Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие системы менеджмента).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента предприятия
1.1. Понятие системы менеджмента
1.2. Менеджер и предприниматель
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности и системы менеджмента предприятием ООО «АДК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Исследование системы менеджмента предприятия
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента ООО «АДК»
Если высшее руководство компании имеет навыки распознавать таких специалистов, то ресурсы организации могут значительно приумножиться. Возможность формирования и управления таким «сложным» коллективом — это показатель эффективности менеджмента. Проведя анализ международных рейтингов эффективности менеджеров, следует отметить, что они нацелены на увеличение объема продаж на основе точных прогнозов и знания рынка. Большое значение имеет умение правильно составлять отчеты и на их основе проводить корректирующие действия.
Ричард Брэксон считает, что все успешные управляющие занимаются любимым делом, делают то, что хочется: «Живи, радуясь, работай от души, а деньги придут сами» — утверждает он. Знакомство с разнообразными печатными изданиями, предлагающими работу, позволяет сделать ряд наблюдений о наиболее частотном термине в списке востребованных профессий. Так, «менеджер» в современной рекламе, как правило, окружен статусом престижности, привлекательности и известность. Правда, на “ярмарке вакансий” можно найти менеджеров среди представителей практически всех профессий, что затрудняет понимание служебных требований, предъявляемых к соискателю, дает совершенно не точную информацию о характере предлагаемой работы[18].
Для уточнения специализации используются разнообразные термины и сочетания: топ-менеджер, менеджер по закупкам, логистик, таможенный менеджер, по рекламе, по работе с клиентами, офис-менеджер, менеджер-аналитик, менеджер-администратор, менеджер-координатор, менеджер по развитию сети, менеджер-консультант, менеджер-оператор[19].
Успех предприятия во многом зависит от того, обладает ли управляющий такими чертами характера как: умение и желание добиваться результатов; желание и способность нести ответственность и принимать рискованные решения; готовность к изменениям; готовность к сотрудничеству; коммуникативные способности; широкий кругозор; чувство ситуации; знание психологии; уважение к другим; высокие моральные ценности[20].
Направленность работы на клиента — показатель профессионализма менеджера не только сферы туризма, но и любой другой организации отрасли экономики. Как подчеркивают все авторы, любой руководитель по своей сути является менеджером, но не любой менеджер — руководителем.
Эффективный менеджер — это лидер, стремящийся повысить эффективность организации, личную эффективность, а также эффективность и мотивацию всех работников.
В первую очередь, говоря о роли менеджеров и предпринимателей нужно сказать об уровне ответственности. В любом случае, у менеджеров в организациях он ниже, нежели у предпринимателей. Сама психология наемного работника (если только он не является партнером, вовлеченным в распределение прибыли) не позволяет ему использовать свой потенциал на 100%. В том случае, если позволяет – этот человек очень быстро становится не просто менеджером, а партнером или членом совета директоров.
Предприниматель – это основатель бизнеса, его владелец. Человек, который каждую секунду своей жизни рискует своим бизнесом, капиталом, репутацией и иногда даже здоровьем! Предприниматель – это генератор новых идей. Это человек, задающий вектор направления. Это триггер, поворачивающий рулевой механизм в нужную сторону.
Задач у предпринимателя множество. Основные из них – создание бизнеса и развитие новых направлений.
В отличие от предпринимателя, менеджер – это управленец. Это уже не рулевой механизм, это двигатель, который толкает локомотив компании вперед. Если предприниматель придумывает и стартует, то менеджер поддерживает работоспособность, вычищает до блеска бизнес-процессы и следит за соблюдением правил, норм и регламентов.
Таким образом, менеджмент необходимо считать важнейшим разделом науки и практики управления организациями всех направлений народного хозяйства. Менеджмент позволяет рассматривать, изучать и находить наиболее результативные способы использования разнообразных ресурсов в интересах обеспечения необходимого организациям уровня их конкурентоспособности. В условиях, когда работники не на словах, а на деле становятся профессионалами в своей области, это увеличивает конкурентоспособность организации и самого работника. Эффективные и результативные менеджеры используют инновации, как в процессах, так и продуктах, идут на риск, умело его просчитывая, выводя свои организации в лидеры на рынке.
Таким образом, система менеджмента предприятия играет важнейшую роль ввиду того, что является основным из критериев общей управленческой деятельности, выявляет отдачу труда у административно-управленческого персонала. Выход на новый уровень системы управления предприятиями сферы услуг будет связан с внедрением комплексных корпоративных информационных систем, применением современных методов анализа и оценки развития.
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности и системы менеджмента предприятием ООО «АДК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Юридическое лицо зарегистрировано 21 апреля 2008 года, регистратор - Межрайонная ИФНС России №2 по Самарской области. Компания АДК находится по адресу: 445032, Самарская область, г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 75, кв. 112.
Основным видом деятельности является: розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой.
Организационно-правовая форма - общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности - частная собственность.
Организационная структура ООО «АДК» представлена на (рис. 3).
Рисунок 3. Линейно-функциональная структура управления ООО «АДК»
Линейная структура управления подразумевает наличие такой системы, в которой имеется четкое разделение менеджмента по продуктам и функциям.
Материально-техническое снабжение организации осуществляется по прямым договорам с предприятиями через систему оптовой и розничной торговли, в том числе за наличный расчет. Выполнение работ и оказание услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым организацией самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Анализируя основные технико-экономические показатели ООО «АДК» в динамике за последние три года с 2015 по 2017 гг. следует отметить, что (таблица 2):
- товарная продукция (услуги и работы) за анализируемый период выросли на 64,4% или 168833 руб., что привело к увеличению ее себестоимости на 65,1%;
- реализованная продукция (услуги и работы) в отпускных ценах без НДС и ее себестоимость также увеличились соответственно на 41,0% и 41,9%;
Таблица 2
Основные организационно-экономические показатели деятельности ООО «АДК»
Показатели |
годы |
Темпы роста % |
||
2015 |
2016 |
2017 |
||
Товарная продукция в отпускных ценах без НДС, руб. |
261986 |
542796 |
430819 |
164,4 |
Себестоимость товарной продукции, руб. |
262267 |
518306 |
432997 |
165,1 |
Реализованная продукция в отпускных ценах без НДС и акциза, руб. |
206108 |
433160 |
290616 |
141,0 |
Себестоимость реализованной продукции, руб. |
206389 |
408670 |
292794 |
141,9 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. |
1 |
0,94 |
1,01 |
101,0 |
Незавершенное производство, руб. |
55878 |
109636 |
140203 |
250,9 |
Среднегодовая выработка одного работающего, руб./чел |
1323,2 |
2687,1 |
2051,5 |
155,0 |
Среднегодовая выработка одного рабочего, руб./чел. |
2239,2 |
4639,3 |
3590,2 |
160,3 |
Фонд оплаты труда, руб. |
45887 |
46346 |
47273 |
103,0 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб. |
25027 |
26576 |
28076 |
112,2 |
Фондоотдача ОПФ руб./чел. |
10,47 |
20,42 |
15,34 |
146,5 |
Фондоемкость ОПФ руб./чел. |
0,1 |
0,05 |
0,07 |
70,0 |
Балансовая прибыль, руб. |
-281 |
24490 |
-2178 |
- |
Чистая прибыль,руб. |
-4704 |
6585 |
-7603 |
- |
Прибыль на 1 руб. реализованной продукции, руб. |
-0,02 |
0,02 |
-0,03 |
- |
- положительным моментом является рост за период с 2015г. по 2017г. среднегодовой выработки на одного работающего на 55,0%, что говорит об увеличении производительности труда в организации;
- за этот же период также наблюдается увеличение фондоотдачи в ООО «АДК» на 46,5%, которое произошло за счет роста стоимости основных производственных фондов на 12,25 и товарной продукции на 64,4%.
Однако при всех положительных тенденциях в работе в отчетном году оно было убыточным, который составил 7603 тыс.руб., что говорит об неэффективной работе организации в целом.
2.2. Исследование системы менеджмента предприятия
Основными функциями управления в ООО «АДК» являются планирование, организация, мотивация и контроль.
Рассмотрим, как эти функции реализуются на предприятии ООО «АДК».
Планирование. На предприятии ООО «АДК» на данный момент основной целью деятельности общества является получение прибыли. Разрабатывает планирование на предприятии ООО «АДК» директор и он закрепил за собой право изменять намеченный план в любой момент. Он разрабатывает план работы предприятия на год. В его обязанности входит также определение оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.
Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост продаж товаров на 15%.
Миссия ООО «АДК» выглядит следующим образом: ООО «АДК» - это организация, первостепенная цель которой – удовлетворение потребности наших клиентов в высококачественных товаров наравне с высококачественным обслуживанием, чтобы каждый покупатель чувствовал себя единственным и незаменимым для каждого нашего сотрудника.
В ООО «АДК» ценят в своих сотрудниках лояльность, умение брать на себя ответственность и ориентированность на результат. Если сотрудник обладает такими качествами – он будет оценен.
Целями стратегии развития ООО «АДК» являются:
• освоение новых рынков сбыта посредством открытия филиалов в разных районах г. Тольяти;
• увеличение розничного товарооборота так же за счет повышения качества обслуживания покупателей.
Информационной базой для определения стратегических целей являются прогнозы внешней и внутренней среды ООО «АДК». Важным источником информации для определения целей являются специальные маркетинговые исследования, которые проводятся начальником отдела продаж ООО «АДК».
В качестве целей в ООО «АДК» выбираются объемы будущей деятельности, т. е. объемы розничного товарооборота, доля рынка и др. Одним из принципов формирования стратегии развития ООО «АДК» является определение потенциальных покупателей в различных микрорайонах г. Тольяти.
Одним из этапов этапом формирования стратегии развития ООО «АДК» является определение внутреннего потенциала торговой организации.
Система экономических оценок стратегического потенциала торговой организации включает показатели:
• Потенциальная годовая производственная мощность в расчетных единицах, развернутая по видам основной и побочной продукции;
• Потенциальный годовой валовой объем выпускаемой продукции, работ, услуг (выручка), в рублях;
• Потенциальная величина добавленной стоимости, в рублях;
• Потенциальный чистый годовой доход/объем произведенной чистой продукции;
• Потенциальная годовая прибыль от производственной деятельности при возможных вариантах ценовой стратегии предприятия, в рублях;
• Потенциальная чистая прибыль после уплаты налогов, в рублях.
Расчеты показателей осуществляет главный бухгалтер. Значение показателей анализируются за 3-4 года, что позволяет более точно определить тенденции в развитии ООО «АДК». Для анализа ситуации на потребительском рынке и уровня конкуренции на нем для ООО «АДК» внедрило маркетинговую информационную систему.
В состав маркетинговой информационной системы входят следующие подсистемы:
• подсистема внутренней отчетности;
• подсистема слежения за внешней средой;
• подсистема маркетинговых исследований. Подсистема внутренней отчетности является основой маркетинговой информационной системы. В ней обращаются сведения о заказах, продажах, цена, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т.п.
• Анализ внутренней информации позволяет заведующему выявить перспективные возможности и существующие проблемы предприятия. Подсистема слежения за внешней средой получает данные о новых технологиях, конкурентах, экономике, изменениях в законодательстве.
Из проведенного выше анализа функции планирования на предприятии ООО «АДК» можно сделать вывод о том, что данная функция в полной мере реализуется на предприятии не нуждается в доработке.
Организация. Рассмотрим подробный анализ действующей организационной структуры (рисунок 3).
Директор - заключение договоров с поставщиками, анализ продаж, заказ продукции по полученным от продавцов заявкам. Директор ООО «АДК» имеет право без доверенности представительствовать от имени Общества, представлять интересы Общества во всех российских и иностранных учреждениях, заключать трудовые договора с работниками Общества, выдавать доверенности, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.