Файл: Стратегические подходы к организации психологической поддержки персонала.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Концепция психологической поддержки персонала.
1.1 Сущность, задачи и классификация методов психологической поддержки персонала.
1.2 Стратегические подходы к организации.
Глава 2. Стратегическая ориентация на использование услуг консалтинговой компании "ММ-Класс"
2.1 Общая характеристика компании "ММ-Класс"
Введение
Из цитаты древнегреческого философа Аристотеля “Человек по своей природе есть общественное животное” означает, что человек реализовывает свои личностные качества в обществе. Поэтому лучшие руководители понимают всю важность, внутренней атмосферы сотрудников организации и всячески поддерживать, улучшать психологическое состояние.
Ведь эффективность человеческого труда включает в себя множество факторов. Одним из них является психическое состояние человека. Человеческую психику действительно можно назвать сильнейшим ресурсом в деятельности организации. Психологические процессы, происходящие среди сотрудников организации, способны как поддерживать эффективную работоспособность, так и препятствовать ей.
В мире существует огромное количество различных организаций. И каждый руководитель периодически сталкивается с проблемой, которая связанна с психологическим состоянием сотрудника. Поэтому у руководителей возникают вполне рациональные вопросы: насколько эффективно работает коллектив, что может улучшить эффективность работы, а так же что им мешает лучше работать. И в наше время эффективность деятельности организации зависит от топ менеджеров, которые выбирают, какие стратегические подходы использовать к организации для психологической поддержки персонала.
Объектом исследования является консалтинговая Компания "ММ-Класс".
Цель исследования - анализ концепция психологической поддержки персонала и стратегический подход к организации психологической поддержки персонала.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
- Сущность;
- Задачи;
- Классификации методов;
- Использовать 2 вариант подход форм организации психологической поддержки персонала.
Глава 1. Концепция психологической поддержки персонала.
1.1 Сущность, задачи и классификация методов психологической поддержки персонала.
Под психологической поддержкой понимается совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержание в коллективе организации психологического климата, благоприятствующего эффективному функционированию кадрового направления деятельности[1].
Основные задачи:
- Обеспечение всем сотрудникам организации комфортной психологической среды для исполнения должностных функций, в первую очередь - зашита от стрессов;
- Создание необходимых условий, нацеленное на формирование и поддержание отношений корпоративного и командного духа;
- предотвращение или оперативная нейтрализация различных конфликтов персонала.
Выделяют три основных типа конфликтов:
- трудовые конфликты между наемными работниками и администрацией, в основе которых обычно лежат противоречия, связанные с условиями найма и труда;
- производственные конфликты между руководителями различных уровней и подразделений, основанием для которых чаще всего становятся противоречия, связанные с неурегулированным разграничением функций, полномочий и ответственности;
- межличностные конфликты между членами коллектива, в основе которых лежат противоречивые интересы личного характера.
- Межгрупповые личностные или производственные конфликты; возникают в случае, когда инициаторы конфликта втягивают в него коллег по работе или подчинённых
Существует два фактора, которые влияют на психическое состояние сотрудников организации:
- Фактор макросреды
- Фактор микросреды
Фактор макросреды – не зависит от работодателя и негативно влияет на состояние психологического климата:
- Отсутствие у организации стабильной нагрузки (результатом чего является неуверенность у предпринимателя в сохранении бизнеса, а у работников в сохранении рабочих мест);
- Экономическая ситуация в стране;
- Давление конкурирующий компаний.
Фактор микросреды – негативное влияние во многом определяет действие самого работодателя.
- Отсутствие высокой корпоративной культуры организации;
- Отсутствие профессиональных компетенции у менеджеров в направлении HR;
- Отсутствие разграничений служебных и межличностных отношений.
Условия высокой конкурентной среды, в которой работает сегодня большинство хозяйствующих субъектов, предъявляют дополнительные требования к состоянию психологического климата в трудовом коллективе организации в целом и внутри каждого из ее структурных подразделений связано с высокой вероятностью нервных перегрузок (стрессов) у специалистов, особенно наиболее ценных для работодателя кадров - руководителей и экспертов. При отсутствии надлежащей психологической поддержки указанный выше фактор негативно влияет на эффективность системы управления персоналом. В частности, возрастает вероятность:
- финансовых и иных потерь из-за ошибок рабочих, специалистов и менеджеров, работающих в условиях стресса;
- потеря высококвалифицированных сотрудников в организации с более комфортными с психологической точки зрения условиями труда;
- трудовых, производственных и межличностных конфликтов, основной причиной которых являются нервные перегрузки их потенциальных участников;
- потерь по вине сотрудников, нелояльность которых работодателю определилась психологическим дискомфортом.
С учетом данных угроз, организация психологической поддержки персонала не должна рассматриваться администрацией как одна из форм благотворительности. Зарубежный опыт убедительно свидетельствует, что затраты на психологическую поддержку являются вполне окупаемыми, чаще - рентабельными. Работодателю намного выгоднее создание психологически комфортных условий для продуктивной деятельности имеющихся сотрудников, нежели компенсация возможных потерь и дополнительных расходов на обучение и переподготовку вновь приходящих кадров.
Существует классификация методов, которые используют психологи не зависимо штатные или сторонних для организации психологов.
Таблица 1.
Классификация методов психологического воздействия на сотрудников организации.[2]
Классификационный признак |
Методы |
По времени реализации |
|
По характеру воздействия |
|
По целевой направленности |
|
По форме реализации |
|
По степени публичности |
|
По степени формализации |
|
1.2 Стратегические подходы к организации.
Одним из необходимых элементов в кадровой стратегии является выбор приоритетных подходов к организации психологической поддержки персонала.[3]
Вариант 1: стратегическая ориентация на использование штатного психолога.
Преимущества данного варианта заключаются:
- Оперативность действий психолога в случае кризисной ситуации;
- Большой степень доверия со стороны сотрудников к своему коллеге;
- Возможность воздействия на штатного психолога со стороны администрации.
- Использование штатного психолога в собеседовании.
Недостатки штатных психологов:
- Угроза влияния субъективных факторов на выводы штатного психолога;
- Возможность неполной загрузки психолога.
Рекомендации по применению штатных психологов:
- Использовать для крупной организации (с численностью персонала более 100 человек);
- При наличии финансовых возможностей дополнять регулярным привлечением специализированной консалтинговой фирмы.
Вариант 2: стратегическая ориентация на использование услуг сторонних для организации психологов
Преимуществом рассматриваются:
- Более высокий уровень квалификации психологов, работающий в специализированных консалтинговых фирмах;
- Отсутствие личной заинтересованности психолога в сокрытии тех или иных фактов.
Недостатки внешних психологов:
- Высокая стоимость услуг и не всегда высокая квалификация психологов в периферийных консалтинговых центрах;
- Слабое доверие к сторонним психологам со стороны сотрудников;
- Невозможность постоянного поддержки персонала.
Рекомендуется использовать данных подход. К средним организациям с численностью персонала до 100 человек.
Вариант 3: стратегическая ориентация на обеспечение психологической поддержки только топ менеджерам и главным специалистам организации.
Единственное преимущество данного варианта является в наименьший уровень затрат для работодателя по направлению управление персонала.
К недостаткам относятся:
- Низкий уровень корпоративного духа в организации.
- Возможность высокой текучести кадров;
- Высокая вероятность потерь от не лояльности персонала к организации;
- Частые ошибки сотрудников в связи частым стрессом персонала.
Не рекомендуется использовать данным вариант или в случае низко рентабельных организациях.
Глава 2. Стратегическая ориентация на использование услуг консалтинговой компании "ММ-Класс"
2.1 Общая характеристика компании "ММ-Класс"
Компания "ММ-Класс" находится на территории г. Москвы, ул. Садовническая, дом 24.
Номер тел. (495) 956-63-10
Тел/факс. (495) 956-63-11
Почтовый адрес: mmclass@mmclass.ru
Организационная правовая форма компании ММ-Класс - Общество с ограниченной ответственностью.
ММ-Класс действует с 1 ноября 1999 г. Основной услугой является «Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук», а так же еще 9 дополнительных видов деятельности.
- Разработка миссии и стратегии организации
- Формирование имиджа руководителя и компании
- Индивидуальное психологическое консультирование
- Индивидуальный (персональный) психологический тренинг
- Психологический ассесмент организации
- Индивидуальный психологический ассесмент
- Групповой коучинг
- Корпоративный психологический тренинг
- Индивидуальный коучинг
ММ-Класс — консалтинговая компания, работающая в сфере корпоративной психологии.
В компании 10 видов деятельности, которые функционируют отдельно друг от друга. Предоставляю структуру компании.
Схема 1. Структура компании "ММ-Класс"
2.1 Программы предоставляемые компанией "ММ-Класс"
Разработка миссии и стратегии организации – в современных организациях стратегия и миссия являются общепризнанным фактом.
Миссия – это предназначение организации, с которой существует организация. Осмысление, а порой и переосмысление, миссии предприятия может разрушить компанию или может открыть совершенно иные перспективы и возможности. Миссия организации направлена на внешнюю среду и служит важнейшим фактором точного позиционирования компании на рынке.
Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:
- она действительно может помочь предприятию стать лучше;
- в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке;
- ее разделяют большинство сотрудников предприятия. Именно после определения миссии организации является отправным пунктом для выработки стратегии развития компании. После, можно формулировать основные стратегические цели, принципы взаимодействия, анализировать ресурсы, сильные и слабые стороны, ценности, нормы. Становится понятным, какой должна быть структура организации, деловая культура. Принципы и ценности принимаемы руководителями, так и персоналом которые лучше осознают свое место и роль в организации. Так повышается и корпоративных дух компании.