Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1.Понятие налоговой системы, виды налогов и их классификация
1.2. Нормативное регулирование налогообложения в РФ
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Роль налоговой системы в экономике государства
2.2. Механизмы управления налоговой системой РФ
2.3. Достоинства и недостатки налоговой системы РФ
Воспроизводственная подфункция реализуется через налоги, взимаемые при пользовании природными ресурсами. Взимание таких налогов способно ограничивать потребление природных ресурсов и дает источник средств, для воспроизводства материально сырьевой базы, водных ресурсов, биологических ресурсов.[20]
Контрольная функция налогов подразумевает под собой осуществление контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц, производимую посредством налогов. Данная налоговая функция осуществляется за счет постоянного контроля источников дохода и направлений расходования финансов физических и юридических лиц.
Все функции налогов взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из выше указанных налоговых функций не может существовать и развиваться отдельно от другой и в ущерб друг другу.
Понимание основных задач – функций общепринятых и действующих налогов, их предназначения и места в экономике страны, является основным моментом в определении роли налоговой системы в экономике государства, а также в выявлении достоинств и недостатков существующей в РФ налоговой системы и дальнейшем поиске возможности ее совершенствования.
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Роль налоговой системы в экономике государства
Налоговая система — является наиболее сильным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной стратегии, развития приоритетных отраслей экономики РФ.[21] Именно поэтому ее роль в экономике нашего государства очень велика. Налоговая система призвана стабилизировать и упорядочивать работу всех экономических и социальных структур.
Изучив функции налогов и определив направления их действия, можно обозначить непосредственную роль налоговой системы в экономике РФ.
Безусловно эта роль велика и сама идея сбора налогов и их распределение ясна и понятна, и оправдывает свое предназначение. Но, к сожалению, на сегодняшний день, суть налоговой системы РФ, ее исконное предназначение носит только теоретический характер. На практике же мы видим плохую «режиссуру» власти абсолютно на всех уровнях, начиная с местного и заканчивая федеральным.
Суть налоговой системы прямо вытекает из ее функций и необходимость ее наличия в государстве обусловлена ими же.
Налоги – это один из источников формирования государственного бюджета, который в идеале должен иметь прозрачность, а его дальнейшее распределение четко обозначать текущий политический и экономический курсы страны, которые очень тесно между собой взаимосвязаны. Но, как известно, в этом мире нет ничего идеального, в том числе и идеального государства с совершенной экономикой.
Необходимо понимать, что в каждом государстве, в том числе и в РФ, существует два взгляда на сбор налогов. Первый взгляд – это взгляд государства. Для него налоги – это доход, пополняющий бюджет страны. Второй взгляд – это взгляд населения и предпринимателей. Для них налоги – это расходы на содержание государства.
При этом для государства суть сбора налогов и существование определенной налоговой системы всегда понятна. Государству ясна конечная цель и направленность собранных налогов.
Налоговая система – это финансовые взаимоотношения между государством и населением. Налоги — это не только способ мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, но и средство государственного регулирования экономики, а также основа перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства.
Посредством налогов в бюджете государства концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли хозяйствующих субъектов, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.[22]
В это же время, для большинства населения цель сбора налогов и существование налоговой системы не ясны. Населению не понятна конечная направленность налоговых отчислений, перечисляемых из их доходов. Также населению не понятно увеличение налогов и предпосылки введения новых налогов. Большинство граждан нашей страны воспринимают существующую в ней налоговую систему как машину по сбору денег, которая уходит в неизвестном направлении.
Что же происходи на самом деле? Налоговая система РФ, также как и налоговая система любого другого государства, имеет благородные цели. Ведь развитие промышленности, медицины, образования, сельского хозяйства и инфраструктуры, а также поддержка незащищенных слоев населения и как следствие развитие экономики страны и улучшение благосостояния населения, а значит и государства, являются созидающими направлениями в развитии государства со стороны власти.
На самом же деле, определенные государством благородные цели налоговой системы страны, либо достигаются частично, либо не достигаются вовсе. И если сбор налогов, предусмотренный налоговой системой, производится постоянно и практически в полном, запланированном объеме, то их распределение и направление производится не совсем точно и правильно, и к тому же не в полном объеме. В данном случае можно наблюдать отсутствие прозрачности распределения налоговых сборов, которое выражается в недостаточной направленности денежных средств, в те или иные сферы экономики государства, либо в их полном отсутствии, как правило, с формулировкой отсутствия таковых в бюджете или их заморозки, в связи с сокращением налоговых сборов.
Таким образом, искажается роль налоговой системы в государстве, ее суть, превращая тем самым государство в «королевство кривых зеркал».
Конечно же, тут возникает очередной вопрос: «А нужно ли в таком случае собирать налоги и нужна ли нам такая налоговая система?»
Ответ на данный вопрос является очевидным и однозначным: «Да, нужно собирать налоги и при помощи них положительно воздействовать на развитие экономики страны, а также на ее социальные аспекты».
Что же касается существующей налоговой системы, то негативное волнение со стороны населения вызывает не сама, действующая на сегодняшний день, налоговая система, а подходы чиновников к исполнению ее основных функций, которые «бросают тень» на ее истинное предназначение, то, для чего она создавалась, и преуменьшают ее значимость в экономике государства.
2.2. Механизмы управления налоговой системой РФ
Любая существующая система должна контролироваться и регулироваться – быть управляемой. Не является исключением и налоговая система.
Налоговая система РФ управляется на законодательном уровне.
Механизмы управления налоговой системой подразумевают под собой налоговое администрирование, направленное на соблюдение законодательства по налогам и сборам всеми ее субъектами.
Налоговое администрирование – это административные органы государства, осуществляющие контроль за уплатой налогов.
К данным административным государственным органам относятся:[23]
- Президент РФ;
- Федеральное собрание РФ;
- Правительство РФ.
Выше перечисленные органы высшей власти осуществляют общее управление налоговой системой на федеральном уровне. К их основным задачам относятся: определение основных направлений развития налоговой системы РФ; разработка законов и внесение изменений в законы, касающиеся налоговой политики государства; обеспечение закрепления на законодательном уровне налоговой системы РФ.
- Законодательные органы субъектов РФ;
- Главы субъектов РФ;
- Исполнительные органы субъектов РФ.
Выше перечисленные органы администрирования осуществляют управление налоговой системой на региональном уровне. В их компетенцию входит: координация действий органов судебной власти в отношении системы налогообложения на региональном уровне, введение на территории отдельно взятого субъекта РФ налогов и/или сборов, предусмотренных НК РФ, увеличение коэффициента и/или процентной налоговой ставки для расчета налога на территории субъекта РФ, установление налоговых льгот, осуществление сбора налогов и взносов в подконтрольном регионе.
- Законодательный орган муниципального образования;
- Глава муниципального образования;
- Местные органы исполнительной власти.
Выше перечисленные органы администрирования осуществляют управление налоговой системой на муниципальном уровне. В их компетенцию входит: координация действий органов судебной власти в отношении системы налогообложения на муниципальном уровне, введение на территории отдельно взятого муниципального образования РФ налогов и/или сборов, предусмотренных НК РФ, увеличение коэффициента и/или процентной налоговой ставки для расчета налога на территории муниципалитета РФ, установление налоговых льгот, осуществление сбора налогов и взносов в подконтрольном муниципальном образовании.
- Министерство финансов РФ;[24]
- Федеральная налоговая служба[25];
- Органы внутренних дел;[26]
- Таможенная служба.[27]
Выше перечисленные службы относятся к органам оперативного управления налоговой системой РФ. В их непосредственные обязанности входит непосредственное участие в сборе налогов и взносов, их дальнейшее распределение, а также осуществление надзора за сбором налогов и взносов.
К основным целям налогового администрирования следует отнести:
- Соблюдение законности в сфере налогообложения. Данная цель говорит о необходимости постоянного контроля за соблюдением всеми налогоплательщиками и контролирующими органами, НК РФ и Законов РФ, касающихся системы налогообложения РФ.
- Обеспечение эффективного функционирования налоговой системы. Данная цель достигается за счет постоянного поступления налогов и сборов в бюджеты различных уровней РФ.
- Соблюдение принципа равномерности распределения налогового бремени. Данный принцип подразумевает равенство налогоплательщиков и справедливое внесение ими своей части налогов в бюджет страны. Переложение налоговых обязательств с одного налогоплательщика на другого недопустимо.
- Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Данная цель достигается за счет осуществления контроля за своевременностью поступления в бюджет РФ налоговых отчислений налогоплательщиками и выявлении теневых доходов, с которых физические и юридические лица не уплачивают налоги, а также в выявлении и пресечении различных схем ухода от налогов, применяемыми физическими и юридическими лицами.
К основным задачам, которые призвано выполнять налоговое администрирование, следует отнести:
- Налоговое планирование. Подразумевает планирование доходной части бюджетов разных уровней, за счет поступления налоговых взносов, утверждает бюджет по налогам.
- Налоговый контроль. Подразумевает осуществление контроля, производимого налоговыми органами, за налогоплательщиками, в целях исполнения последними своих обязательств перед государством по перечислению налогов и сборов.
- Налоговое регулирование. Подразумевает регулирование налогообложения для разных категорий граждан и юридических лиц, применяя при этом в виде инструмента регулирования пониженные налоговые ставки, льготы, специальные налоговые режимы.
- Налоговое консультирование. Подразумевает предоставление разъяснений физическим и юридическим лицам специфики действия налоговой системы: перечня налогов, подлежащих уплате, порядку их начисления и срокам уплаты, а также возможно получения льгот по налогам и отсрочки их платежа.
- Налоговый учет. Подразумевает постоянное ведение учета информации о налогоплательщиках: физических и юридических лицах.
Стоит отметить, что цели и задачи налогового администрирования тесно связаны между собой и достижение каждой из них в свою очередь обеспечивает достижение следующей.[28]
Правовое регламентирование налогового администрирования, как механизма управления налоговой системой РФ, осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституция РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Закон РФ «О налоговых органах РФ» №943-1 от 21.03.1991г. (в ред. от 03.07.2016г.);
- Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ № 506 от 30.09.2004г. (с изменениями на 23.09.2017г.).
Как было отмечено в первой главе данной курсовой работы, Конституция РФ является основополагающим документом нашей страны, в соответствии с которым должны разрабатываться и приниматься все Законы, Кодексы и иные нормативно-правовые документы и акты.[29]
Налоговый кодекс РФ в части первой устанавливает перечень лиц и правил осуществления налогового администрирования налоговой системы РФ.
Закон РФ «О налоговых органах РФ» обозначает главные задачи налоговых органов, их обязанности и ответственность, как органа налогового администрирования.
Положение о Федеральной налоговой службе определяет отношение налоговой службы к Министерству финансов РФ, определяет общие положения и полномочия Федеральной налоговой службы, регламентирует ее работу с налогоплательщиками, как одного из органов налогового администрирования РФ.