Файл: Основания и порядок назначения инвалидности в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 816

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ Трудового кодекса РФ позволяет сделать следующий вывод. Работодатель даже при отсутствии зарезервированных специально для инвалидов рабочих мест или квоты для приема инвалидов не праве отказать в приеме на работу инвалиду, если условия труда по должности, на которую претендует инвалид, соответствует условиям труда, рекомендованным индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом законодательством не запрещено устанавливать иные, не запрещенные Трудовым кодексом РФ, условия приема на определенную должность: наличие определенной квалификации, специального образования, опыта работы.

По сравнению с другими работниками инвалиды имеют преимущества, которые установлены законодательно:

  1. Сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы – не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов).
  2. Ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст.23 Закона о социальной защите инвалидов).
  3. Продолжительность ежедневной работы (смены) – в соответствии с медицинским заключением (ст.94 ТК РФ).
  4. Право на использование длительного отпуска без сохранения заработной платы – до 60 календарных дней в году (ст.128 ТК РФ)

Законодательство РФ устанавливает специальные правила обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, которые встали на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем:

  • За счет средств федерального бюджета
  • Предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ

При этом учитывается:

  • Общее количество человек, имеющих право на улучшение жилищных условий

Жилищный кодекс РФ устанавливает ряд общих условий для предоставления инвалидам жилых помещений по договорам социального найма:

  • Признание инвалида малоимущим.

Инвалиды признаются малоимущими органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи инвалида, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи инвалида и подлежащего налогообложению.

  • Признание инвалида нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Таковы признаются инвалиды:
  1. Не имеющих жилых помещений ни в собственности, ни по договорам социального найма или найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе как члены семьи собственника или нанимателя жилого помещения, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
  2. Проживающие в помещении, которое не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.[13]

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российском Федерации» также дополнительно предусматривает ряд специальных правил обеспечения инвалидов жильем:

  1. Инвалидам может быть представлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей нормы предоставления на одного человека, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний.
  2. Инвалиды, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания и желают получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат постановке на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.
  3. Дети-инвалиды, которые являются сиротами или остались без попечения родителей и проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания, с наступлениями совершеннолетия (18 лет) обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, если в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации они способны осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
  4. Если инвалид занимает помещение по договору социального найма, это жилье сохраняется за ним в случае помещения инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания, в течение 6 месяцев.
  5. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

ГЛАВА 2. Основания и порядок назначения инвалидности

2.1 Основания и порядок признания гражданина инвалидом

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации.

Порядок организации и деятельности Государственной службы МСЭ определяется Правительством РФ. Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ. Расходы на содержание учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.


Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующим деятельность учреждений Государственной службы МСЭ, является закон о социальной защите инвалидов.

Указ Президента РФ от 1 июля 1996 года №1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов». [14]

Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства РФ №95 от 20 февраля 2006 года.

На государственную службу МСЭ возлагаются:

  1. Определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
  2. Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
  3. Изучения уровня и причин инвалидности населения.
  4. Участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов.
  5. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание.
  6. Определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматриваются предоставление льгот семье умершего.

Государственная служба МСЭ, входит в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. К учреждениям государственной службы МСЭ относятся бюро МСЭ и главное бюро МСЭ.[15]

Основными задачами этих учреждений является:

  1. Определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
  2. Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий.
  3. Формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих.
  4. Участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Медицинская (врачебная) экспертиза – медицинское освидетельствование лиц и дача научно обоснованных заключений по вопросам, разрешение которых требует медицинской компетенции.

Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» установлены следующие виды медицинской экспертизы:

  • Экспертиза временной нетрудоспособности;
  • Медико-социальная экспертиза (МСЭ)
  • Военно-врачебная экспертиза;
  • Судебно-медицинская экспертиза;

Нетрудоспособность – состояние здоровья, при котором работник вследствие заболевания или увечья не имеет возможности выполнять свою трудовую функцию либо вообще не способен к труду.

Разливается временная и стойкая (постоянная или длительная) утрата трудоспособности.

Экспертиза временной нетрудоспособности – экспертиза, которая проводится в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях, установленных законодательством РФ. При экспертизе временной нетрудоспособности определяют необходимость и сроки временного или поставленного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию.

Экспертиза временной нетрудоспособности работников осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей. Временная нетрудоспособность удостоверяется больничным листком.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

МСЭ устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан. Определяет виды, объем сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты населения. Заключение учреждения, проводимого МСЭ, может быть обжаловано в суде самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством РФ,

Военно-врачебная экспертиза (ВВЭ) определяет годность граждан по состоянию здоровья к военной службе.

ВВЭ у военнослужащих и уволенных с военной службы устанавливает причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой; определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.

Для проведения ВВЭ создаются военно-врачебные комиссии.

В отдельных случаях военно-врачебные комиссии могут создаваться в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Заключение ВВЭ является обязательным для исполнения должностными лицами на территории РФ.

Судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) – исследования врачом – специалистом вопросов медицинского характера, возникающих в процессе деятельности следственных и судебных органов, и дача по ним заключений.


Проведение СМЭ обязательно также при решении некоторых вопросов, связанных с социальной защитой граждан. Например, когда необходимо определить степень утраты трудоспособности, если увечье получено не при исполнении трудовых обязанностей.

Необходима такая экспертиза и для решения психического состояния гражданина при решении вопроса его деятельности. Такая экспертиза назначается судом при решении спорных вопросов в области медико-социальной экспертизы.

Для проведения медико-социальной экспертизы требуются следующие документы:

  • Письменное заявление гражданина или его законного представителя о проведении МСЭ.
  • Направление МСЭ.
  • Медицинские документы, подтверждающие стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез – до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.

Существует две формы направления на МСЭ: направление учреждения здравоохранения и направление органа социальной защиты населения.

В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина.

Как правило, на МСЭ по направлению органа социальной защиты населения принимается лицо без определенного места жительства.

В направлении органа социальной защиты населения указываются данные о категории гражданина, его социальном статусе, социально-бытовых условиях проживания, а также цель направления его на МСЭ, признаки ограничения жизнедеятельности, причины нуждаемости в мерах социальной защиты.[16]

Решение об установке инвалидности или об отказе в ее установлении принимается коллегиально простым большинством голосов специалистов бюро, проводящих МСЭ. Данные экспертного освидетельствования и решение бюро заносятся в акт освидетельствования, который подписывается всеми специалистами, принимавшими это решение. Принятое экспертное решение руководитель бюро в присутствии всех специалистов объявляет гражданину, проходящему освидетельствование, доходчиво объясняет смысл и последствия принятого решения.