Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процентная ставка по налогу на имущество, уплачиваемого юридическими лицами, составляет на 1 января 2017г. 2%, если иное не установлено региональными властями.[13]

Регламентирует порядок начисления и уплаты налога на имущество юридических лиц глава 30 НК РФ.

Транспортный налог уплачивают те организации, на балансе которых числятся транспортные средства, вне зависимости от режима налогообложения, применяемого в организациях и их формы собственности.

Рассчитывается транспортный налог, уплачиваемый юридическими лицами, аналогично транспортному налогу, уплачиваемому физическими лицами.

Регламентирует начисление и уплату транспортного налога с юридических лиц, также глава 28 НК РФ.

Земельный налог уплачивают те организации, которые имеют в собственности или бессрочном пользовании земельные участки, вне зависимости от применяемого в организациях режима налогообложения и их формы собственности.

Расчет земельного налога, подлежащего уплате юридическими лицами, производится аналогично земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами.

Регламентирует начисление земельного налога, уплачиваемого юридическими лицами глава 31 НК РФ.

Единый налог на вмененный доход, является специальным режимом налогообложения, применяемым в сфере малого бизнеса. Данный налог является альтернативой налогу на прибыль. Применение компаниями ЕНВД освобождает их от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Расчет и уплата единого налога на вмененный доход производится компаниями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими виды деятельности, подпадающие под данный режим налогообложения, ежеквартально.

Расчет данного налога зависит от коэффициентов, устанавливаемых отдельно в каждом регионе, а также торговой площади или численности персонала организации.

Процентная ставка по ЕНВД составляет 15%.

Регламентирует начисление и уплату ЕНВД глава 26.3 НК РФ.

Единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, также является специальным режимом налогообложения, применяемым в сфере малого бизнеса. Аналогично ЕНВД, УСН освобождает компании и индивидуальных предпринимателей, применяющих данную систему налогообложения от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, и заменяет их собой.

Начисление и уплата налога УСН производится организациями ежеквартально. Данный налог рассчитывается исходя из размера прибыли, полученной организацией или индивидуальным предпринимателем на прошедший налоговый период.


Процентная ставка по налогу УСН составляет 6%, в части налогообложения «Доходы» и 15%, в части налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Регламентирует расчет и уплату налога УСН глава 26.2 НК РФ.

Единый сельскохозяйственный налог, также как и два выше указанных налога, является специальным режимом налогообложения, но в отличие от них, предназначен для компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства. ЕСХН освобождает компании от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

ЕСХН рассчитывается и уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально, в зависимости от суммы прибыли, полученной в отчетном периоде.

Процентная ставка по ЕСХН составляет 6%.

Регламентирует начисление и уплату ЕСХН глава 26.1 НК РФ.

Все выше перечисленные налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц можно подразделить на прямые и косвенные.

Прямым налогом следует считать налог, который взимается с физического или юридического лица с его дохода или имущества и уплачивается им за счет собственных средств.

Косвенным налогом следует считать налог, который представляет собой некую надбавку к цене товаров или услуг, оплачиваемую конечным покупателем.[14]

Перечень прямых и косвенных налогов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Прямые и косвенные налоги РФ

Прямые налоги

Косвенные налоги

Налог на прибыль

НДС

Налог на имущество

Акцизы

Транспортный налог

Земельный налог

Налог на доходы физических лиц

ЕНВД

УСН

ЕСХН

ПСН

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Налог на игорный бизнес

Помимо подразделения существующих в РФ налогов на прямые и косвенные, налоги также подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Данное подразделение обусловлено их уплатой физическими и юридическими лицами в тот или иной бюджет.

Перечень налогов, подразделяемых на федеральные, региональные и местные, представлен в таблице 2.


Таблица 2

Виды налогов

Федеральные

Региональные

Местные

Налог на прибыль

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц

НДС

Транспортный налог

Транспортный налог

НДФЛ

Налог на игорный бизнес

Торговый сбор

Акцизы

Водный налог

Налог на добычу полезных ископаемых

Сборы, за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Государственные пошлины

Кроме того, к федеральным налогам также следует относить и налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями, в связи с применением специальных налоговых режимов: ЕНВД, УСН, ЕСХН, ПСН.

Как видно, на сегодняшний день в Российской Федерации существует большое количество различных налогов, представляющих собой общепринятую налоговую систему страны.

Каждый из представленных налогов имеет свою процентную ставку, специфику начисления и применения, как на всей территории РФ, так и в отдельных ее частях.

1.2. Нормативное регулирование налогообложения в РФ

Столь обширная налоговая система требует постоянного контроля и нормативного регулирования со стороны федеральных, региональных и местных властей, в зависимости от классификации налогов.

Главным документом, регламентирующим налогообложение в РФ, является Налоговый Кодекс РФ.

В нем подробно отражены правила начисления каждого налога, подлежащего уплате в РФ, сроки его уплаты, наличие или отсутствие отчетности, предоставляемой в налоговую инспекцию и сроки ее предоставления, а также процентные ставки по налогам и существующие льготы по уплате того или иного налога и порядок их предоставления, в случае наличия таковых.

Налоговый кодекс разрабатывается на федеральном уровне, а правила и требования, указанные в нем, подлежат обязательному исполнению всеми физическими и юридическими лицами, вне зависимости от вида налога и его классификации. Любые поправки, изменения или дополнения, вносимые в Налоговый кодекс РФ, также утверждаются на федеральном уровне.


Несмотря на то, что НК РФ, является документом, устанавливающим и регулирующим общепринятую систему налогообложения в РФ, данный Кодекс составлен с оговоркой на Конституцию РФ – самого главного документа нашей страны. Согласно ст.15 Конституции РФ все принимаемые в РФ Законы, Кодексы, нормативно-правовые акты и пр., не должны противоречить Конституции РФ.

Помимо НК РФ, существуют и иные Законы, и нормативные документы, регулирующие систему налогообложения в РФ.

К ним относятся:[15]

- Федеральные Законы о налогах и сборах;

- Законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ;

- Нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Все выше перечисленные документы, направлены на:

- регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов;

- регулирование отношений, возникающих при ведении налогового контроля, обжаловании актов налоговиков, действий должностных лиц, привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.

Федеральные Законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с НК РФ, действуют на федеральном уровне, регулируют действие федеральных налогов, устанавливают процентные ставки по налогам. Помимо этого, данные законы вносят изменения в НК РФ, отменяют, приостанавливают, признают утратившими силу отдельные его положения. Данные законы действуют на всей территории РФ.[16]

Законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ принимаются и действуют на основе НК РФ на региональном уровне страны. Данные законы и нормативные документы регулируют систему налогообложения отдельно на территории каждого региона РФ. На основании них изменяются коэффициенты или налоговые ставки при расчете региональных налогов, а также устанавливаются льготы по уплате налогов и сборов.[17]

Нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления принимаются и действуют на основе НК РФ на территории конкретного муниципального образования. Данные нормативные документы регулируют местные налоги и сборы: изменяют процентные ставки по местным налогам, а также устанавливают льготы по уплате налогов и сборов.[18]

На основании выше указанных документов принимается налоговая система РФ, регулируется и контролируется на каждом уровне – федеральном, региональном, местном, а также корректируется, в зависимости от текущей экономической ситуации в стране.


1.3. Функции налогов

Знание видов налогов и их классификации, предусмотренной налоговым законодательством РФ, является начальной ступенью в изучении налоговой системы РФ. Помимо выше указанных знаний немаловажное значение приобретает понимание функций этих самых налогов.

Функции налогов – это их непосредственная задача, для которой они принимались.

Выделяют следующие функции налогов:

  • Фискальную;
  • Распределительную (социальную);
  • Регулирующую;
  • Контрольную.

Фискальная функция налогов осуществляет регулирование формирования государственных финансовых ресурсов и создает финансовое подспорье для бесперебойного функционирования государства. Данное регулирование осуществляется за счет обеспечения государства устойчивой доходной базой на всех уровнях бюджета – федерального, регионального, местного. Фискальная функция налогов является основной функцией, причем не только для Российской Федерации, но и для других государств.

Распределительная (социальная) функция налогов заключается в перераспределении доходов, полученных от уплаты налогоплательщиками: юридическими и физическими лицами, налогов и сборов в различные уровни бюджета, между незащищенным, малоимущим населением страны, в качестве социальной поддержки, получаемой за счет налоговых взносов более обеспеченных слоев населения РФ.

Регулирующая функция налогов представляет собой распределение налогов как активных средств, для поддержания процессов воспроизводства, стимулируя или снижая его активность развития, участвуя в установлении накопительного капитала и регулируя платежеспособный спрос населения.[19]

Регулирующая функция налогов имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция проявляется в возможности влиять на поведение налогоплательщиков с помощью определенных видов налогов и отдельных элементов налогообложения (в частности, на­логовых льгот). С помощью этой функции можно побуждать налого­плательщиков к инвестиционной деятельности, благотворительно­сти и т.п., поощрять развитие малого предпринимательства.

Дестимулирующая подфункция проявляется в том, что создаются налоговые барьеры для развития каких-либо нежелательных процес­сов, например, высокие ставки таможенных пошлин, препятствуют экспорту или импорту. Высокие ставки налогообложения по отноше­нию к игорному бизнесу могут несколько сдерживать развитие этого вида предпринимательской деятельности.