Файл: Стратегические подходы к организации психологической поддержки персонала.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Концепция психологической поддержки персонала.
1.1 Сущность, задачи и классификация методов психологической поддержки персонала.
1.2 Стратегические подходы к организации.
Глава 2. Стратегическая ориентация на использование услуг консалтинговой компании "ММ-Класс"
2.1 Общая характеристика компании "ММ-Класс"
Разработка стратегии и миссии — это «ручная» работа с организацией. Ведущий семинара — обязательно внешний, независимый консультант. Семинар проходит, как правило, в течение двух-трех дней. До его начала проводятся предварительные целевые беседы с участниками.
Работа на семинаре — коллективный процесс. За короткое время удается сделать то, чего нельзя сделать ни при каких других условиях. В процессе работы используются методики, повышающие активность членов группы, их творческий потенциал. Ведущий семинара не предлагает готовых схем, моделей, а отталкивается от ресурсов, потребностей и реальных запросов организации. Обсуждение фокусируется вокруг главной проблемы.
В итоге эффективного стратегического самоопределения решений многих вопросов, связанных с жизнью компании. Руководителю уже не требуется долгих раздумий по решению проблем. Поскольку руководитель точно понимает, что полезно для организации, а что нет, что работает на достижение результатов, а что нет.
Формирование имиджа руководителя и компании.
Одним важных аспектов восприятия и оценки организации является впечатление, которое производит организация и ее руководитель. Ведь хороший имидж увеличивает объем продаж, а так же облегчает доступ к различным ресурсам (финансовым, материальным, информационным).
При формировании имиджа компания рассматривает имидж компании и имидж руководителя, как целостную систему. Поэтому при разработке имиджевой стратегии, опираются на индивидуальные особенности первого лица компании.
Процесс успешного формирования корпоративного имиджа требует планирования, организации и контроля. На первом этапе работы консультант вместе с клиентом определяют, какова цель и результат, который хочет получить клиент. Увеличить продажи, занять новый сектор рынка, привлечь серьезных инвесторов и т.д. — что мы хотим транслировать вовне, кому и какую информацию необходимо донести. Для того чтобы получить наиболее полное представление о клиенте, мы анализируем сложившийся образ клиента и/или его компании через мониторинг материалов СМИ, рекламной продукции, корпоративных документов, изданий и т.д.
В зависимости от целевой аудитории консультант предлагаем клиенту различные средства трансляции имиджа.
При решении конкретных задач, разработке программ консультант учитывает стереотипы восприятия, ожидания, приверженность «потребителей имиджа» определенным стандартам.
В процессе работы консультант контролирует и анализирует промежуточные результаты.
Принцип адекватного позиционирования, по мнению представителей компании "ММ-Класс", является базовой составляющей стратегии эффективного имиджа. Полное соответствие каждого отдельного имиджевого элемента общей цели и конкретной задаче позволяет быстрее и эффективнее добиваться результата.
Таким образом компания " ММ-Класс" выделяют три основных составляющих. Так называемый "треугольником эффективного имиджа"
- позиционирование, адекватное общим целям;
- опора на индивидуальные особенности клиента;
- учет закономерностей восприятия окружающих.
Индивидуальное психологическое консультирование — это психологическая помощь в разрешении сложных жизненных ситуаций, возможность лучше понять себя и окружающий мир.
Наиболее распространенные причины обращений за психологической консультацией:
- хроническая усталость
- ощущение тревоги, внутреннего напряжения
- «эмоциональное выгорание»
- агрессивность, раздражительность, неконтролируемые эмоции
- фобии, панические атаки
- бессонница
- сомнения и трудности при принятии важного решения
- сложности адаптации при изменении образа, уровня жизни
- повторяющиеся жизненные проблемы
- кризис среднего возраста
- кризис семейных отношений
- конфликты с близкими людьми
- эмоциональная зависимость
- переживание развода
- выстраивание отношений с детьми после развода
- проблемы воспитания детей
Общение с психологом для клиента – это возможность высказаться при этом не получая никаких упреков и нареканий. Ведь сохраняя беспристрастность и объективность, консультант всегда на стороне клиента и помогает найти ему наилучший выход из ситуации.
Индивидуальный (персональный) психологический тренинг - это эффективное средство решения актуальных задач клиента, интенсивная работа по развитию и совершенствованию его личностных и профессиональных (коммуникативных и управленческих) навыков. Наиболее востребованные темы тренингов:
- Публичное выступление
- Формирование целевого имиджа
- Выступление на радио и телевидении
- Проведение деловых переговоров
- Проведение совещаний
- Поведение в сложных коммуникативных ситуациях: взаимодействие с органами власти, увольнение сотрудников и др.
- Разрешение конфликтных ситуаций
- Работа с возражениями и с претензиями
- Позитивная и негативная «обратная связь»
- Противостояние манипуляциям
Чаще всего используют данную программу, когда руководитель готовит сотрудника на кадрового резерв в руководящую должность.
Индивидуальный психологический ассесмент – метод, направленный на изучения на оценку ТОП состава и позволяющий руководителю компании получить психологический анализ высшего управленческого звена организации. Включает в себя несколько этапов:
- Формулирование клиентом (руководителем, первым лицом организации) цели ассесмента.
- Проведение психологом-консультантом глубинного интервью.
- Предоставление интервьюируемому устной «обратной связи» по результатам ассесмента — консультант описывает его «психологический портрет», отмечая основные преимущества и возможные ограничения.
- Предоставление руководителю устной «обратной связи» (по результатам ассесмент-отбора или ассесмент-развития), а также письменного отчета, дающего информацию об основных психологических особенностях сотрудника и реальную возможность оценить его личностный и деловой потенциал, степень соответствия тем требованиям, которые компания предъявляет к данной позиции. В процессе «обратной связи» даются рекомендации, как наиболее эффективно использовать преимущества данного кандидата, как лучше строить с ним отношения и минимизировать возможные риски.
Существует два вида ассесмента
- Ассесмент-развитие — оценка действующих сотрудников для принятия серьезных кадровых решений.
- Наиболее частые запросы клиентов на проведение индивидуального психологического ассесмента:
- Кому поручить новый проект? Кто справится лучше других?
- Можно ли повышать человека в должности или он уже достиг своего «потолка»? Каков его потенциал?
- Готов ли он брать на себя ответственность?
- Не испортит ли его власть над людьми?
- Лоялен ли сотрудник? Стоит ли вкладываться в его обучение и развитие?
- Как лучше мотивировать сотрудника, какая система оплаты труда позволит ему работать с максимальной эффективностью?
- Что стоит за конфликтным поведением ценного сотрудника? Можно ли его скорректировать?
- Почему сотрудник, который раньше прекрасно справлялся со своими обязанностями, в последнее время стал работать значительно хуже?
- Ассесмент-отбор — оценка кандидатов для решения вопроса о приеме на работу:
- Справится ли будущий сотрудник с предлагаемой работой?
- Каков его интеллектуальный потенциал?
- Что им движет, что привело его в организацию?
- Достаточно ли он порядочен, можно ли его допускать к конфиденциальной информации? Можно ли доверять ему в денежных вопросах?
- Сможет ли он «вписаться» в работающую команду, не вызовет ли конфликтов в коллективе?
- Сможет ли он работать самостоятельно? Способен ли он руководить людьми? Как поведет себя в стрессовой ситуации?
- Как лучше строить с ним взаимодействие, чтобы его адаптация была максимально быстрой, а работа — результативной?
Групповой коучинг - это работа с группой топ-менеджеров или ключевых сотрудников компании, результатом которой является постановка единой цели, выработку стратегии развития каждого сотрудника для повышения эффективности организации.
Групповой коучинг включает несколько этапов:
- Определение совместно с руководителем общей цели, актуальных задач и состава участников группы
- Интервью с участниками группы
- Разработка программы
- Проведение групповой работы
- Подготовка материалов по результатам работы группы
- Предоставление «обратной связи» руководителю и всем участникам группы
Задачи, которые решаемые с помощью группового коучинга:
- Разработка миссии и стратегии компании;
- Прояснение ценностей и видения компании;
- Согласование функциональных обязанностей и определение зон ответственности;
- Оптимизация/формирование управленческой структуры;
- Координация целей команды на этапе внедрения новых продуктов/проектов;
- Стратегия и тактика принятия решений в обстоятельствах кризиса;
- Разрешение производственных конфликтов.
Основные преимущества группового коучинга для компании и ее руководителя:
- Оперативность в решении задач — за счет четкой организации и структурированности взаимодействия участников
- Предотвращение возможных ошибок — за счет значительного расширения информационного поля для принятия решений
- Повышение мотивации сотрудников — за счет вовлеченности каждого в решение задач.
Корпоративный психологический тренинг
Традиционным методом объединяющих коллектив были мероприятия для сплочения коллектива. Рассматривались совместные выезды на природу, на экскурсии в другой город или приготовление шашлыков на чьей-то даче, но позже руководители пришли к выводу, что для большей эффективности мероприятия будут, то чему еще научатся сотрудники организации.
Наиболее востребованные темы тренингов:
- Психологические типы клиентов и закономерности работы с ними
- Проведение презентаций
- Повышение объема продаж
- Работа сотрудников call-центра
- Взыскание задолженностей
- Привлечение новых клиентов
- Переговоры с поставщиками
- Собеседование при приеме на работу
- Переговоры с людьми принимающими решения
- Взаимодействие с региональными офисами
- Работа с проблемными клиентами
- Работа с клиентами по телефону
Программы тренингов разрабатываются специально для каждой компании с учетом индивидуальных проблем и состава профессиональных задач участников.
Реализация программы корпоративного тренинга включает следующие этапы:
- Формулирование темы тренинга в соответствии с задачами руководителя.
- Интервью с участниками тренинговой группы.
- Разработка программы корпоративного тренинга и ее согласование с руководителем организации.
- Проведение тренинга.
- Обсуждение результатов тренинга с руководителем организации и предоставление участникам тренинга специальных методических материалов, составленных по его результатам.
Индивидуальный коучинг - направленная на определение, осознание, формулирование и достижение. Показать и раскрыть потенциал клиента, позволить ему структурировать свои мысли, сформулировать цели и желания, а также составить список конкретных действий для достижение поставленных целей.
В процессе коучинга клиент может:
- Прояснить свои цели и расставить приоритеты
- Обсудить и принять важные деловые решения
- Решить проблему профессионального самоопределения — каким делом заниматься
- Оценить личностные ресурсы для организации или расширения собственного бизнеса
- Определить степень собственного участия в оперативном управлении компанией, выработать оптимальный режим делегирования полномочий
- Осознать свою роль в семейном бизнесе, понять, как построить успешный бизнес и сохранить значимые отношения
- Разработать имидж руководителя и компании
- Разработать стратегию позиционирования себя в бизнес - сообществе, медийном пространстве
- Развить способность противостоять внешним вызовам
Основные этапы взаимодействия коучера с клиентом:
- Обсуждения формата коучинга, графика занятий;
- Непосредственное взаимодействие, которое подразумевает, как правило, от 8 до 10 встреч коучера и клиента. После каждой сессии можно подводить итоги в форме специального отчета;
- Резюмирующая коуч-сессия, предполагающая оценку результатов:
- удалось ли достичь намеченных целей?
- в какой мере достигнуты цели?
- какие факторы способствовали успеху?
Работа с коуч-консультантом позволяет клиенту получать «обратную связь» по всем направлениям деятельности. Что в итоге многократно увеличивает личную эффективность клиента и скорость его продвижения к цели.
Заключение
В современном столь быстро в развивающем обществе с развитие технологии ускоряется повседневная жизнь человека. Поэтому человек порой не сразу замечает ежедневные психологические нагрузки на себе. Эти ежедневные нагрузки постепенно накладываются друг на друга, тем самым дают синергический эффект. Из-за чего у сотрудников появляется потребность психологической поддержки. В психологии существует два фактора - макросреды и микросреды, влияющие на психическое состояние человека.