Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что налоговая система и механизмы ее администрирования затрагивают практически каждое физическое и юридическое лицо в нашей стране. Основным направлением налогового администрирования выступает контроль за своевременным формированием бюджета РФ и процедурой его формирования, которые являются составной частью налоговой системы РФ. Подтверждением тому являются нормативно-правовые документы, регламентирующие действия органов налогового администрирования.

2.3. Достоинства и недостатки налоговой системы РФ

Налоговая система РФ - продукт противоречивый. Это обусловлено различными взглядами на данную систему государства, являющегося ее инициатором, и населения страны, являющегося ее служителем.

Исходя из различий взглядов, достоинства и недостатки налоговой системы РФ, также рассматриваются с разных позиций.

С точки зрения государства главное достоинство налоговой системы заключается в ее наличии, ее сущности и предназначении, для которого она и создавалась – поддержка различных хозяйственных сфер, незащищенных слоев населения и развитие экономики страны. Недостатками налоговой системы, по мнению государства, являются: невыполнение плана по сбору налогов с налогоплательщиков, а также уход налогоплательщиков от уплаты налогов (к примеру, зарплата в конвертах).

В связи с этим государство постоянно ищет пути выполнения плана по сбору налогов. Происходит это чаще всего за счет увеличения процентных ставок (налог на имущество, транспортный налог), коэффициентов, участвующих при расчете налога (ЕНВД), изменения налоговой базы для начисления налога (использование в расчетах налога на имущество его кадастровой стоимости), введения новых налогов и сборов (торговый сбор, взимаемый на территории г.Москвы, г.Санкт-Петербурга, г.Севастополя).

Своими действиями, по увеличению суммы налоговых сборов, государство не достигает поставленной цели. Напротив, данные меры действуют в точности наоборот: население еще больше начинает уходить «в тень» и не платить налоги. Получается замкнутый круг, выхода из которого практически нет.

С точки зрения населения, у налоговой системы РФ нет ощутимых достоинств, за исключением того, что процентные ставки по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц за последние годы остались неизменны, что говорит о некой стабильности в существующей налоговой системе в отношении перечисленных налогов. Но, по мнению автора, данный факт можно назвать достоинством налоговой системы с большой натяжкой.


И если достоинства налоговой системы, по мнению населения, носят сомнительный характер, а попросту и вовсе отсутствуют, то вот ее недостатки, напротив, имеют ярко выраженный характер.

К основному недостатку существующей в РФ налоговой системы следует отнести высокие процентные ставки по налогам и сборам, причем как для юридических, так и для физических лиц. Именно они провоцируют население и организации скрывать свои доходы и создавать различные схемы по уходу от налогового бремени. Еще одним толчком, для ухода населения «в тень», служит отсутствие прозрачности в распределении государством полученных в бюджет налоговых отчислений. Как было отмечено ранее, в большинстве случаев задачи, стоящие во главе угла налоговой системы РФ либо выполняются частично, либо не выполняются вовсе. Добросовестно оплачивая налоги, налогоплательщики не видят каких-либо улучшений в финансово-хозяйственной сфере страны, в улучшении жизни населения и в развитии экономики страны.

К примеру, взимание с налогоплательщиков транспортного налога подразумевает под собой наличие в стране хороших дорог, транспортных развязок с качественным асфальтовым покрытием. На деле же мы видим разбитые дороги или полное их отсутствие на всей территории страны, не смотря на то, что данный налог исправно взимается с налогоплательщиков.

Повышение налоговых ставок и введение новых налогов и сборов или даже планирование их введения негативным образом сказывается на восприятии данного факта населением и его отношению к налоговой системе, налоговой политике и политике в целом в стране.

К примеру, планирование государства ввести в РФ новые налоги, такие как: налог на бедность или налог на бездетность, не только вызывают волну негативных эмоций со стороны населения страны, но и унижают достоинство граждан, что в принципе противоречит Конституции РФ.[30]

То, что государство, рассматривает как благо для государства и его населения (увеличение налоговых сборов), население воспринимает как «затягивание гаек» по отношению к нему, за счет дополнительного обременения.

Таким образом, различные взгляды государства и населения на налоговую систему и определение ее достоинств и недостатков приводит к разногласиям между ними по поводу внесения изменений в налоговую систему и еще большему уходу последних «в тень».


3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1. Поиск путей совершенствования налоговой системы РФ

Во второй главе данной курсовой работы были выявлены основные недостатки налоговой системы РФ, порождающие разногласия и недопонимание между властью и населением страны, препятствующие ее дальнейшему совершенствованию, направленному на благо государства и народа.

Основная проблема поиска путей совершенствования налоговой системы РФ заключается в отсутствии ее прозрачности, которая в свою очередь провоцирует недоверие населения страны не только к действующей системе налогообложения, но и к людям, стоящим у власти в стране.

По мнению автора данной курсовой работы, в первую очередь нужно менять не существующую налоговую систему, хотя в нее тоже необходимо внести ряд коррективов, а ее восприятие населением страны, за счет приведения ее к полной прозрачности.

Для того, чтобы заплатить налоги – отдать свои «кровные» деньги в бюджет страны, ее население должно знать куда и на что, и в каком количестве пойдут эти деньги, как именно государство планирует ими распорядиться. Кроме того, населению необходимо видеть результат работы своих налоговых взносов, которые должны выражаться в ремонте дорог, строительстве детских садов, новом медицинском оборудовании в больницах и прочих благах, предназначенных для населения и обеспечивающих развитие экономики страны.

Большая часть населения нашей страны намного быстрее перечислит деньги на спасение ребенка, умирающего от рака, чем заплатит налоги. Все дело в том, что спасая ребенка, люди видят истинное предназначение своих денег - покупка лекарства, реабилитация в дорогостоящей клинике, и конечную цель – здоровье ребенка.

Перечисляя деньги в бюджет государства, люди зачастую не знают об их истинном предназначении и в итоге не видят их конечную цель, а даже если и знают о предназначении своих налоговых взносов и соглашаются с таковыми, то в итоге все равно не видят конечного результата, потому как его нет.

Любые изменения в нашей стране всегда воспринимаются населением «в штыки». Люди, привыкшие к стабильности, боятся различного рода изменений, в первую очередь из-за того, что может стать еще хуже, чем было. Но, не бывает дыма без огня и так оно и есть на самом деле. Любые изменения, даже самые незначительные, как правило, в итоге, имеют отрицательный эффект. И такое положение дел обусловлено отсутствием взаимопонимания между населением страны и его властью.


Жить без изменений невозможно. Жизнь не стоит на одном месте, она идет вперед, поэтому перемены нужны, но проводить их нужно не всегда в жесткой форме здесь и сейчас, а постепенно, давая возможность населению понять истинную цель нововведений, привыкнуть к ним и изменить свой привычный уклад жизни, в соответствии с ними.

В особенности это касается изменений в налоговой системе РФ.

Первое, что необходимо сделать на пути к совершенствованию налоговой системы РФ – это, как было отмечено выше, не изменять ее, а сделать прозрачной и позволить ей на 100% исполнять свои задачи: собирать налоги с населения, распределять их и направлять в нужное русло и делать все это открыто. Только тогда население нашего государства, а в особенности та его часть, которая стабильно вносит в бюджет государства налоговые взносы, сможет увидеть истинное предназначение уплачиваемых налогов и убедиться в достижении конечной цели действия налоговой системы – развитии государства.

Только после решения первой задачи, на пути к совершенствованию налоговой системы, можно приступить к решению второй задачи – вывода физических и юридических лиц из «тени».

Для решения данной задачи и необходимо внести коррективы в действующую налоговую систему.

Данные коррективы необходимо разграничить для физических и юридических лиц.

Поправки, касающиеся физических лиц, которые необходимо внести в налоговую систему, должны быть направлены на вывод части населения страны из «тени».

Одна из основных причин ухода населения от уплаты налогов, за счет сокрытия своих доходов, вызвана высокой процентной ставкой по НДФЛ, которая на сегодняшний день составляет 13%. За последние несколько лет государство не ведет речь о снижении данной налоговой ставки, а напротив, высказывает свои мысли по поводу ее возможного увеличения в будущем. Аргументируя это тем, что снижение налоговой ставки по НДФЛ может привести к существенному снижению поступления денежных средств в бюджет.

На самом же деле, снижение данной налоговой ставки до 10%, а в ряде случаев, возможно и до 8% позволит большинству людей, находящихся «в тени», легализовать свои доходы, зная, что им не придется платить в бюджет государства существенную часть от своих доходов.

Таким образом, небольшое снижение налоговой ставки по НДФЛ увеличит число налогоплательщиков, а соответственно и суму налоговых сборов, зачисляемых в бюджет страны.

Что касается корректировок, рассчитанных на юридических лиц, которые необходимо внести в налоговую систему, то они должны быть направлены как на снижение налоговых ставок, так и на уменьшение количества всевозможных проверок, со стороны фискальных органов, которые душат бизнес не меньше, чем налоги.


На сегодняшний день в РФ существует несколько режимов налогообложения:

- ОСН;

- УСН;

- ЕНВД;

- ЕСХН;

- ПСН.

Последние 4 режима налогообложения являются специальными режимами, рассчитанными на малый бизнес, с целью облегчить их налоговое бремя. Данные налоговые режимы имеют невысокие налоговые ставки, которые не стоит изменять (снижать или повышать).

Указанные корректировки должны коснуться основной системы налогообложения (ОСН), так как предприятия, применяющие данную систему налогообложения, платят большое количество налогов с высокими процентными ставками.

Так, к примеру, налог на прибыль с действующей ставкой 20%, является существенным налоговым бременем, возложенным государством на предприятия. Налог на добавленную стоимость, с действующими ставками 10% и 18%, также оказывает на предприятия существенную налоговую нагрузку.

При этом, большинство предприятий, для ухода от столь непосильного налогового бремени, создают различные схемы. К примеру, наиболее распространенной схемой по уходу предприятий от уплаты налогов, является создание фирм-однодневок, с которыми активно борются налоговые службы.

Возникает вопрос: «Зачем государству нужны такие высокие налоговые ставки, которые предприятия всеми возможными способами пытаются обойти стороной, снижая тем самым поступления в бюджет от налоговых сборов?».

Еще одной проблемой бизнеса, которую необходимо решать, являются многочисленные налоговые проверки, которые начинаются после трех лет, со дня основания компаний и не имеют свойства заканчиваться.

В данном случае, указанная проблема касается всех предприятий, в том числе и предприятий малого бизнеса.

Основная цель данных проверок – выписать баснословный штраф предприятию за якобы допущенные им ошибки в ведении бухгалтерского учета, который пополнит «пустой» бюджет страны. Причем доказать свою невиновность юридическим лицам в нашей стране практически невозможно.

И тут у большинства руководителей предприятий возникает еще один вопрос: «Зачем честно работать и исправно платить налоги, если, в конечном счете, опять придется платить, только в разы больше?».

Своими действиями государство не только искажает смысл налоговой системы, но и заставляет большинство компаний изыскивать различные схемы по уходу от налогов. Государство своими собственными руками подталкивает бизнес, а вместе с ним и экономику страны к пропасти.

Ситуация самозанятых граждан является аналогичной ситуации с честной работой предприятий на рынке.