Файл: Стратегические подходы к организации психологической поддержки персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Из цитаты древнегреческого философа Аристотеля “Человек по своей природе есть общественное животное” означает, что человек реализовывает свои личностные качества в обществе. Поэтому лучшие руководители понимают всю важность, внутренней атмосферы сотрудников организации и всячески поддерживать, улучшать психологическое состояние.

Ведь эффективность человеческого труда включает в себя множество факторов. Одним из них является психическое состояние человека. Человеческую психику действительно можно назвать сильнейшим ресурсом в деятельности организации. Психологические процессы, происходящие среди сотрудников организации, способны как поддерживать эффективную работоспособность, так и препятствовать ей.

В мире существует огромное количество различных организаций. И каждый руководитель периодически сталкивается с проблемой, которая связанна с психологическим состоянием сотрудника. Поэтому у руководителей возникают вполне рациональные вопросы: насколько эффективно работает коллектив, что может улучшить эффективность работы, а так же что им мешает лучше работать. И в наше время эффективность деятельности организации зависит от топ менеджеров, которые выбирают, какие стратегические подходы использовать к организации для психологической поддержки персонала.

Объектом исследования является консалтинговая Компания "ММ-Класс".

Цель исследования - анализ концепция психологической поддержки персонала и стратегический подход к организации психологической поддержки персонала.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

  • Сущность;
  • Задачи;
  • Классификации методов;
  • Использовать 2 вариант подход форм организации психологической поддержки персонала.

Глава 1. Концепция психологической поддержки персонала.

1.1 Сущность, задачи и классификация методов психологической поддержки персонала.

Под психологической поддержкой понимается совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержание в коллективе организации психологического климата, благоприятствующего эффективному функционированию кадрового направления деятельности[1].


Основные задачи:

  • Обеспечение всем сотрудникам организации комфортной психологической среды для исполнения должностных функций, в первую очередь - зашита от стрессов;
  • Создание необходимых условий, нацеленное на формирование и поддержание отношений корпоративного и командного духа;
  • предотвращение или оперативная нейтрализация различных конфликтов персонала.

Выделяют три основных типа конфликтов:

  • трудовые конфликты между наемными работниками и администрацией, в основе которых обычно лежат противоречия, связанные с условиями найма и труда;
  • производственные конфликты между руководителями различных уровней и подразделений, основанием для которых чаще всего становятся противоречия, связанные с неурегулированным разграничением функций, полномочий и ответственности;
  • межличностные конфликты между членами коллектива, в основе которых лежат противоречивые интересы личного характера.
  • Межгрупповые личностные или производственные конфликты; возникают в случае, когда инициаторы конфликта втягивают в него коллег по работе или подчинённых

Существует два фактора, которые влияют на психическое состояние сотрудников организации:

  1. Фактор макросреды
  2. Фактор микросреды

Фактор макросреды – не зависит от работодателя и негативно влияет на состояние психологического климата:

  • Отсутствие у организации стабильной нагрузки (результатом чего является неуверенность у предпринимателя в сохранении бизнеса, а у работников в сохранении рабочих мест);
  • Экономическая ситуация в стране;
  • Давление конкурирующий компаний.

Фактор микросреды негативное влияние во многом определяет действие самого работодателя.

  • Отсутствие высокой корпоративной культуры организации;
  • Отсутствие профессиональных компетенции у менеджеров в направлении HR;
  • Отсутствие разграничений служебных и межличностных отношений.

Условия высокой конкурентной среды, в которой работает сегодня большинство хозяйствующих субъектов, предъявляют дополнительные требования к состоянию психологического климата в трудовом коллективе организации в целом и внутри каждого из ее структурных подразделений связано с высокой вероятностью нервных перегрузок (стрессов) у специалистов, особенно наиболее ценных для работодателя кадров - руководителей и экспертов. При отсутствии надлежащей психологической поддержки указанный выше фактор негативно влияет на эффективность системы управления персоналом. В частности, возрастает вероятность:


  • финансовых и иных потерь из-за ошибок рабочих, специалистов и менеджеров, работающих в условиях стресса;
  • потеря высококвалифицированных сотрудников в организации с более комфортными с психологической точки зрения условиями труда;
  • трудовых, производственных и межличностных конфликтов, основной причиной которых являются нервные перегрузки их потенциальных участников;
  • потерь по вине сотрудников, нелояльность которых работодателю определилась психологическим дискомфортом.

С учетом данных угроз, организация психологической поддержки персонала не должна рассматриваться администрацией как одна из форм благотворительности. Зарубежный опыт убедительно свидетельствует, что затраты на психологическую поддержку являются вполне окупаемыми, чаще - рентабельными. Работодателю намного выгоднее создание психологически комфортных условий для продуктивной деятельности имеющихся сотрудников, нежели компенсация возможных потерь и дополнительных расходов на обучение и переподготовку вновь приходящих кадров.

Существует классификация методов, которые используют психологи не зависимо штатные или сторонних для организации психологов.

Таблица 1.

Классификация методов психологического воздействия на сотрудников организации.[2]

Классификационный признак

Методы

По времени реализации

  • профилактические;
  • корректирующие;
  • отражающие.

По характеру воздействия

  • психологические;
  • социально-экономические;
  • организационно-административные.

По целевой направленности

  • индивидуальной направленности;
  • коллективной направленности.

По форме реализации

  • обучающие;
  • разъяснительные;
  • убеждающие;
  • психологического принуждения.

По степени публичности

  • методы, реализуемые в публичном порядке;
  • методы, реализуемые в конфиденциальном порядке.

По степени формализации

  • Формализованном в специальных регламентах;
  • Реализуемые в неформальном порядке.

1.2 Стратегические подходы к организации.

Одним из необходимых элементов в кадровой стратегии является выбор приоритетных подходов к организации психологической поддержки персонала.[3]


Вариант 1: стратегическая ориентация на использование штатного психолога.

Преимущества данного варианта заключаются:

  • Оперативность действий психолога в случае кризисной ситуации;
  • Большой степень доверия со стороны сотрудников к своему коллеге;
  • Возможность воздействия на штатного психолога со стороны администрации.
  • Использование штатного психолога в собеседовании.

Недостатки штатных психологов:

  • Угроза влияния субъективных факторов на выводы штатного психолога;
  • Возможность неполной загрузки психолога.

Рекомендации по применению штатных психологов:

  • Использовать для крупной организации (с численностью персонала более 100 человек);
  • При наличии финансовых возможностей дополнять регулярным привлечением специализированной консалтинговой фирмы.

Вариант 2: стратегическая ориентация на использование услуг сторонних для организации психологов

Преимуществом рассматриваются:

  • Более высокий уровень квалификации психологов, работающий в специализированных консалтинговых фирмах;
  • Отсутствие личной заинтересованности психолога в сокрытии тех или иных фактов.

Недостатки внешних психологов:

  • Высокая стоимость услуг и не всегда высокая квалификация психологов в периферийных консалтинговых центрах;
  • Слабое доверие к сторонним психологам со стороны сотрудников;
  • Невозможность постоянного поддержки персонала.

Рекомендуется использовать данных подход. К средним организациям с численностью персонала до 100 человек.

Вариант 3: стратегическая ориентация на обеспечение психологической поддержки только топ менеджерам и главным специалистам организации.

Единственное преимущество данного варианта является в наименьший уровень затрат для работодателя по направлению управление персонала.

К недостаткам относятся:

  • Низкий уровень корпоративного духа в организации.
  • Возможность высокой текучести кадров;
  • Высокая вероятность потерь от не лояльности персонала к организации;
  • Частые ошибки сотрудников в связи частым стрессом персонала.

Не рекомендуется использовать данным вариант или в случае низко рентабельных организациях.


Глава 2. Стратегическая ориентация на использование услуг консалтинговой компании "ММ-Класс"

2.1 Общая характеристика компании "ММ-Класс"

Компания "ММ-Класс" находится на территории г. Москвы, ул. Садовническая, дом 24.

Номер тел. (495) 956-63-10

Тел/факс. (495) 956-63-11

Почтовый адрес: mmclass@mmclass.ru

Организационная правовая форма компании ММ-Класс - Общество с ограниченной ответственностью.

ММ-Класс действует с 1 ноября 1999 г. Основной услугой является «Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук», а так же еще 9 дополнительных видов деятельности.

  • Разработка миссии и стратегии организации
  • Формирование имиджа руководителя и компании
  • Индивидуальное психологическое консультирование
  • Индивидуальный (персональный) психологический тренинг
  • Психологический ассесмент организации
  • Индивидуальный психологический ассесмент
  • Групповой коучинг
  • Корпоративный психологический тренинг
  • Индивидуальный коучинг

ММ-Класс — консалтинговая компания, работающая в сфере корпоративной психологии.

В компании 10 видов деятельности, которые функционируют отдельно друг от друга. Предоставляю структуру компании.

Схема 1. Структура компании "ММ-Класс"

2.1 Программы предоставляемые компанией "ММ-Класс"

Разработка миссии и стратегии организации – в современных организациях стратегия и миссия являются общепризнанным фактом.

Миссия – это предназначение организации, с которой существует организация. Осмысление, а порой и переосмысление, миссии предприятия может разрушить компанию или может открыть совершенно иные перспективы и возможности. Миссия организации направлена на внешнюю среду и служит важнейшим фактором точного позиционирования компании на рынке.

Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:

- она действительно может помочь предприятию стать лучше;

- в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке;

- ее разделяют большинство сотрудников предприятия. Именно после определения миссии организации является отправным пунктом для выработки стратегии развития компании. После, можно формулировать основные стратегические цели, принципы взаимодействия, анализировать ресурсы, сильные и слабые стороны, ценности, нормы. Становится понятным, какой должна быть структура организации, деловая культура. Принципы и ценности принимаемы руководителями, так и персоналом которые лучше осознают свое место и роль в организации. Так повышается и корпоративных дух компании.