Файл: Основания и порядок назначения инвалидности в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 806

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признании лица инвалидом ему выдается справка установленного образца. Форма справки разработана и утверждена Министерством труда и социального развития РФ. Справка бюро МСЭ – единственный документ, удостоверяющий факт инвалидности, группу и причину инвалидности, устанавливающий срок очередного переосвидетельствования, рекомендуемые виды и формы реабилитации, а также дающий заключение об условиях и характере труда. Одновременное с выдачей справки инвалиду с его согласия специалистами, проводящими МСЭ, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования.

Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение МСЭ заявления гражданина о признании его инвалидом с необходимыми документами.

Группа инвалидности устанавливается, как правило, на определенный срок. Продолжительность срока зависит от тяжести инвалидности.

Инвалидность I группы как самая тяжелая степень инвалидности устанавливается на два года, инвалидность II и III групп – на один год.

Без указания срока переосвидетельствования группа инвалидности устанавливается:

  • Инвалидам – мужчинам по достижению 60 лет и женщинам по достижении 55 лет.
  • Инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами.
  • Другим инвалидом в соответствии с классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении МСЭ.

Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, позволяет выделить четыре группы степени их нарушений:

  • 1 степень (начальная) – предполагает незначительные нарушения функций организма.
  • 2 степень – умеренные нарушения.
  • 3 степень – выраженные нарушения функций.
  • 4 (более тяжелая степень) – значительно выраженные нарушения функций организма.

Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, обучение и трудовую деятельность.[17]

В зависимости от степени нарушения функций организма, степени выраженности ограничения элементов жизнедеятельности, а также значимости этих ограничений для социальной защиты лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II, III группа инвалидности. Лицам, признанным инвалидами в возрасте до 18 лет, устанавливается категория «ребенок – инвалид».


Критерием для определения той или иной группы инвалидности является не только нарушение функций организма, но одновременно и ограничение одного или нескольких основных элементов жизнедеятельности.

Критерий для установления I группы инвалидности – социальная недостаточность, характеризующаяся стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, при котором человек не способен к самообслуживанию, к передвижению, самоконтролю, ориентации, общению и полностью зависит от других лиц.

Критерий для установления II группы инвалидности – социальная недостаточность, требующая социальной защиты, характеризующаяся стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к постоянной или длительной нетрудоспособности либо к такому состоянию, когда человек не способен к трудовой деятельности либо может выполнять работу в специальных условиях с использованием вспомогательных средств, способностью к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению и др.

Критерий для определения III группы инвалидности – социальная недостаточность, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умерено выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности.

Причины инвалидности:

  1. Общее заболевание – если инвалидность не является следствием трудового увечья, профессионального заболевания, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы.
  2. Трудовое увечье – инвалидность лица считается наступлением вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызывавший повреждение здоровья.
  3. Профессиональное заболевание – инвалидность считается наступившей вследствие профессионального заболевания, если заболевание, вызывавшее ее, признается профессиональным.

2.2 Проблемы защиты прав инвалидов в современной России

Права инвалидов, как и всех граждан, в Российской Федерации гарантируется Конституцией России, защита прав регулируется нормами и других нормативно-правовых актов. Судебная защита является одним из главных способов защиты нарушенного права.[18]


Концепция социальной защиты лиц, имеющих статус инвалидов, включается два вида государственных мер:

  1. Защита – это меры, которые предусмотрены законом и имеют гарантированное исполнение, и направлены на обеспечение всех условий, необходимых для преодоления и компенсации ограничений жизненных функций, а также для формирования всех возможностей для участия общества в общественной жизни.
  2. Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Еще одной проблемой служит пенсионная выплата по инвалидности. Заключается она в том, что заложенное в региональных бюджетах финансирование на одного инвалида различается в десятки раз в зависимости от региона России. Так же, прожиточный минимум для пенсионеров вообще составляет 8583 рубля, а вот для неработающих инвалидов III группы – это единственный доход.

К сожалению, сегодня в России количества людей с ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом, однако большая часть людей-инвалидов может осуществлять трудовую деятельность. Несмотря на то, что государство ежемесячно выплачивает каждому гражданину-инвалиду специализированное пособие, множество инвалидов стремятся работать наравне с остальным населением, чтобы максимально обеспечить себе должный уровень материального благосостояния. Тем не менее, главной проблемой в вопросах обеспечения инвалидов рабочим местами является отсутствие у потенциальных работодателей финансовых и иных ресурсов, с помощью которых работодатель смог бы создать комфортные условия труда для своих сотрудников-инвалидов.

Еще одной проблемой на сегодняшний день является получение инвалидами образования, причем проблема актуальна как для детей-инвалидов, так и для взрослого населения, обучающегося в учреждениях высшего образования. Законодательство России подразумевает бесплатное предоставление специальных технических и иных средств, необходимых для получения инвалидами полноценного образования, но далеко не каждый бюджет того или иного региона может позволить себе закупку оборудования для ведения учебного процесса учащихся инвалидов. В результате получается, что инвалиды с ограничением слуха, зрения или двигательных функций не в силах ввиду отсутствия необходимого оборудования получать образования наравне со здоровыми обучающимися.


К счастью, с каждым годом государство оказывает все большее содействие образовательным учреждениям в вопросах технического оснащения для учеников-инвалидов. Также нововведением государства в решении проблемы стало финансирование молодых учителей-выпускников педагогических институтов, которые готовы работать с учениками-инвалидами в специализированных ученических классах для учащихся с ограниченными возможностями.

Также основной проблемой в создании инвалидам комфортных условий проживания в обществе является недостаточная оснащенность общественного транспорта. Так, инвалиды, страдающие заболеваниями, затрудняющими движение, не могут полноценно передвигаться из одного пункта назначения в другой на общественном транспорте. Решением проблемы может стать оборудование общественного транспорта специальными пандусами, позволяющими инвалиду самостоятельно входить и выходить из транспортного средства.

В соответствии с российским законодательством, социальное обслуживание – это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации. Здесь также существуют проблемы, связанные с необходимостью введения новых форм обслуживания и сельского, и городского населения.

Молодые люди – инвалиды – наиболее страдающая категория населения современного общества. На рынке труда молодёжь испытывает особые затруднения в предложении, продвижении и использовании своих трудовых ресурсов. А для молодых инвалидов это практически неразрешимая задача. Только 2% трудоспособных инвалидов имеют работу. Это связано и с отношением общества к этой категории, и с необходимостью оборудования рабочих мест, с профессиональной близорукостью современных работодателей, хотя исследованиями и статистическими данными доказано, что инвалиды более тщательно и профессионально выполняют свои обязанности, так как срабатывает психологическая установка – удержаться, доказать, что могут работать, могут обеспечивать себя. Таким образом, всего лишь, 15% всех инвалидов вовлечены в трудовую деятельность.

Принятие в 1995 г. Государственной Думой закона «О социальной защите инвалидов в РФ», создание реабилитационных – все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике. Однако с развитием Российского общества возникают новые проблемы, которые не позволяют инвалидам быть равными с другими гражданами.


Заключение

Проведенное исследования позволило сделать следующие выводы. Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост инвалидности и численность инвалидов – с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, - с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать её права, характерное для демократического, гражданского общества, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной и защитной деятельности в настоящее время.

Инвалиды – это неотъемлемая часть общества. Инвалиды – лица с устойчивым физическими, психическими или интеллектуальными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством мер по оказанию помощи в решении различных вопросов и преодолении различных проблем инвалидам. Государство разрабатывает комплекс мероприятий, что данная категория населения не чувствовала себя незащищенными и ущемленными. В России социальная поддержка оказывается, как на федеральном уровне, так и на региональном. Каждый субъект нашей страны в силу своих специфических особенностей и проблем, разрабатывает свой комплекс мероприятий по оказанию социальной поддержки инвалидам. Основной задачей работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего, как социально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма.

Для реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты определяющие и регламентирующие государственную политику в области социальной защиты инвалидов.

Целью этой политики на данном этапе развития является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.