Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (ОАО КЗ «Отрадное»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переход к каждой последующей стадии жизненного цикла организации связан с серьезной перестройкой. Изучение организаций по этапам жизненного цикла должно стать основной функцией менеджмента.

1.2 Факторы, определяющие жизненный цикл предприятия

Концепция жизненного цикла продукта является одной из наиболее известных управленческих концепций, за последние сорок лет широко применяющихся в маркетинге, управлении финансами, учете.

В отличие от биологического организма, имеющего единственный жизненный цикл, субъект хозяйствования способен сохранять жизнеспособность на протяжении нескольких циклов. Разделяя мнение большинства исследователей, использующих аналогию с живыми организмами, в рамках организации выделяются пять стадий жизненного цикла – зарождение, юность, рост, зрелость и старение (спад). Рассмотрим таблицу 1.1.

Таблица 1.1

Этапы жизненного цикла организации [8, c. 17].

Этапы

жизненного

цикла организации

Экономические

Факторы

Организационные факторы

Проблемы

Факторы, влияющие на финансовую

устойчивость организации

Зарождение

Большая доля

заемных средств.

Высокий финансовый риск

Усиленный маркетинг, налаживание связей с поставщиками и кредиторами

Сложность процесса

освоения производства

продукции, высокий

финансовый риск

(так как доля заемных

средств организации

высока), сильное влияние внешних факторов

Факторы первого порядка: выполнение

показателей бизнес-плана, характеризующие стадии НИОКР

Юность

Низкие показа-

тели рентабельности. Высокий

финансовый риск

Постепенное

внедрение на

рынок

Сложность налаживания сбыта продукции,

высокий финансовый

риск (так как доля заемных средств организации высока), сильное

влияние внешних

факторов

Факторы первого порядка: показатели

эффективности основной деятельности

организации, на них оказывают влияние

рентабельность продаж и оборачиваемость активов.

Факторы второго порядка: объем продаж,

цена единицы продукции, себестоимость

единицы продукции

Рост

Оптимальный

финансовый

риск.

Высокий производственный

риск, рост показателей рентабель-

ности

Достижение

стабильности

организационной структуры,

рост качества

продукции

Поиск путей снижения

себестоимости производимой продукции,

изменение кредитной

политики, направленной на снижение доли

заемных средств, изменение товарной политики, ввод новых направлений

Факторы первого порядка: показатели

платежеспособности и риска.

Факторы второго порядка: структура пассивов, структура финансирования основных и оборотных средств (соотношение

заемных и собственных средств), структура издержек (постоянные и переменные

издержки)

Зрелость

Оптимальный

совокупный риск,

высокие показатели рентабельности, снижение

оборачиваемости

оборотных активов

Полное использование

всех ресурсов,

постепенное

замедление

оборачиваемости оборотных средств,

износ основных

средств

Износ основных

средств, «замораживание» оборотного капитала и как следствие увеличение себестоимости продукции,

нарастание экстенсивных факторов развития

производства

Факторы первого порядка: эффективность

деятельности организации и эффективность основной деятельности.

Факторы второго порядка: оборачиваемость оборотного капитала и рентабельность продаж, рентабельность активов,

рентабельность собственного капитала.

Факторы третьего порядка: объем продаж, себестоимость единицы продукции,

цена единицы продукции, размер и структура оборотных и внеоборотных активов

Спад

Высокий совокупный риск,

снижение показателей рентабельности, оборачиваемости и платежеспособности

Потеря доверия

поставщиков

и креиторов,

изношенность

ресурсов

Агрессивность конкурентов, увеличение

доли заемных средств.

Организация переходит

в стадию неустойчивого

развития

Факторы первого порядка: показатели эффективности использования ресурсов


Диагностическая фаза, позволяющая определять текущее состояние хозяйствующего субъекта, состоит из блоков диагностики потенциала объекта и субъекта управления, стадии жизненного цикла организации и ее внешней среды.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФАЗА

Диагностика внешней среды

- анализ событий;

-альтернтативные исходы;

- дельфи;

- экспертная оценка;

-комиссии и конференции

- PEST анализ

Диагностика стадии жизненного цикла

-контрольные вопросы;

-динамическое сравнение

Диагностика субъекта управления

- интервьюирование;

-изучение документации;

- анкетирование;

-SWOT анализ;

-экспертная оценка;

- наблюдение;

- контрольные вопросы

Диагностика объекта управления

-контрольные вопросы

- паутина;

-динамическое сравнение

-SWOT - анализ

ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ ФАЗА

ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Определение конкретных значений организационных компонент

- типология

- ранжирование

-экспертная оценка

- коллективный блокнот

- банк идей

- МАСТАК

- деловые игры

- анкетирование

- итервьюирование

- контрольные вопросы

- дельфи

Рис. 1.1. Фазы диагностики жизненного цикла организации [18, c. 5]

ФАЗА МОНИТОРИНГА

РЕАЛИЗАЦИОННАЯ ФАЗА

Диагностика сопротивлений персонала

- карта сил влияния;

- изучение документации;

- интервьюирование

- анкетирование

- наблюдение

- анализ поля сил

Корректирующие мероприятия

Диагностика сопротивлений персонала

- карта сил влияния;

- изучение документации;

- интервьюирование

- анкетирование

- наблюдение

- анализ поля сил

Корректирующие мероприятия

КОНТРЛЬ И УСПЕШНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

- динамическое сравнение

- анализ событий;

- идентификация;

- совершенство;

- метафоры;

- корректирующие мероприятия.

ПРОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Диагностика сопротивлений персонала

- карта сил влияния;

- изучение документации;

- интервьюирование

- анкетирование

- наблюдение

- анализ поля сил

Корректирующие мероприятия

Система мониторинга должна быть гибкой и оперативной, насколько это позволяют предприятия и масштаб его деятельности. Она нацелена на как можно более раннее выявление различных сбоев и упущений в деятельности организации, предназначена ждя того, чтобы распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать неприятностей или уменьшить степень риска, а может быть, даже избежать катастрофических последствий.


2. Об оценке деятельности ОАО КЗ «Отрадное»

2.1 Общая характеристика предприятия

Компания ОАО КЗ «Отрадное» успешно работает на рынке мясопродуктов с 1992 года.

В 2008 году был произведен ребрендинг и переоснащение производства. На сегодняшний день КЗ «Отрадное» динамично развивающаяся компания с ассортиментным перечнем более 100 видов мясной продукции.

Говоря о торговой марке ОАО КЗ «Отрадное», нельзя обойти вниманием производственный цех, где непосредственно изготавливается продукция предприятия. В первую очередь, обращает на себя внимание высококачественное оборудование.

Работники предприятия тщательно следят за чистотой помещения и воздуха: все цеха оснащены кондиционерами, регулирующими нужную температуру, а мойка оборудования происходит ежесуточно на третьей смене, после чего инженер–микробиолог производственной лаборатории проверяет качество вымытого оборудования. Персонал подбирается высококвалифицированный, с большим опытом работы.

ОАО КЗ «Отрадное» - одно из крупных предприятий города. Однако на рынке производства мясной продукции занимает не первое место. Существует ряд конкурентов, которые успешно реализуют свою продукцию в городе Москва и области. К ним мы можем отнести мясокомбинат «КАМПОМОС», «Черкизовский», «Дымов».

Сегодня ОАО КЗ «Отрадное» выпускает около 100 наименований продукции, успешно реализующейся на российском рынке. В первую очередь, это многочисленные сорта ветчин и копченостей, вареные, варено-копченые и полукопчёные колбасы, жареные колбасы, изделия из мяса птицы, изделия из шпига, сосиски и сардельки, паштеты.

Таблица 2.1

Ассортимент ОАО КЗ «Отрадное» [1]

№п/п

Наименование продукции

Разновидность продукции

1

Вареные колбасы

Чайная Новая, 2 с.

Пикантная

Венская, в/с

Ветчинно-рубленая Новая, 1с.

Колбаски Фермерские

Любительская новая, в/с

Обеденная, 1с.

Столичная новая, в/с

Докторская новая, в/с

Праздничная с сыром

Праздничная с грибами

Праздничная с оливками

2

Полукопченые колбасы

Краковская, в/с

Московская

Московская особая, в/с

Сервелат новый, в/с

Салями венская, 1 с.

Чесночная, 1

Куриная, в/с из мяса птицы

Краковская, в/с

Охотничьи колбаски, в/с

Одесская, 1 с.

Колбаски куриные охотничьи

3

Ветчины варенные

Ветчина ассорти

Ветчина бутербродная, 1 с.

Ветчина застольная

Ветчина столичная, в/

Ветчина тостовая

Ветчина европейская

Ветчина "Челси" из мяса птицы

Ветчина оригинальная

Ветчина куриная с сыром, в/с

Ветчина обеденная, 1 с.

Ветчина русановская, в/с

Ветчина прима, в/с

Ветчина юбилейная, в/с

4

Котлеты

Пожарские

Русские

Столичные

5

Изделия из мяса птицы копчено-вареные

Рулет из курицы, в/с

Ветчина королевская

Ветчина экзотика

Рулет из курицы, в/с

Куры аппетитные, в/с

Филе курицы, в/с

Окорочек куриный, в/с

Крыло курицы, в/с

Куры «смачные», в/с

6

Изделия из мяса копчено-вареные

Окорок домашний, в/с 

Орех мясной, в/с

Ветчина пикантная, в/с

Рулет славянский, в/с

Ветчина крымская, в/с

Грудинка слоеная, в/с

Рулет гусарский, в/с

Балык традиционный, в/с

Буженина вареная, в/с

Карбонад вареный, в/с

Шейка днепровская шпигованная, в/с

Ветчина особая, в/с

Шейка фирменная, в/с

Бекон испанский, в/с

7

Изделия из шпика

Закуска селянская

Шпик венгерский особый

Шпик мозаика

8

Сосиски и сардельки

С сыром

Докторские

Молочные новые, в/с

Пикантные, 1 с.

Сардельки новые, 1 с.

Европейские, 1 с.

Стрелецкие с горчицей, 1 с.

Семейные

Детские новые, 1 с.

Французские

Сардельки для гриля, 1 с.

Казачьи особые, 1 с.

Славянские, 1 с.

Столичные 1 с.

Чумацкие с кетчупом, 1 с

9

Паштеты

Паштет луковый

Паштет классик, 1 с.

Паштет по-домашнему


Таким образом, ОАО КЗ «Отрадное» выпускает и реализует большой ассортимент продукции. Рассмотрим структуру производства готовой продукции на предприятии за 2016 год.

Рис. 2.1. Структура производства продукции ОАО КЗ «Отрадное» [2]

Сегодня ОАО КЗ «Отрадное» уделяет особое внимание продвижению собственного бренда, применяя для этого комплексный набор маркетинговых инструментов ‒ рекламные и трейд-маркетинговые акции, сэмплинги, дегустации, выставки и ярмарки, марчандайзинг и POS-материалы.

Компания ежегодно проводит исследования рыночной конъюнктуры и предпочтений потребителей, на основе которых выстраивается стратегия развития бренда.

Результатом активной работы службы маркетинга компании является высокая узнаваемость бренда и лояльность покупателей. 

2.2 Анализ товарной и ценовой политики ОАО КЗ «Отрадное»

Товарная политика организации предполагает систему принятия решений и действий предприятия, которые связанны с разработкой и управлением его товарами. Грамотно продуманная товарная политика позволяет правильно формировать ассортимент, а также извлекать из товаров наибольшую выгоду, и своевременно внедрять новые товары. Она влияет на прибыль предприятия и его конкурентоспособность.

Можно сказать, что продуманная товарная политика не только позволяет улучшить процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для принятия оперативных решений, способных скорректировать текущие ситуации.

Ассортиментный ряд компании ОАО КЗ «Отрадное» состоит из множества позиций, однако реализация далеко не всех номенклатурных единиц является рентабельной и в итоге приносит запланированную прибыль. Для того чтобы расставить приоритеты между товарами и принять решение об исключении из ассортимента ту или иную продукцию, необходимо провести комплексный анализ продаж.

Одним из методов такого анализа является ABC-анализ, который представляет собой деление ассортимента продукции в зависимости от нормы прибыли.

Анализ ассортимента. ABC-анализ.

Для начала рассмотрим динамику продаж товарного ассортимента организации за 2014-2016 г. (рисунок 2.2).

Рис. 2.2. Динамика продаж продукции ОАО КЗ «Отрадное»

На основе диаграммы можно сделать вывод, что на протяжении трех лет лидирующим показателем является продажа вареных и копченых колбас. Второе место занимает продажа ветчины, затем котлеты и полуфабрикаты, затем изделия из мяса и мяса птицы, сосиски, сардельки. Незначительный уровень продаж наблюдается у паштетов.


Разделив ассортимент на несколько групп, можно выявить наиболее перспективные или самые «слабые» продукты компании. Произведя ABC-анализ, сможем получить наглядную картину, на основе которой возможно принять решение о том, какие ассортиментные группы стоит развивать, а какие следует ликвидировать (таблица 2.2).

Группа А – вареные колбасы, копченые колбасы, ветчина. В нашем случае, это самые ценные товары ОАО КЗ «Отрадное» − они составляют 30% от всего ассортимента фирмы и обеспечивают около 79 % продаж. Очень важно, чтобы наличие этих товарных групп было постоянным в ассортименте организации. Также необходим жесткий контроль, четкое прогнозирование и регулярный мониторинг данного ассортимента, необходимо выделять лучшие ресурсы и проводить оптимальное финансирование.

Группа B – котлеты и полуфабрикаты, изделия из мяса и мяса птицы, который обеспечивают стабильную прибыль компании, а также составляет 20% от всего товарного ассортимента и обеспечивает около 15% продаж. Данная продукция также важна для ОАО КЗ «Отрадное», однако ее контроль не обязан входить в первоочередные задачи организации, финансирование этой группы достаточно поддерживать на существующем уровне.

Таблица 2.2

ABC – анализ товарного ассортимента ОАО КЗ «Отрадное»

Показатель

Выруч-ка 2015 г., руб

Доля, в % к общей выруч-ке

Нак. доля,%

Выруч-ка 2016 г. руб

Доля, в % к общей выручке

Нак доля,%

Выруч-ка 2017г. руб.

Доля, в % к общей выручке

Нак доля,%

A

BC

Темп роста выручки 2016год % к 2015 году

Темп роста выручки 2017 год % к 2016 году

Средняя рентабельность , %

вареные колбасы

90 910 417

54,21

54,21

79 885 881

57,37

57,37

79 522 411

56,45

56,45

А

0,88

1,00

12,3

копченые колбасы

24 215 946

14,44

68,65

19 257 831

13,83

71,21

18 158 439

12,89

69,34

А

0,80

0,94

12,7

ветчины

17 088 676

10,19

78,84

13 033 499

9,36

80,56

13 918 183

9,88

79,22

А

0,76

1,07

11,7

котлеты и полуфабрикаты

12 057 663

7,19

86,02

9 190 288

6,6

87,16

9 001 740

6,39

85,61

B

0,76

0,98

12,1

Изделия из мяса

9 709 856

5,79

91,81

7 407 929

5,32

92,48

9 170 786

6,51

92,12

B

0,76

1,24

12,5

Изделия из мяса птицы

6 171 377

3,68

95,49

4 706 541

3,38

95,86

6 409 689

4,55

96,67

C

0,76

1,36

10,3

Сосиски

5 064 554

3,02

98,51

3 857 136

2,77

98,63

2 634 312

1,87

98,54

C

0,76

0,68

8,4

Сардельки

2 180 106

1,3

99,81

1 657 037

1,19

99,82

1 803 165

1,28

99,82

C

0,76

1,09

8,2

Паштеты

167 700

0,1

99,91

125 322

0,09

99,92

140 872

0,1

99,92

C

0,75

1,12

5,7

167 700 456

139 246 786

140 872 296