Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- ведение отчетности по работе с персоналом [46].

Для построения эффективной системы управления персоналом в аптеке «Лекарства и очки» директору следует обеспечить выполнение следующих шагов:

- доведение до всех сотрудников стратегии компании. Сотрудники должны знать, куда планирует двигаться и каким образом намерена развиваться компания, в которой они работают.

- внедрение регламентов. Регламентация снижает уровень неопределенности в работе персонала, помогает распределить ответственность и порядок работ

- создание системы обучения персонала. Просто написать и внедрить регламенты мало, необходимо, чтобы сотрудники их приняли, выучили и исполняли. Поэтому следующим необходимым условием является создание системы обучения персонала, включающей следующие элементы:

- обучение внутренним стандартам (регламентам) компании и объяснение их необходимости;

- обучение фармспециалистов;

- обучение руководителей (заведующих аптеками);

- обеспечение контроля выполнения стандартов. Постоянное выполнение сотрудниками стандартов компании можно обеспечить только при наличии эффективных методов контроля. Эти методы должны предотвращать саму возможность невыполнения стандартов, а не являться способом выявления нарушений. Таким образом, контроль начинается не на стадии исполнения регламентов, а на стадии их изучения сотрудниками компании. К методам контроля относятся:

- проверка знаний и компетенций;

- контроль выполнения стандартов;

- регулярная оценка ключевых показателей деятельности персонала (KPI);

- координирующие действия;

- внедрение системы наказаний. Подкреплением контроля является система наказаний, включенная в регламенты. Сотрудникам аптеки нельзя оставлять выбор между двумя вариантами: много работать и много зарабатывать или работать, не напрягаясь, и получать оклад. Именно поэтому первая часть данной статьи посвящена созданию фундамента системы управления. Правильно функционирующая система управления - это тот инструмент, который не позволяет сотруднику расслабляться. В такой системе он может только эффективно работать и хорошо зарабатывать и не может не работать;

- организация обратной связи [21].

Таким образом, анализ управления персоналом в исследуемой аптеке показал, что этот вопрос продолжает оставаться наиболее слабым звеном в общей административной системе. При этом одной из основных ошибок, которую допускают руководитель аптеки, является несогласованность разных направлений этой работы. Эта проблема отождествляется им с текущей оперативной работой, в которой отсутствует системность, последовательность и тем более - стратегия.


│ Аспекты трудовой деятельности

Средняя оценка в баллах

Провизоры

Фармацевты

Размер заработной платы

2,9

2,4

Процесс выполнения работы

6,9

7,2

Перспективы профессионального и служебного роста

3,3

3,5

Взаимоотношения с руководителем

5,8

6,3

Важность и ответственность выполняемой работы

8,2

8,6

Возможность применить в работе свои знания опыт и способности

7,7

8,4

Условия труда

6,7

6,1

Режим работы

6,3

7,2

Взаимоотношения в коллективе

7,8

8,0

Возможности для проявления самостоятельности и инициативы

5,6

6,7

Методы контроля результатов работы

4,1

5,8

Объективность оценки работы

3,4

4,4

Уровень осведомленности о важнейших аспектах работы аптеки

3,5

4,2

Индекс удовлетворенности

72,2

78,8

3.2 Построение общей эффективной системы мотивации труда в аптеке

Сотрудников аптеки «Лекарства и очки» следует стимулировать по промежуточным достижениям, не дожидаясь завершения всей работы, так как большие успехи труднодостижимы и сравнительно редки. Поэтому положительную мотивацию желательно подкреплять через не слишком большие интервалы времени. Но для этого общее задание должно быть разделено и спланировано по этапам с таким расчетом, чтобы каждому из них могла быть дана адекватная оценка и должное вознаграждение, соответствующее объему реально выполненной работы.

Важно дать сотрудникам почувствовать себя уверенно, поскольку того требует внутренняя потребность в самоутверждении. Успех влечет за собой успех.

Как правило, крупные награды, редко кому достающиеся, вызывают зависть, а небольшие и частые - удовлетворение. Без серьезных оснований не следует постоянно выделять кого-либо из сотрудников, иной раз этого не следует делать ради сохранения коллектива.


Типовыми являются следующие стимулы (далее они будут рассмотрены более подробно): повышение в должности, расширение полномочий, увеличение власти, предоставление доли экономического эффекта, признание, лучшее место за столом на совещании, устная благодарность руководителя в присутствии коллег, возможность прямого общения с высшим руководителем, материальная премия с указанием "за что", страхование жизни и здоровья, оплата медицинских услуг, внеочередной оплачиваемый отпуск, гарантия сохранности рабочего места, ссуды с пониженной ставкой на обучение, приобретение жилья, оплата расходов на ремонт личного автомобиля и бензин и прочие [45].

При этом у конкретного предприятия не может быть стандартного пакета стимулов, стимулирование должно быть адресным, ориентированным на конкретного работника.

1. Наказание как средство мотивации работников аптеки «Лекарства и очки». В одних фирмах предпочитают больше наказывать, в других - больше поощрять, где-то нашли действительно золотую середину. Уровень наказания зависит в первую очередь от целей воздействия. Основная цель наказания - это недопущение действий, которые могут принести вред фирме. То есть наказание ценно не само по себе, как «месть» за неправильные действия подчиненного, а как барьер, который не разрешит данному человеку повторить эти действия в будущем и послужит примером всему трудовому коллективу.

Однако практический опыт показывает, что руководителю не стоит сверх меры предаваться вдохновенным рассказам о злоупотреблениях своих сотрудников [18].

Таким образом, наказание эффективно, когда оно ориентировано на оказание требуемого психологического воздействия на сотрудника и весь коллектив. При этом, наказывая нежелательные действия, мы определенным образом поощряем тех сотрудников, которые работают в разрешенном направлении. При наказании сотрудника обязательно наличие объяснения, за что и зачем применяется наказание. Наказание обязательно должно соответствовать проступку. Материальное же наказание допустимо в том случае, когда действиями сотрудника организации причинен действительный прямой материальный ущерб, который можно измерить и просчитать. Во многих случаях после проступка подчиненного начальнику бывает достаточно просто поговорить с ним и вопрос закрывается. Если основная разумная цель использования наказаний в организации - это избежание неудач, то, соответственно, применение поощрений выражает стремление к достижению лучших результатов и развитию [2].


Как и в случае с наказанием, поощрение должно быть направлено на конкретные действия сотрудника аптеки «Лекарства и очки», а не на него самого или какие-то его качества. Виды поощрений в каждой организации различаются, но в основном, как уже упоминалось, используются два вида - материальные и нематериальные. Следует отметить, что также бывают и смешанные виды поощрений, например, направление сотрудника на учебу за счет организации всегда выгодно позиционировать как материальное поощрение и долговременные вложения в его развитие. Любую форму обучения сотрудников, касается ли это профессионального обучения на рабочем месте или какого-либо тренинга, всегда можно подать как поощрение. Еще один очень важный момент в технике применения поощрений - это психологический тип человека, которого поощряешь. В практике управления человеческими ресурсами используются обобщенные соционические типы: «мотор», «контролер», «анализатор», «поддержка». У разных типов людей разные ценности и то, что будет ценно для одного, может ничего не значить для другого [7].

2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей сотрудникам аптеки «Лекарства и очки». - наиболее распространенный тип мотивации. Такие выплаты осуществляются при соответствии работника некоторым заранее установленным критериям. Среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. Каждая компания устанавливает собственные критерии такого рода. Например, компания United Airlines установила, что размер вознаграждений будет зависеть от удовлетворенности трудом рядовых сотрудников, определяемой независимой аудиторской организацией.

3. Выплаты к заработной плате для стимулирования здорового образа жизни работников аптеки «Лекарства и очки». Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, сотрудникам, не пропустившим ни одного рабочего дня в течение года по причине болезни, работникам, постоянно занимающимся спортом [15].

4. Специальные индивидуальные вознаграждения - это специальные премии, выплачиваемые за владение навыками, необходимыми компании в данный момент.

5. Социальная политика аптеки «Лекарства и очки» - также важнейший инструмент экономического стимулирования.

Во-первых, в аптеке «Лекарства и очки» реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и другие), установленные на государственном или региональном уровне.


Во-вторых, аптека «Лекарства и очки» предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития организации.

Таким образом, социальная политика как составная часть политики управления персоналом представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

3.3. Разработка систем мотивации для управленческого состава и специалистов аптеки

Перед «первостольником» и заведующим аптекой «Лекарства и очки» стоят разные цели, следовательно, будут различаться и мотивационные схемы.

Схема мотивации «первостольников» состоит из четырех взаимосвязанных элементов:

- побуждение к достижению определенных финансовых показателей;

- побуждение к эффективной работе с клиентами аптеки;

- побуждение к выполнению дополнительных обязанностей;

- дополнительные мотивационные премии.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Достижение фармспециалистами финансовых показателей.

Продажа товаров из ядра ассортимента аптеки. Бессмысленно ориентировать фармспециалистов только на общую выручку с кассы, хотя бы потому, что при правильном функционировании такого метода «первостольники» будут стремиться продавать более дорогие позиции, что далеко не всегда выгодно самой аптеке. Фармспециалистов следует мотивировать к продаже фармтоваров, обеспечивающих аптеке наибольший доход, т.е. на продажу позиций, которые имеют наибольшую наценку. Задача заведующего аптекой - донести до фармспециалистов информацию о ядре ассортимента и определить общий план продаж препаратов из данного списка;

Выполнение плана продаж по «связанным» позициям. Руководству аптеки (или аптечной сети) необходимо разработать схемы продаж препаратов по «связанным» позициям, то есть лекарствам, которые используются в комплексной терапии и, соответственно, могут быть проданы вместе, например: антибиотик + витамины + пробиотик или противопростудное средство + витамины + иммуномодулятор и так далее. Разработав такие схемы (и включив в них препараты из ядра ассортимента), необходимо выставлять план продаж по «связанным» позициям для каждого «первостольника»;