Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специализация предприятия состоит еще и в том, что помимо лекарственных препаратов аптека реализует различные виды очковой оптики. Это привело к разделению общего торгового зала на 2 отдела: отдел лекарственных средств (в том числе средства гигиены, гомеопатия и детское питание) и отдел оптики. Отдел оптики включает в себя несколько видов продукции: готовая продукция (очки с фиксированным количеством диоптрий на обоих глазах), линзы для непосредственного ношения (прозрачные и цветные, с диоптриями и без), оправы и линзы для изготовления очков, солнцезащитные очки, а также сопутствующие товары (чехлы для очков, растворы для линз, цепочки для очков и т.д.). Чтобы привлечь дополнительных клиентов, аптека принимает заказы не только на изготовление любых видов очков (в том числе со сферическими, бифокальными и другими видами линз), а также ремонт очков любой степени сложности.

Специфика аптечного вида деятельности состоит еще и в том, что сотрудники аптеки (провизоры, фармацевты), наделенные специальными полномочиями и обладающие необходимым запасом профессиональных знаний, осуществляют оказание консультационных, информационных, консалтинговых услуг, занимаются рекламой лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В связи с этим сотрудники аптеки постоянно посещают семинары по новым видам продукции, а также направляются на курсы переподготовки и повышения квалификации.

Структура управления аптеки «Лекарства и очки» - линейно-функциональная.

Линейные связи - это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, то есть эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания и т.п. Природа функциональных связей - совещательная, и по средствам этих связей реализуется информационное обеспечение координации между управленцами компании. В связи с тем, что в организации нет ни бухгалтера, ни начальников отдела, директор принимает решения лично либо советуясь с сотрудниками по некоторым вопросам организации работы аптеки (по собственному желанию).

Директор Орлова С.Г., выполняя функции и главного бухгалтера и заведующего аптеки, осуществляет единоличный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью фирмы, делает выбор приоритетных направлений развития организации, а также принимает решения по оперативным вопросам. В компетенции директора также вопросы о:


- утверждении сметы доходов и расходов;

- ликвидации предприятия;

- реорганизации предприятия;

- расширении и создания филиалов;

- приеме и увольнении сотрудников.

Руководитель действует от имени предприятия без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории района и за его пределами. Руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законом, иными нормативными актами Российской Федерации, Уставом и заключенным с ним трудовым договором. Руководитель организует работу аптеки в установленном порядке, распоряжается его имуществом, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета, утверждает структуру и штатное расписание, в пределах своей компетенции, издает приказы и другие акты.

В полномочия директора входит:

  • принятие решений о закрытии/открытии новых отделов и филиалов,
  • о приеме на работу/увольнении сотрудников,
  • о расширении/сужении ассортимента продаваемых товаров и предоставляемых услуг;
  • контроль за деятельностью работников;
  • работа с поставщиками, налаживание новых маркетинговых связей и проведение маркетинговых исследований рынка;
  • начисление и выдача заработной платы работникам, причем директор единолично решает вопрос о премировании и штрафах сотрудникам;
  • уплата налогов и сборов в уполномоченные государственные органы;
  • решение острых вопросов и проблем.

Директор Орлова Светлана Геннадьевна проявляет себя как лояльный и понимающий руководитель, отношения в коллективе построены на взаимоуважении и взаимопонимании. Коллектив женский, слаженный и действующий в едином составе на протяжении довольно долгого времени. Сотрудники отзываются о выбранном Орловой С.Г. методе управления своей организацией положительно.

В процессе изучения особенностей управления данной организацией нами выявлены значительные недостатки. В первую очередь, недостаток данной системы управления связан с отсутствием должности главного бухгалтера. В связи с чем большая доля нагрузки по финансовой отчетности ложится на директора аптеки, что может привести к потерям полезного времени директора и совершению ошибок, влекущих за собой денежные убытки.

Также в структуре организации отсутствует должность начальников отделов, а так как в каждой из двух аптек выделяется два отдела (лекарственных средств и оптики), то в случае проведения учета (аудиторской проверки) ответственность за каждый из отделов никто конкретно не несет, в случае недостачи ее приходится делить на всех. Данную работу приходится выполнять каждому из провизоров обособленно друг от друга, и соответственно это работа влечет за собой серьезную дополнительную нагрузку.


Основная цель любой организации получить прибыль. Основная задача системы управления обеспечить предложение потребителю товаров, привлекательных с точки зрения рынков. Но успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений организации, от действий посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий, а также от влияния факторов внешней среды.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой организации и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду такими, как факторы демографического, экономического, технического, политического, культурного характера.

По результатам проведенного нами наблюдения и анализа полученных данных можно сделать вывод, что для дальнейшего успешного развития (увеличения количества клиентов, расширения площадей, открытия новых филиалов) аптеке «Лекарства и очки» необходим в штате менеджер для проведения полноценных исследований внешней среды и предложения своевременных мер для развития бизнеса.

2.2. Внутренняя структура предприятия

Организационная структура аптеки зависит от объема работы каждого индивидуального предприятия. Необходимость организации отделов и их количество администрация аптеки определяет самостоятельно, при этом учитываются:

а) основные функции аптеки

б) товарный ассортимент

в) обслуживаемый район

г) состав покупателей.

Внутренняя структура подчинения в организации довольно проста, поскольку имеет маленькую площадь и небольшой товарооборот, а следовательно и малое количество персонала. Общий персонал аптек насчитывает 8 человек, из которых управленческой деятельностью занимается 1 человек (выполняет функции директора, заведующего аптеки и бухгалтера), 5 провизоров, осуществляющих непосредственную работу с потребителем, двое из которых являются заместителями заведующего, и 2 человека из обслуживающего персонала (дворник, уборщица). Начальников отделов нет, отдел лекарственных средств и оптики обслуживают 2 провизора, которые могут взаимозаменять друг друга, поскольку весь персонал имеет должную квалификацию и допущен к работе как с готовыми лекарственными препаратами, так и с очковой оптикой.


Структура аптеки «Лекарства и очки» - линейно-функциональная. Все работники аптеки подчиняются директору – Орловой Светлане Геннадьевне. Директор выполняет функции управленца (заведующего аптеки) и бухгалтера.

В полномочия директора входит:

  1. принятие решений о закрытии/открытии новых отделов и филиалов,
  2. о приеме на работу/увольнении сотрудников,
  3. о расширении/сужении ассортимента продаваемых товаров и предоставляемых услуг;
  4. контроль за деятельностью работников;
  5. работа с поставщиками, налаживание новых маркетинговых связей и проведение маркетинговых исследований рынка;
  6. начисление и выдача заработной платы работникам, причем директор единолично решает вопрос о премировании и штрафах сотрудникам;
  7. уплата налогов и сборов в уполномоченные государственные органы;
  8. решение острых вопросов и проблем.

Директор имеет требуемое образование и квалификацию, поэтому по своему желанию может быть допущен к работе с клиентами, приему и разбору товара, работе с поставщиками.

Провизор является фармацевтом с высшем медицинским образованием. Основным видом деятельности является консультация по аптечным препаратам, выдача рекомендации в применении того или иного лекарства, определения дозировки, а так же осуществляет контроль над качеством и соответствием товара.

Фармацевт - это медик с фармацевтическим средним специальным образованием. Является помощником провизора, а также может выполнять посредственные задачи (выступать в роли кассира). Провизоры (фармацевты) занимаются непосредственной продажей имеющегося ассортимента товаров, заказом товара у поставщиков, приемом товара у экспедитора в момент непосредственной доставки, разбором товара, а также предоставлением консультационных услуг населению по подбору лекарственных средств в соответствии с определенным заболеванием, по подбору очков и линз в зависимости от требований и состояния зрения клиента.

Обслуживающий персонал включает в себя дворника и уборщицу. Дворник работает на улице и занимается непосредственной ежедневной уборной прилегающей к аптеке территории, следит за чистотой крыльца, тротуара, клумб. Уборщица ежедневно занимается дезинфекцией рабочих поверхностей, сухой и влажной уборкой аптечной мебели, витрин, стекол, пола, следит за чистотой в торговом зале и внутренних помещениях аптеки.


3.1. Формирование направлений совершенствования мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда

3.1 Анализ системы управления персоналом аптеки «Лекарства и очки»

Прежде чем строить эффективную систему мотивации персонала, необходимо проанализировать и внести изменения в систему управления персоналом в аптеке.

Согласно теории двухфакторной мотивации, разработанной легендарным американским психологом Фредериком Герцбергом, можно выделить две группы факторов, вызывающих удовлетворенность работой - поддерживающие (гигиенические) и истинные мотивы (табл. 2).

Таблица 2

Поддерживающие факторы и истинные мотивы по двухфакторной теории Герцберга

Поддерживающие факторы

Истинные мотивы

Условия труда

Достижения

Оплата труда

Признание

Безопасность и политика компании

Ответственность

Организация и управление

Труд сам по себе

Межличностные отношения

Личностный рост

Если все поддерживающие факторы устраивают сотрудника, то он находится в нейтральном состоянии, если хоть один фактор не устраивает, то сотрудник не удовлетворен работой (рис. 1).

Рисунок 1. Влияние поддерживающих факторов и истинных мотивов на работу сотрудника

Таким образом, чтобы система мотивации функционировала эффективно, необходимо сначала обеспечить выполнение поддерживающих факторов, то есть заложить фундамент эффективной системы управления персоналом.

Ключевым фактором, влияющим на мотивацию сотрудника, является непосредственный руководитель. В связи с этим следует уделить пристальное внимание обучению заведующих аптеки «Лекарства и очки» основным принципам управления персоналом. В минимальный курс обучения необходимо включить:

- основы оперативного управления:

- навыки планирования;

- организация и постановка задач;

- обучение персонала;

- делегирование;

- мотивация;

- контроль и координация;

- основы лидерства;

- методы работы с персоналом:

- навыки общения;

- работа с картотекой;