Файл: Основания и порядок назначения инвалидности в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1010
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическо-правовые основы защиты инвалидов в Российской Федерации
1.1 Исторический аспект становления и развития защиты инвалидов в России
1.2 Правовые основы защиты инвалидов в современном праве Российской Федерации
ГЛАВА 2. Основания и порядок назначения инвалидности
2.1 Основания и порядок признания гражданина инвалидом
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире и обществе имеется существенное количество лиц, с ограниченными возможностями к реализации нормальной жизнедеятельности. По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 октября 2019 года в Российской Федерации насчитывается 11,95 млн инвалидов, в том числе 679,9 тыс. детей-инвалидов.
Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[1] от 24 ноября 1995 г. дает следующее понятие термина «инвалид». Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона).
Люди с инвалидностью в современном обществе представляют собой важный элемент социальной структуры, а инвалидность – сложный социальный феномен, существование, функционирования и дальнейшее развитие которого способно оказывать значительное влияние на жизнь общества. Качественные изменения положения инвалидов не представляются возможными без прохождения инвалидностью процесса самоидентификации.
На практике, проблемы обуславливаются присутствием в социальной структуре проведением комплекса мер по социальной защите инвалидов в социум считается наиболее важным направлением в социальной политике государства.
Цель исследования данной курсовой работы является изучение особенностей и порядка назначения инвалидности.
Задачи данной курсовой работы:
- Проанализировать исторический аспект становления и развития защиты инвалидов в РФ.
- Изучить правовые основы защиты инвалидов в современном праве Российской Федерации.
- Рассмотреть основания и порядок признания гражданина инвалидом.
- Исследовать проблемы прав защиты инвалидов в современной России.
Объект исследования – процессы проведения в Российской Федерации назначения инвалидности.
Предмет исследования – эффективность и методы назначения инвалидности в РФ.
В работе использованы следующие методы исследования: эмпирическо-теоретические методы – аналоги, абстрагирование, анализ и частнонаучные методы – сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический и др.
Информационная база исследования является:
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
"Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
«Декларация о правах инвалидов» (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.).
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.02.2020).
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019).
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретическо-правовые основы защиты инвалидов в Российской Федерации
1.1 Исторический аспект становления и развития защиты инвалидов в России
Абсолютно каждый гражданин нашей страны, да и в принципе во всем мире находится в риске получить инвалидность. В большинстве таких инцидентов люди не могут самостоятельно справиться с полученными травмами, что усложняет их жизнедеятельность и трудоспособность. Поэтому государство на соответствующем уровне дает поддержку, предоставляет государственные пенсии, пособия и другие выплаты нетрудоспособным гражданам, оказывает медицинскую помощь.
Развитие цивилизации на данный момент пришло к тому, что инвалиды имеют равные права и возможности по сравнению со здоровыми гражданами. Как уже было сказано, все условия устремлены на улучшение жизни лиц, с ограниченными возможностями.
Начиная с крещения Руси (Устав 996 г.) до середины XVI века правовыми актами было установлено, что организация помощи, основной формой которой являлась милостыня, была возложена на церковь.
Первый раз термин «инвалид» был использован и введён Петром 1. Точнее, этот термин означал «военный инвалид», так как он относился к людям, изувеченным из-за военной службы (увечья или старость) и не пригодным к дальнейшим исполнениям своих обязанностей. Обязанности по уходу и содержанию таких людей Петр 1 поручал специальным заведениям, которых в одной Москве было построено около 90 и в них содержалось более 4000 инвалидов.[2]
К концу XVI века на Руси сформировались три основных направления благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная. Весь последующий социально-исторический период времени благотворительность и попечительство в Российской империи развивалось именно в рамках этих трех основных направлений.
Уже позднее, при Екатерине II появилось денежное сопровождение для инвалидов. С этого момента зародилась социальная политика. При непосредственном участии императрицы и под ее контролем был разработан целый ряд законодательных актов. Один из таких актов назывался «Учреждения для управления губерний». Основной его смысл состоял в том, чтобы на законодательном уровне учреждалась государственная система общественного призрения, предусматривалось создание под председательством губернаторов особых Приказов общественного призрения, административных органов, занимавшихся помощью сирым и убогим. Помимо всего этого, на них возлагались такие обязанности, как организация и содержание больниц, аптек, домов для неизлечимо больных, для сумасшедших и другие заведения.
Деятельность царицы способствовала развитию общественной инициативы в сфере призрения нуждающихся. В период правления Екатерины II были созданы благотворительные общества и союзы.
К середине 19 века в России насчитывалось 55 приказов общественного призрения с общим капиталом 133 млн руб. Существовало около 520 больниц, 111 богаделен и инвалидных домов на 8800 человек, 33 дома для умалишенных, 2 дома для неизлечимо больных.
Непосредственно в период правление Екатерины II продолжилась деятельность Петра I по призрению раненых и престарелых воинов. Увечные воины переводились из монастырей в особые инвалидные команды, созданные в военных гарнизонах более чем в 30 городах России. Всего в них было боле 4300 человек.
Помимо таких команд при внутренних гарнизонах создавались инвалидные роты, офицеры и солдаты из которых несли нестроевую службу в качестве часовых у складов, школ и других объектов.
Несомненно, такое социально важное дело было поддержано приемниками царицами. Например, Павлом I и Александром I. Супруга Павла I Мария Федоровна во времена своей жизни открыла училище для глухонемых детей под Санкт-Петербургом. В скором времени благотворительные общества увеличились до 60. Еще позднее такие благотворительные общества объединяли в себе около 1000 организаций.
В первой четверти 19 века в России насчитывалось около 100 военных госпиталей. Кроме того, в 19 веке помимо уже существующих средств защиты для военнослужащих появились государственные пенсии.
И уже к 1917 году в России действовали тысячи государственных и благотворительных заведений. Все нуждающиеся могли найти в этих заведениях все, что нужно для жизни. Например, медицинскую помощь, крышу над головой.
Через некоторое время после Октябрьской революции 1917 года властью были созданы органы социального обеспечения. В них входили детские дома, дома для инвалидов. Все также государство назначало им государственную пенсию.
Но, при всем при этом, в государстве все-таки нигде не было закреплено, что инвалид должен иметь те же права, что и здоровый человек. Большая часть лиц, с ограниченными возможностями не могли осуществить свои права. Не был подготовлен общественный транспорт, ни школы для обучения, а также социальная интеграция инвалидов тоже фактически не существовала.
В 1981 году Организация Объединенных Наций (ООН) этот год был провозглашен как год, посвященный инвалидам, а период 1983 – 1992 гг. – Десятилетием инвалидов.
В 1991 году в России был принят закон «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР».[3] В нем были закреплены основные принципы решения проблем инвалидов.
Ориентируясь на западную цивилизацию Российская Федерация провозгласила себя социальным государством. В соответствии с международными стандартами Россия привела конституцию страны и федеральное законодательство к уважению прав человека. В первую очередь, ориентир был на Всеобщую декларацию прав человека 1948 года.[4]
В нашей стране были спроектированы и приняты нормативно-правовые акты по проблемам лиц, с ограниченными возможностями, в соответствии со всеми современной действительностью. И, в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[5] (далее – закон о социальной защите инвалидов). В этом федеральном законе впервые в приоритете стала реабилитация. То есть, система медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Сущностью социальной политики в отношении инвалидов является деятельность государства, политических и социальных институтов, направленная на эффективное развитие социальной сферы, на совершенствование условий и качества жизни граждан с ограниченными возможностями, через систему социальной поддержки и социальной защиты населения.
Конечно же, государственная политика должна быть направлено не только на материальное обеспечение, но и на организацию занятости инвалидов.
1.2 Правовые основы защиты инвалидов в современном праве Российской Федерации
Инвалиды в нашей стране обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, Конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами.
Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.[6]
Потребность в социальной помощи и защите всегда была у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной мере удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации, была присуща всем верованиям и религиям, находила свое отражение в господствовавших мировоззрениях и идеологии.
Конституция РФ закрепила, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и других случаях, которые установлены законом» (п.1. ст. 39). Это конституционное положение характеризует Россию, как социальное государство.
Система социальной защиты инвалидов содержит в себе два элемента: комплекс мер обеспечения жизнедеятельности и комплекс реабилитационных мероприятий. Реабилитация инвалидов – это процесс осуществления системы мер различного характера, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация, недопущение изоляции человека, отторжения его от общества, разрушения вследствие инвалидности его привычного окружения.