Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие системы менеджмента).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента предприятия
1.1. Понятие системы менеджмента
1.2. Менеджер и предприниматель
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности и системы менеджмента предприятием ООО «АДК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Исследование системы менеджмента предприятия
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента ООО «АДК»
Главный Бухгалтер - подготовка и ведение финансовой отчетности, контроль за своевременным оформлением документов, проведение ревизий, оформление трудовых договоров. Ежедневно выполняет снятие наличных денежных средств из кассы магазина.
Консультант - работа с покупателями, выкладка товара, составление заявок на поставки, прием товара от водителя, проведение ревизий.
Кассир - продажа товара, выкладка товара рядом со своим рабочим местом. Выполняет Z-отчет в конце каждой смены.
Грузчик - прием и разгрузка товара, помощь в расстановке товара в торговом зале.
Уборщица - уборка всех помещений, содержание витрин в чистом виде.
Охранник - контроль за покупателями, предотвращения хищения и порчи имущества, охрана общественного порядка.
Проведя анализ, основные функции каждой категории работников можно сделать вывод, что многие процессы дублируются. Мы можем это увидеть в таблице 3.
Таблица 3
Анализ выполнения основных функции работников
Ген. директор |
Гл. бухгалтер |
Начальник отдела продаж |
Консультант |
Кассир |
Грузчик |
Охранник |
Уборщица |
|
Маркетинговые исследования |
О |
- |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Балансирование доходов и расходов |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Измерение прибыли |
К |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Поиск и выбор поставщиков |
О |
- |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Заключение договоров с поставщиками |
О |
К |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Обеспечение доставки товара |
К |
- |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Оперативное управление финансовыми потоками |
К |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Долгосрочное управление финансами |
П,К |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Управление кредиторской и дебиторской задолженностью |
К |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Поиск персонала |
П |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Найм персонала |
П |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие персонала |
П |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Учет кадров |
К |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Проведение инвентаризации |
П |
К |
О |
И |
И |
- |
- |
- |
Продажа товара |
К |
К |
О |
И |
И |
- |
- |
- |
Заказ товара |
П |
К |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
Прием товара от поставщика |
К |
К |
О |
И |
И |
- |
- |
- |
Составление отчетности |
П |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Расчет З/П |
К |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Отпуск на кассовом узле покупателей |
К |
- |
О |
И |
И |
- |
- |
- |
Уборка и поддержание чистоты в помещении магазина |
К |
- |
О |
И |
И |
И |
- |
- |
Оформление торгового зала |
П |
К |
О |
И |
И |
И |
- |
- |
Поддержание общественного порядка |
К |
- |
О |
- |
- |
- |
И |
- |
Предотвращение краж |
К |
- |
О |
И |
И |
И |
И |
- |
П- планирование; К - контроль; О - организация (работу сотрудников или внешних контрагентов); И - исполнение.
В результате анализа функции организации на предприятии ООО «АДК» были отмечены следующие недостатки:
• В связи с большой загруженностью у начальника отдела продаж на выполнения свое работы нет достаточного времени;
• существуют незначительные недостатки в организационной структуре, в связи с разделением обязанностей среди сотрудников не по должностной инструкции, нет четкого разделения функциональных обязанностей между всеми работниками.
Все вышеперечисленные недостатки в работе организации приводят к следующим негативным последствиям: создание определенного напряжения между работниками внутри организации. А это говорит о неотлагательной необходимости перемен в организации.
Контроль. По книге учета доходов и расходов бухгалтер ежеквартально составляет отчет о прибылях и убытках для внутренней отчетности предприятия.
Рассмотрим, какие функции контроля имеются в магазине ООО «АДК»:
Общий - контроль вышестоящей организации за управляемой системой в целом. Например, финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:
• налоги и другие обязательные платежи;
• соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;
• соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Плановый контроль - проводится в запланированном порядке, это инвентаризация, т.е. ведомость снятия остатков по магазину (складу).
На предприятии ООО «АДК» происходит плановый контроль, как правило, не реже чем 1 раз в год по утверждению директора.
Бухгалтерский учет товаров. Главный бухгалтер ООО «АДК» обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных операций, предоставление оперативной информации о финансовом состоянии магазина, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности объединения.
Мотивация. Для выявления мотивации персонала ООО «АДК» был проведен опрос сотрудников, результаты опроса представлены в таблице 4.
Из таблицы 4 видно, что персонал хочет получить возможность карьерного роста, персоналу не хватает признания результатов работы, похвалы, возможности проявлять инициативу.
Таблица 4
Результаты анализа ответов сотрудников на письменный опрос
№ |
Факторы |
Довольны, % |
Не довольны, % |
1 |
Выполнение руководством декларируемых мероприятий (например, своевременная з/пл, предоставление отпуска и т. д.) |
85 |
15 |
2 |
Социальные льготы |
60 |
40 |
3 |
Наличие четко очерченных обязанностей с четкими критериями оценки результата |
67 |
33 |
4 |
Уровень заработной платы |
71 |
29 |
5 |
Комфортное рабочее время |
69 |
31 |
6 |
Возможность карьерного роста |
35 |
65 |
7 |
Похвала, признание результатов работы |
34 |
66 |
8 |
Возможность проявлять инициативу |
43 |
57 |
9 |
Наделение ответственностью и полномочиями |
84 |
16 |
10 |
Атмосферой в коллективе |
69 |
31 |
Проведя анализ предприятия ООО «АДК» мы можем сделать вывод, что функции организации и контроля не требуют дополнения. Проблема прослеживается в функции мотивации. В следующей главе мы рассмотрим некоторые рекомендации по улучшению и дополнению этой функции.
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента ООО «АДК»
Рассмотрим поэтапно разработанную программу создания эффективной системы мотивации в компании ООО «АДК» для внедрения ее и решения возникших перед компанией проблем в области стимулирования персонала:
1 рекомендация: Одними из главных моментов по устранению проблем и соответственно по совершенствованию применения организационно - административных методов в организации будет следующее:
1. Проблема: к характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия, в конечном счете, ведут к пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому непониманию.
Рекомендация: в решении данной проблемы наиболее эффективными будут прямые методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий. Чем будет лучше система экономического стимулирования, тем более четко она должна быть прописана в административных актах, распоряжениях, приказах, инструкциях и тем более понятнее должна быть доведена до рядового сотрудника руководством.
Необходимо рациональное соотношение организационно- административных и экономических методов стимулирования персонала. Для этого необходимо разработать положение о премировании и положение, об оплате труда, которые должны быть доведены до каждого сотрудника компании и отражать конкретные формы оплаты труда, применяемые для тех или иных специалистов компании, суммы и проценты премиальных вознаграждений, годовые выплаты и прочее.
2. Проблема: в связи с тем, что деятельность ООО «АДК» ведется в различных направлениях сферы услуг, то административные методы воздействия на работников компании, которые выступают в форме обязательных предписаний (приказов, распоряжений, методических инструкций) поступают не всегда своевременно. Зачастую сотрудники отказываются от своих действий, так как не получали соответствующих инструкций.
Рекомендация: для решения этой проблемы необходимо обеспечение своевременной информацией всех сотрудников компании. А это делается либо непосредственно через рабочие собрания и планерки, либо персональными звонками. Необходимо регулярное провидение планерок, например три раза в неделю, на которых бы освещались все текущие дела компании.
Следует развивать горизонтальные связи между отделами компании, которые носят как формальный, так и неформальный характер, это будет восполнять недостаток информации и способствовать взаимообогащению знаниями о ситуации. Сотрудники должны нести ответственность за невыполнение предписаний перед собственником и возможность применения к ним мер взыскания при недобросовестном выполнении распоряжений.
Таким образом, помимо существующих методов управления персоналом необходимо разработать и внедрить дополнительные, такие как:
- положение о премировании;
- положение об оплате труда;
- регулярное проведение планерок, совещаний;
- экономическая заинтересованность сотрудников в годовых прибылях компании.
На основании вышеизложенного руководству компании ООО «АДК» для полной реализации предложенных мероприятий в области организационно – административных методов необходимо следующее:
1. Активнее, в зависимости от ситуации, применять разнообразные методы управления, а именно сочетать организационно-административные методы с экономическими.
2. Научиться, путем анализа ситуации в организации, правильно и грамотно, подбирать и применять организационно-административные методы.
2 рекомендация: Нередко руководители организаций воспринимают социальную политику как финансовое бремя. Такая ситуация складывается из-за того, что социальная политика, проводимая в более сильных компаниях, опережает развитие самой компании. Одним из важных результатов работы организации в направлении социальной политики является наличие социального пакета как визитной карточки организации. Сотруднику компании необходимо соответствовать требованиям и грамотно выполнять свои должностные обязанности, а за это работодатель предоставляет сотруднику определенный набор социальных благ.
Проблема: в компании ООО «АДК» данный социальный пакет состоит из самого необходимо перечня, который достаточно узок, так как организация не готова финансово расширять эти возможности, из-за небольшой прибыли.
Решение: в целях увеличения экономической отдачи от социального пакета компания должна пытаться связать социальные услуги с производственными результатами работника.
Соответственно, чем выше производительность труда каждого работника, активного участия в доходах компании, тем появляется большая возможность создания дополнительного фонда для формирования нового более весомого социального пакета, таблица 5.
Таблица 5
Возможный социальный пакет работников компании ООО «АДК»
Социальные выплаты |
Размер (руб) |
Обучение в высшем учебном заведении (один раз в год) |
до 50% |
Медицинская страховка |
до 20000 |
Кредит на неотложные нужды ( не чаще, чем раз в три года) |
до 50000 |
Рождение ребенка |
30000 |
Брак |
25000 |
Доплаты при несчастных случаях |
до 30000 |
Оплата путевок на санитарно-курортное лечение |
до 50% |
Оплата абонементов в спортивно – оздорови- тельные комплексы |
до 5000 |
Приобретение подарков на праздники |
до 5000 |
Уход на пенсию |
до 25000 |
Оплата мобильного телефона |
до 1000 |
Итого: |
220000 |