Файл: Совершенствование взаимодействия участников международных финансовых отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- контрольными и регулирующими функциями государства;

- регулирующей ролью мировых учреждений.

Финансовые отношения в значительной степени основываются на ценах. Цены на продукты внешнеэкономической деятельности (товары, работы, услуги) зависят от издержек производства, потребительской стоимости продукта и уровня цен конкурентов. Экспортеры и импортеры при установлении цен учитывают монополизацию рынка, демпинг, инфляцию, сезонность, курсы валют и другие факторы.

Особое значение в международных финансовых отношениях имеют неформальные организации. К ним относятся: страны «большой семерки» (до приостановления членства России – страны «большой восьмерки»)[10], страны «большой десятки», Парижский клуб стран-кредиторов, Лондонский клуб банкиров-кредиторов и другие. Именно неформальные организации олигархов ведущих стран мира определяют основные принципы неформальной международной финансовой политики.[11]

Содержание международных финансовых отношений сегодня подразумевают довольно большой круг отношений, играющих особо важную роль в ситуации, когда экспорт товаров (услуг) является стратегически важным для государств направлением экономического развития.

Международные финансовые отношения складываются в форме международных кредитных и финансовых отношений, мировой торговли, взаимного предоставления странами международных услуг, производственного сотрудничества, международного туризма, научно-технических связей.

Большинство стран, участвующих в ведении мирового хозяйства, сегодня тесно связаны на уровне политических, экономических, научных и прочих сфер деятельности. Эти связи упрочняются все больше с течением времени, что приводит к расширению потоков денежных платежей, капиталов, кредитных ресурсов между отдельными странами. Международные финансы в связи с этим группируются по отношению к субъектам хозяйствования государств, по отношению государств и правительств других стран с хозяйствующими субъектами иностранных государств, по поводу взаимоотношений государств и субъектов хозяйствования с мировыми финансовыми организациями.

Повышение авторитета действующих международных финансовых организаций ведет к росту уровня финансовой централизации в определенных странах и возможно в дальнейшем сможет поспособствовать переходу всех стран на единую денежную единицу, при осуществлении международных расчетов.[12]


1.3.Регулирование международных финансовых отношений

Любое действие, особенно касающееся финансов, должно быть строго регламентировано, то есть осуществляться в соответствии с общепринятыми правилами. Не являются исключением и международные финансовые отношения.

Контроль и регулирование в международных финансовых отношениях осуществляются на основании международного и национального законодательств.[13]

Регулирующая роль мировых учреждений в международных финансовых отношениях осуществляется с помощью различных международных правил, конвенций, законов и т.п.

Важную роль в этом регулировании играют:

- Единообразный вексельный закон, принятый рядом стран в 1930 году (Женевская конвенция);

- Унифицированные правила по инкассо (созданы Международной торговой палатой, последняя редакция от 1995г.);

- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (созданы Международной торговой палатой, последняя редакция от 2007г.);

- Унифицированные правила для гарантий по первому требованию (созданы Международной торговой палатой в 1992г.);

- Унифицированные правила по договорным гарантиям (созданы Международной торговой палатой, последняя редакция 1978г.);

- Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международным факторинговым операциям 1988г.[14]

Что же касается национальных законодательств, то контроль и регулирование международных финансовых отношений в РФ, осуществляется на основании Федеральных законов, постановлений Правительства РФ и решений ЦБ РФ. Важную роль при этом играют:

- Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» №3615-1 от 09.10.1992г.;

- Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» №41-ФЗ от 26.03.1998г.;

- Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» №157-ФЗ от 13.10.1995г.;

- Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности РФ» №132-ФЗ от 24.11.1996г.;

- Федеральный Закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» №63-ФЗ от 14.05.1998г.;

- Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-ФЗ от 25.02.1999г. и другие.[15]


Все выше перечисленные международные и национальные законы, конвенции и правила, призваны регламентировать взаимоотношения между участниками международной финансовой системы.

Международные финансовые отношения имеют широкий охват, включая в состав своих участников большое количество развитых и развивающихся стран, специализированные финансовые организации и неформальные объединения, которые в большей или меньшей степени осуществляют воздействие на весь мировой финансовый рынок.

2.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1.Роль международных финансовых отношений на мировом финансовом рынке

Роль международных финансовых отношений на мировом финансовом рынке безусловно велика, так как именно постоянное взаимодействие участников международного финансового рынка и обуславливает его возникновение, существование и дальнейшее развитие.

Международные финансовые отношения между участниками мирового финансового рынка осуществляются при помощи следующих инструментов: международной торговли, инвестирования капитала, кредитно-финансовых отношений и платежно - финансовых отношений.

Международная торговля осуществляется между различными странами и включает в себя как экспорт, так и импорт товаров и услуг. Внешнеэкономическая деятельность участников мирового финансового рынка способствует формированию национального дохода их стран.

Международное инвестирование осуществляется в виде вывоза капитала – целенаправленного перемещения денежных средств из одной страны в другую для более выгодного их размещения. Страна-экспортер получает прибыль, страна-импортер – необходимые финансовые вливания. При экспорте капитала обеспечивается развитие и улучшение экономических связей страны, а также формирование дополнительных финансовых ресурсов. При импорте денежных средств осуществляется стабилизация и подъем экономики страны за счет иностранных инвестиций.[16]


Кредитно-финансовые отношения – это один из самых популярных и распространенных инструментов взаимодействия участников международного финансового рынка. Кредитно-финансовое взаимодействие, в той или иной степени, осуществляют практически все участники международных экономических отношений. В выполнении кредитно-финансовых операций и поддержании стабильности международных расчетов ведущую роль играют международные кредитные и финансовые институты, такие как: МВФ, МБРР, ЕБРР, БМР.[17]

Платежно - финансовые отношения основываются на взаимодействии в первую очередь транснациональных компаний, которые осуществляют свои расчеты при помощи коммерческих банков. Таким образом, происходит постоянное взаимодействие и развитие внешнеторговой деятельности и банковской сферы различных стран.

Взаимодействие участников мирового финансового рынка происходит постоянно, меняются только участники данных финансовых отношений – их уровни (государственный или корпоративный) и способы взаимодействия данных участников – торговля, инвестирование, кредитование или расчетные операции.

2.2. Место РФ в системе международных финансовых отношений

Международные финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер мирового рыночного хозяйства. В них фокусируются основные проблемы мировой и национальных экономик, развитие которых тесно переплетается между собой. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и в особенности кредитов и капиталов.

Большой интерес и важность представляет собой изучение мирового опыта международных финансовых отношений для складывающейся в России рыночной экономики. Необходимо иметь достаточные знания общепринятого кодекса цивилизованного поведения на мировых рынках кредитов, валют, золота и ценных бумаг для того, чтобы осуществлялась постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР).[18]

На сегодняшний день рыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, страна становится более открытой для своих зарубежных партнеров. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют состояние развития национальной экономики, ее проблемы и перспективы развития, степень влияния на мирохозяйственные связи.[19]


Международные финансы — это комплекс экономических отношений, которые основаны на международных соглашениях в области наличного и безналичного оборота валютных ценностей, а также институциональных образований, обслуживающих реальный денежный оборот в сфере международных расчетов и операций. Одна из главных ролей в регулировании мировых финансовых потоков принадлежит международным финансовым институтам таким, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ).[20]

Включение России в международные финансовые отношения связано с открытием внутреннего валютного рынка, а также с интенсивной либерализацией внешнеэкономической деятельности.

Прямым и непосредственным толчком к появлению России на международных финансовых рынках стало ее вступление в МВФ и МБРР.

С 1992 года РФ является участником МВФ, членство в которой поставила перед нашей страной некоторые, установленные определенным образом, обязательства, а также, одновременно с этим, открыла некоторые новые возможности. Известным и обязательным требованием фонда являлось требование к российскому правительству, в котором было сказано взять на себя обязательство по формированию жесткого бюджета, повысить собираемость налогов, ускорить реализацию программы приватизации. Наряду с экономическими требованиями выдвигались и торгово-политические под давлением США, которые, в свою очередь, являются главным акционером фонда. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России повысил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (инфляция, экономический спад, банкротство, коррупция, неплатежи и т.д.).

МБРР, как и МВФ, представляет собой не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, которые направлены на структурные реформы в экономике). Деятельность МБРР и МВФ взаимно увязана, эти организации дополняют друг друга, и при этом членом МБРР может стать лишь член МВФ. Вступление России в МБРР позволило ей заимствовать валютные кредиты в данном всемирном инвестиционном банке и получать выход на мировой рынок ссудных капиталов. После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование экономики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество.[21]

Деятельность РФ в международных финансовых организациях предоставляет ей право: