизнь, отвечающую важным потребностям человека.[10]
В Декларации оговорено право инвалидов на медицинское, психическое, функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности.
Важную роль в социальной защите инвалидов играют конвенции МОТ. Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952) содержит нормы о пособиях по инвалидности, которые распространяются на случаи неспособности человека в установленной степени заниматься какой-либо деятельностью, приносящий доход, когда эта неспособность представляется постоянной или не устраняется к моменту прекращения выплаты пособия по болезни, а также нормы размеров пособий и условий их выплаты.[11]
Рекомендация №168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» содержит подробный перечень мер содействия занятости инвалидов, а именно:
- Соответствующие меры по созданию возможностей трудоустройства на свободном рынке труда, в том числе финансовое стимулирование предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, а также по разумному приспособлению условий труда, чтобы облегчить такое обучение и занятости инвалидов.
- Поощрение распространения информации о примерах фактической и успешной трудовой интеграции инвалидов.
- Обеспечение занятости на условиях неполного рабочего времени и другие меры в области труда в соответствии с индивидуальными свойствами инвалидов.
Конституция РФ установила равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Это означает, что состояние здоровья не может служить основанием для какой бы то ни было дискриминации. В соответствии с Конституцией РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности. Основным значением для развития системы социальной защиты населения содержится в ст. 7 Конституции Российской Федерации, которая объявила, что Россия является социальным государством, где обеспечивается социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.
Ключевым законодательным актом, определяющим обязанности государства в отношении людей с инвалидностью, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона о социальной защите инвалидов к категории инвалид относятся лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно данному закону, целью социальной защиты инвалидов признается создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества посредством создания условий для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности.
Основные направления защиты и реабилитации инвалидов включают в себя:
- Медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение.
- Профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве.
Также этот закон определяет полномочия органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов;
- раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов;
- разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.
Государство обеспечивает социальную защиту инвалидов, создает им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей. Это достигается путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственных программах, предоставление социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствия в реализации инвалидам прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и социально-экономических прав.[12] Государство устанавливает инвалидам дополнительные гарантии для реализации их права и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.
Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношение с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов и обязывает все органы власти, руководителем предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т.д.
В соответствии со ст. 64 ТК РФ всем работодателям запрещено прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых, или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Чтобы все работники выполняли требования законодательства в части запрета ограничения прав инвалидов (по признаку социального положения), законодатель установил дополнительные требования к организациям и предприятиям в Российской Федерации. Для обеспечения инвалидам гарантии трудовой занятости Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предписывает:
- Органам государственной власти Российской Федерации в своих законодательных актах устанавливать организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. От квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
- Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своих законодательных актах устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
- Создавать или выделять рабочие места в целях трудоустройства инвалидов.
- Создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
- Предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалида.