Файл: Развитие взглядов на управление человеческими ресурсами (Сущность понятия «человеческий капитал»).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность исследования. В условиях рыночных отношений важно понимать, что для того, чтобы развиваться, получать прибыль и сохранить конкурентоспособность, организации должны оптимизировать отдачу от вложений любых ресурсов: материальных, финансовых, человеческих. Актуальной проблемой современного экономики является активизация человеческих ресурсов для достижения успеха. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.
Инвестиции в человеческий капитал в общем виде можно рассматривать как совокупность всех затрат, вложенных в человека в денежной или иной форме, направленных на формирование и развитие интеллектуального человеческого капитала. Такие расходы можно рассматривать как текущие расходы, которые должны влиять на рост производительности труда и будут многократно компенсированы значительно более высоким потоком доходов для предприятия в будущем.
Проблемами нашей страны, требующих решения, является инфраструктура, расходы на образование, уровень смертности, уровень подготовки кадров, утечка интеллектуального капитала, расходы компаний на научно-технические работы, наличие новейших технологий. Все это связано с воспроизведением человеческого капитала. Однако наблюдается наличие в нашей стране огромного потенциала для строительства инновационной системы экономики.
Для того, чтобы России оставалась более конкурентоспособной, необходимо развивать человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал характеризуются значительным разрывом времени между вложениями и отдачей от этих вложений, поэтому именно государство может выступать в качестве катализатора таких инвестиций.
Объект – человеческий капитал.
Предмет – способы оценки человеческого капитала.
Цель – рассмотреть понятие человеческий капитал и выявить способы и методы его оценки.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «человеческий капитал».
2. Выявить содержание человеческого капитала.
3. Определить методологические аспекты оценки человеческого капитала.
4. Проанализировать инвестиции в человеческий капитал.
5. Выявить современные проблемы развития, качество и перспективы человеческого капитала.
Методологической базой исследования являются фундаментальные положения экономической теории. В процессе исследования применены общенаучные и специальные методы, использован комплекс методов теоретического исследования и методов исследования эмпирических данных. Так, абстрактно-логический метод использован при исследовании содержания понятий; методы анализа и синтеза - при декомпозиции проблемы человеческого капитала по уровням экономической системы, при уточнении составляющих человеческого капитала; методы классификации и типологии - при определении факторов влияния на ход событий в сфере человеческого капитала; сравнительно-экономический метод - в ходе анализа социально-экономических процессов, зависимостей и тенденций, а также аргументации связи между процессами в сфере человеческого капитала и перспективами улучшения качества жизни населения; метод системного анализа - при определении результативности процессов, связанных с формированием и использованием человеческого капитала.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
1. Человеческий капитал как научная категория и фактор социально-экономического развития
1.1 Сущность понятия «человеческий капитал»
Проблема капитала проработана представителями различных научных школ, а именно социально-экономические взгляды К. Маркса в наибольшей мере отразили сложность взаимоотношений между трудом и капиталом, аргументировали доминирующую роль последнего в совокупности технико-технологического и экономического развития, а также, что не менее важно, охарактеризовали соподчиненное содержание отношений, возникающих между владельцем капитала и тем, кто зависим от него.[22] Но, следует отметить, что человеческий капитал – это атрибут постиндустриального общества. Он присутствует везде, где свободная личность получает доход от применения знаний в качестве актива, который имеет определенную рыночную стоимость. Но именно в условиях постиндустриального общества увеличивается доля населения, в силе олицетворить черты «владельца человеческого капитала», ведь само содержание и характер труда побуждать к овладению уникальными, глубокими, узкоспециализированными знаниями, ценность которых будет проявляться чрезвычайно высокой. Последнее, в свою очередь, гарантирует и быструю окупаемость инвестированных в образовательный процесс средств.[16]
В целом, впервые термин «человеческий капитал» можно встретить в работах А.Пигу [32, с. 27], опубликовавший свои взгляды на природу экономических процессов в работе «Экономическая теория благосостояния». Основателем теории человеческого капитала по праву считается Т. Шульц, который управляя проектом «Техническая помощь Латинской Америке», охватывающим все сектора экономики развивающихся стран, проанализировал взаимосвязь между образовательным уровнем населения и его способностью использовать информацию и технологии в целях экономического развития. Американский исследователь Г. Беккер в работе «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» изложил результаты исследования во взаимосвязи между инвестированием в образование и доходами граждан. По его мнению, продумывая целесообразность капиталовложений в образование, здоровье или профессиональной подготовку, люди склонны предполагать окупаемость и прибыльность этих мероприятий в будущем, что является решающим основанием для принятия или отклонения тех или иных инвестиционных решений. В 1992 г. за развитие теории человеческого капитала Г.Беккер получил Нобелевскую премию. [2]
Становление теории человеческого капитала в 60-х годах ХХ века обусловлено необходимостью разработки модели производства, эффективность составляющих которой исчислялась бы в единой системе экономических показателей и учитывала, что в постиндустриальном обществе формируется своего рода двухсекторная экономика, состоящая из «... сектора производства материальных благ и «производства человека». [12]
Итак, возникновение теории человеческого капитала было закономерным ответом на замедление развития ведущих капиталистических стран мира, в конце концов, что и привело к трансформации исследовательских приоритетов [12, с. 36]. Неоспоримое доминирование проблематики вещественных факторов производства уступило место проблематике нематериальных активов. Тем самым произошло расширение установившихся смысловых границ термина «капитал», активизировались попытки отыскать резервы дальнейшего социально-экономического развития стран за счет рационализации управления факторами, которыми до недавнего времени пренебрегали. В том числе, это касалось сферы управления человеческими ресурсами и, в частности, механизмов повышения квалификации работающих.
В условиях глобализации качество и потенциал человеческого капитала как важнейшего экономического фактора развития приобретают ключевое значение для благосостояния и качества жизни общества, развития экономики государства и международного сотрудничества в целом. Понимание важности этого феномена и внимание к нему со стороны ученых и политиков усиливается во второй половине XX в.
В XXI в. сущность экономической категории «человеческий капитал» существенно расширилась. Исследования и расчеты, проведенные экспертами Всемирного банка, включают в данное понятие потребительские расходы - расходы семей на питание, одежду, жилье, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на обеспечение этого перечня. [18]
Следует различать понятие человеческого капитала и трудовые ресурсы, т.к. трудовые ресурсы - люди образованные и люди без высшего образования, определяющие квалифицированную и неквалифицированную работу. Человеческий капитал является экономической категорией, выражает совокупность социально-экономических отношений по поводу его формирования, сохранения, развития и совершенствования знаний, умений, навыков, способности человека к труду, а также ее физического состояния, интеллектуальных и творческих способностей.
Объектом человеческого капитала являются процессы восстановления, сохранения, развития, совершенствования работоспособности, физического развития, языковой и культурной компетенции, трудовых и интеллектуальных навыков, знаний и образования, умение управлять, организовывать, создавать и вести успешный бизнес, которые воплощаются в человеке и неотделимы от нее [8, c. 57].
Содержание интеллектуального труда формируется под влиянием двух главных параметров - степени креативности и квалификационной сложности интеллектуального труда. Творческая работа - стратегически значимый вид интеллектуальной деятельности и представляет сознательную и целесообразную интеллектуальную деятельность, которая является реакцией человека на окружающую среду и служит удовлетворению ее материальных и нематериальных потребностей (в том числе в самовыражении), результатом которой является новый интеллектуальный продукт [9 , c. 73].
В состав человеческого фактора необходимо включать также инвестиции в создание среды, обеспечивающей его эффективное функционирование. Проблемы развития человеческого капитала - это проблемы культуры государственного управления, которая предусматривает системный культурологический анализ и оценку имеющегося в стране творческого потенциала, выбор эффективных технологий, составляющих для практических действий в интересах национального развития. [10, c. 265].
Итак, человеческий капитал общества в целом, можно рассматривать как совокупную способность общества к освоению и накопления знаний, создание на этой основе интеллектуальных продуктов и системы принятия, переработки, использования, воспроизводства и передачи информации, определяет место, которое занимает государство в мировых экономических отношениях, ее развитие и конкурентоспособность. Поскольку человеческий потенциал является сложной социально-экономической системой, его состояние характеризуется совокупностью показателей, которые дополняют друг друга: жизненный потенциал населения, инвестирования в формирование и накопление человеческого потенциала, потенциал занятости, образовательный потенциал, потенциал здоровья, культурный потенциал населения и тому подобное.
1.2. Формирование и оценка человеческого капитала
На современном этапе экономических преобразований проблема оценки человеческого капитала не вызывает сомнений в своей актуальности, однако основные методы определения стоимости заимствованы из западной практики и не всегда адаптированы к условиям отечественной экономики. Человеческий капитал единственный экономический компонент, обладающий способностью производить стоимость, но который очень сложно оценить. С практической точки зрения существует необходимость создания методологических основ оценки социально-экономической эффективности человеческого капитала, с целью его продуктивного развития, что обеспечит возможность осуществления комплексного анализа использования человеческого потенциала.
Переход от индустриальной экономики к информационному обществу и экономике знаний, требует изменения подходов оценки человеческого капитала от затратных к инвестиционным, с последующей разработкой новых и совершенствование существующих методов учета и расчетов. Распространение понятия «капитал» на трудовые ресурсы предполагает, что последние имеют соответствующие свойства - профессионально важные качества, которые для своего появления требуют инвестиций, первоначального накопления и далее в процессе функционирования могут накапливаться, развиваться сами как сознательно формируемая индивидом на основе природных данных совокупность производительных способностей.
Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование, также то, что влияет на работоспособность человека, способствует увеличению производительности труда. Средства, которые были потрачены с целью дальнейшего увеличения производительности труда и способствующие росту доходов индивидуума в будущем, получили название «инвестиций в человеческий капитал» [4].
При определении величины человеческого капитала применяем стоимостные и натуральные показатели. Чем больше времени потрачено на образование и чем выше его уровень, тем большим объемом человеческого капитала он владеет [21]
Человеческий капитал не отражается в составе активов предприятия, так как он предприятию не принадлежит. Существует юридическая техника, позволяющая «привязать» к фирме наиболее ценных специалистов с помощью вознаграждений и обязательств. Однако такая техника не может быть применена ко всем сотрудникам. Простой способ «привязать» персонал к фирме - это включение работников в число акционеров или совладельцев фирмы.
Для определения стоимости человеческого капитала предприятий существует разработанный набор теоретико-методологических подходов и методик, рассмотрим, на наш взгляд, наиболее распространенные.
При оценке образовательного фонда используются два основных подхода.
1. Подсчитываем расходы на образование, произведенные в процессе определенного периода. За этот период, отделяющий получение образования с момента подсчета, последовательно увеличивается и сам уровень образования, а также растет стоимость обучения. С учетом соответствующих корректив возрастного оборота рабочей силы и смертности населения можно построить ряды показателей фонда образования, составляют кумулятивную сумму всех прошлых фактических расходов за вычетом средств, потраченных на обучение лиц, которые уже выбыли до момента вычисления из состава рабочей силы населения.