Файл: Совершенствование взаимодействия участников международных финансовых отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • перенимать у них ресурсы на конкретных условиях, что увеличивает ее кредитную оценку и открывает допуск на всемирный рынок ссудных капиталов;
  • задействовать иностранные средства с целью долгосрочного финансирования проектов;
  • применять рекомендации международных организаций согласно совершенствованию банковского надзора, приобретать техническую поддержку по подготовке банкиров, создавать международные образцы учета и отчетности учреждений, в том числе банков, а кроме того стандартизировать принципы ключевых форм международных расчетов;
  • перенять богатый опыт регулирования денежной, кредитной и экономической сфер, накопленный всемирным сообществом.[22]

За 2016 год проделана огромная работа по началу операционной деятельности Нового банка развития, больше известного как Банк БРИКС, разработаны и утверждены все ключевые политики и нормативные документы, регламентирующие операционную деятельность, а также организационная структура Банка.

Минфином России ведется активная работа по продвижению российских интересов при принятии решений по инвестиционной деятельности НБР. Российской Федерацией в 2017г. подготовлен ряд конкретных проектных предложений. НБР совместно с Минфином России и Банком России начата подготовительная работа по выпуску первого рублевого займа.

В апреле 2016 года Минфин России и Всемирный банк запустили новый формат сотрудничества, подписав Соглашения о предоставлении платных консультационных услуг по программам «Развитие инициативного бюджетирования в Российской Федерации» и «Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации».

Кроме того, осуществлялась реализация проектов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации» в соответствии с условиями соглашений о займах между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Минфин России обеспечил координацию работ по подготовке и реализации федеральными органами исполнительной власти проектов международных финансовых организаций, предусмотренных Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации в 2016г.

Участие в международных финансовых взаимоотношениях стало главной точкой опоры формирования российской экономики. Глобальные финансы несомненно помогли определить вспомогательные источники денежных средств, заинтересовать иностранные капиталовложения, поставлять отечественные финансы за границу. Отечественная банковская система осуществляла конкретные операции в привлечении зарубежных банков. В то же время отечественные банки делают усилия проникновения на иностранные рынки банковских услуг.[23]


Хозяйственное взаимодействие России с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондовый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию в России конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, международным нормам деловой культуры и этики.[24]Поэтому, на мой взгляд, выход РФ на международную финансовую арену, позволил получить ей перспективы дальнейшего экономического развития за счет выстраивания финансовых взаимоотношений с другими участниками международного финансового рынка, путем привлечения иностранных инвестиций и выхода на новые рынки.

2.3. Проблемы взаимодействия участников международного финансового рынка

Международные финансовые отношения отражают ключевые проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически взаимосвязано и взаимообусловлено.

По мере интернационализации хозяйственных связей неизмеримо возрастают потоки товаров, услуг и капитала из одной страны в другую.

Движение капитала выступает в форме мировых финансовых потоков, которые опосредуют движение товаров и услуг между конкурирующими субъектами глобального рынка. Кроме того, они показывают состояние конъюктуры на мировом финансовом рынке и служат ориентиром для принятия решений лидерами государств и руководителями корпораций.[25]

Движение мировых финансовых потоков происходит по следующим направлениям:

1) перераспределение части стоимости валового национального продукта через бюджетный фонд в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации;

2) прямые иностранные инвестиции в основной и оборотный капитал конкретной страны;

3) операции с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами;

4) валютные операции;

5) операции на мировом рынке золота и драгоценных металлов;


6) валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг.

Таким образом, международные финансы выражают систему денежных отношений, устанавливаемых тем или иным государством.[26]

Все участники международных финансовых отношений преследуют основную цель: повышение стоимости их активов. Следствием этого является развитие и функционирование мировой системы разделения труда. Международные корпорации размещают свои производственные мощности в странах с дешевой рабочей силой. Данное обстоятельство приводит к противоречию между международными финансами и основными государственными задачами, которые выражаются в выполнении социальной и перераспределительной функции.[27]

На сегодняшний день в системе международных финансовых отношений существуют следующие проблемы:

  • Проблема оттока и притока финансовых активов
  • Проблема сосредоточения внутреннего капитала
  • Проблема регулирования финансовых потоков и финансовой задолженности

Проблема оттока и притока финансовых активов главным образом связана с решениями об инвестировании капитала международных финансовых и других организаций в значительной степени влияющих на дефицит финансовых ресурсов и проблемы внешнего торгового равновесия в развивающихся странах. Рассмотрение проблематики финансирования развивающихся государств подразумевает учет: взаимной зависимости международных торговых отношений; инвестиций; финансовых средств.

Не менее важным является то обстоятельство, при котором взаимная зависимость торговли и сферы финансов является причиной влияния финансовых потоков, поступающих в развивающиеся страны, на растущие рынки, а также на рынки бедных стран. Данный факт не только сказывается на усугублении проблем этих государств, но и на появлении негативных последствий в бедных странах. Другими словами, стабильность на международных финансовых рынках важна и для тех государств, которые находятся в стороне от рынков частного капитала, так как все последствия глобальных финансовых явлений отражаются и на них. За последнее десятилетие потребность в финансирование экономики развивающихся стран извне увеличилась из-за различных факторов. К таким факторам относятся: быстрый темп либерализации торговых отношений без увеличения доступа на промышленные товарные рынки в таких сферах, в которых они имеют сравнительные преимущества; нестабильность курсов валют; медленные темпы роста глобальной экономической системы; отрицательные тенденции в изменяющихся условиях торговли. Большая доля инвестиционных потоков в развивающиеся государства характеризуется в прошлом неустойчивостью, и, вследствие этого, относится к ненадежному средству для финансирования.[28]


Проблема сосредоточения внутреннего капитала обусловлена необходимостью мобилизации финансовых ресурсов внутри каждой отдельно взятой страны для успешного развития международной системы финансов в целом. Решение проблем объединения внутренних ресурсов находится в прямой зависимости от внешних факторов, которые воздействуют на экономическую среду. Для развивающихся рынков важное значение имеет независимость большого притока и быстрого оттока между нестабильностью в валютных курсах, колебаниях цен на внутренних рынках, кризисом в финансовой системе. При этом, становление такой стабильности не должно основываться на отказе от национальной автономии в сфере валютно-денежных предпочтений. Однако, изменения в притоке капитала сильно усложняют управление курсами валют и обеспечение конкурентоспособности государства.

Проблема регулирования финансовых потоков и внешней задолженности на сегодняшний день имеет большое значение, поскольку государство утрачивает контроль над межнациональными валютными операциями. Одним из решений данной проблемы является вложение инвестиций в инновационные технологии, новые производства и образование новых рабочих мест. Главной задачей такого инвестирования является создание добавленной стоимости, новых технологий, а, следовательно, увеличение объема ВВП страны и повышение ее благосостояния.

Хорошо известным в мировой практике явлением характеризуется проблема внешней задолженности. Глобальные масштабы данная проблема приобрела в 80-е годы ХХ века. Внешняя задолженность препятствует развитию мировой экономической системы. Для выявления путей решения данной проблемы был основан Парижский клуб, который представлял собой неформальное объединение промышленно развитых государств, превратившееся впоследствии в авторитетную структуру среди стран-кредиторов и стран-должников. Посредством Парижского клуба страны-кредиторы имели возможность разрабатывать и реализовывать программы по уменьшению и аннулированию кредитного долга. По мнению Мирового банка, цель такой политики заключалась в возвращении государств во внешнеэкономическую деятельность.[29]

Еще одним немаловажным фактором, негативно отразившимся на всей мировой экономике и соответственно на международных финансовых отношениях, стал финансово - экономический кризис 2008 года, начавшийся в США и распространившийся по всему миру.

Данный кризис привел к тому, что вызвал ряд проблем как у стран с развитой экономикой, так и у стран с развивающейся экономикой.


Страны с развитой экономикой столкнулись с угрозой низкого роста экономики, низкой инфляции и высоким уровнем долга, которые были связаны с последствиями финансирования дорогостоящих антикризисных программ, созданных для стран с менее устойчивой экономической системой.

Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны столкнулись с проблемой увеличения издержек, связанных с изменчивостью финансовых рынков и колебаниями обменных курсов, а также оттоком капитала.[30]

Кризис 2008 года также отразился и на снижении доходов стран от нефти и биржевых товаров, создав определенные трудности для стран-экспортеров. Произошло снижение темпов роста мировых финансовых активов и финансовой глобализации. Усилилась напряженность на некоторых национальных и региональных финансовых рынках, в частности в Европе. Многие компании и домашние хозяйства существенно сократили инвестиции, в силу своей обеспокоенности возможностью низких темпов роста в будущем и растущими экономическими и геополитическими рисками.[31]

Несмотря на то, что осенью 2009г. появились первые признаки выхода мировой экономики из кризиса и улучшения положения на международном финансовом рынке, а в 2010г. начался небольшой подъем мировой экономики, который продолжается по настоящее время, многим странам так и не удалось вернуться к прежнему уровню экономического развития и финансовой стабильности (например, Кипру).

Подъем мировой экономики, а вместе с ней и международного финансового рынка, был охарактеризован региональной неравномерностью, при которой на фоне усиления деловой активности развитых стран произошло снижение темпов роста развивающихся стран. Таким образом, развитые страны по-прежнему составляют некий костяк, занимающий лидирующие позиции в международных финансовых отношениях и диктующий остальным участникам международного рынка условия «игры».

Безусловно, дальнейшее развитие международного финансового рынка связано с улучшением взаимодействия его участников, которое в свою очередь должно быть направлено на развитие мировой экономики в целом и экономики каждой отдельно взятой страны в частности. При этом необходимо не допускать таких ситуаций, при которых международные финансовые отношения используются для обогащения определенной группы стран, за счет упадка других, менее развитых стран.