Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие системы менеджмента).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента предприятия
1.1. Понятие системы менеджмента
1.2. Менеджер и предприниматель
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности и системы менеджмента предприятием ООО «АДК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Исследование системы менеджмента предприятия
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента ООО «АДК»
Введение
Управление предприятиями и решаемые ими задачи управления весьма трудоёмкие, что приводит к повышению ответственности за принимаемые управленческие решения.
Осознание управленческой деятельности в последние годы как особого вида деятельности, необходимого в условиях рыночной экономики, с этой деятельности особое место отводится системе менеджмента, в частности определения и роста ее развития.
Совершенствование системы управления предприятия является важным элементом разработки проектных и плановых управленческих решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующего современного менеджмента, проектов или плановых мероприятий, которые разрабатываются на предприятии. Развитость функционирования предприятия вследствие возрастающей сложности, комплексности и усиления взаимосвязей в большей мере зависит от качества использования существующей системы менеджмента.
Повышение качества системы управления предприятия может быть достигнуто при проведении исследования всех сторон внешней и внутренней деятельности организации, проведения общей диагностики системы управления предприятием, что подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию системы менеджмента в торговом предприятии ООО «АДК».
Предметом изучения в работе является система менеджмента предприятия.
Объектом исследования в работе служит ООО «АДК».
В курсовой работе для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические основы системы управления предприятия;
–рассмотреть понятия менеджер и предприниматель;
– представить организационно-правовую характеристику предприятия;
– провести диагностику системы управления ООО «АДК»;
– разработать и представить мероприятия по повышению системы управления в торговом предприятии ООО «АДК».
Информационной базой написания работы являлись: законодательство РФ, учебники и учебные пособия; материалы специализированных периодических и интернет-изданий; документация ООО «АДК»; материалы собственных исследований.
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента предприятия
1.1. Понятие системы менеджмента
Система управления – это группа взаимосвязанных и целенаправленно взаимодействующих элементов, каждый из которых, вносит определённый вклад в характеристики целого[1].
Понятийный аппарат системы управления представлен в таблице 1:
Таблица 1
Понятийный аппарат системы управления
Понятие |
Определение |
Автор определения со ссылкой на источник литературы |
Управление |
Самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением функций и методов экономического механизма управления |
Мельников В.П[2]. |
Организация |
Процесс деятельности по упорядочению элементов того или иного объекта в пространстве и времени |
Долгов А.И. |
Система управления |
Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы) |
Акимова Т.А. |
Система управления |
Совокупность связей по поводу воздействия, согласующего деятельность людей в социально-экономической системе |
Фрейдина Е.В. |
Исследование систем управления |
Вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями |
Мельников В.П[3]. |
Результативность управления |
Степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления |
Мескон М.Х[4]. |
Систему управления предприятием можно оценивать на стадии проектирования предприятия, при исследовании систем управления действующих предприятий и для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления[5].
Системы управления предприятием сферы услуг оценивается по ряду компонентов (рис.1)[6]:
– механизм управления;
– структура управления;
– процесс управления;
– механизм развития;
– искусство управления.
Рисунок 1. Компоненты системы управления предприятием
Система управления оценивается при помощи разных подходов (рис. 2) [7].
Рисунок 2. Подходы к оценке системы управления предприятием
Выделяют следующие критерии оценки системы управления:
– сложность организационной структуры и обоснование целесообразности функционирования каждого из ее звеньев;
– скорость реагирования на вновь возникающие ситуации и принятия соответствующих управленческих решений;
– стратегия, в соответствии с которой осуществляется руководство организацией в целом и каждой из отдельных ее подсистем;
Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с заданным набором ключевых норм, которые регулируют деятельность аппарата компании:
– издержки, которые приходятся на содержание управленческого аппарата, а также их соотношение с полученными результатами;
– результаты непрерывного мониторинга деятельности менеджмента высшего звена;
– оценка воздействия управленческого аппарата на конечный результат деятельности предприятия;
– численный и качественный состав руководящего звена, а также соотношение с общим количеством работников[8].
Таким образом, результаты деятельности организации зависят не только от работы персонала, но также и от того, насколько грамотно и функционально выстроена организационная структура предприятия. Для этого проводится периодическая проверка с целью выявления несоответствия, а также приведения параметров к современным требованиям и нормам[9].
Совершенствование управления предприятием проводится по разным направлениям, начиная от постановки целей бизнеса, формулировки миссии компании, стратегического планирования, и заканчивая приемами и способами принятия тактических решений[10].
1.2. Менеджер и предприниматель
Менеджмент как отрасль науки непрерывно связан с процессом управления в организации. Особенности деятельности менеджера вытекают из сущности управления как направления деятельности, которая нацелена на совокупность целей для эффективного решения управленческих функций предприятия. Функциональные особенности менеджеров сопряжены с рядом нерешённых проблем. Однако вопрос понимания понятия «менеджер» также актуален на сегодняшний день[11].
Профессия «Менеджер организации» — сравнительно молодая. Появилась она в отечественной высшей школе в 90-е годы. Само ее название отражает смысл деятельности особой категории специалистов — управленцев всех уровней, которые эффективными экономическими, социальными, психологическими и административными методами направляют работу своих подчиненных на достижение поставленной перед ними цели.
Употребление понятия «профессия менеджер организации» довольно широко и чаще всего относится к:
1. организатору определённых видов работ в разрезе отдельных отделений или целевых групп;
2. руководителю предприятия или его отдельных частей, филиалов;
3. руководителю трудовых ресурсов предприятия[12].
К вопросу понятия «менеджер организации» обращалось множество российских и зарубежных ученых и практиков. В той или иной степени, их мнения сходятся, но в то же время имеют особенности. Проанализируем мнения современных учёных относительно проблемы понимание понятия «профессия менеджер организации».
В наши дни в российской практике и науке управления организациями обильно используются такие иностранные понятия, как «менеджер» и «менеджмент». Само понятие «менеджмент» российскими исследователями обозначается как «управление» или «новы тип управления», но иногда оно отрицается как понятие.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.).
Как утверждал В. В. Уваров[13], управление как самостоятельная точная наука не может существовать, ввиду того, что оно существует в условиях значительной неопределенности. Необходим переход к новой категории управления, ввиду того, что сейчас наблюдается активное развитие рынка в экономике России. Но это не должно являться фактором для появления новых и необоснованных понятий.
Многие российские исследователи сделали по-простому. Они взяли за основу иностранные исследования и стали широко применять по своему усмотрению понятия «менеджер» и «менеджмент», несмотря на то, что смысл этих понятий они не могут объяснить.
Стоит отметить, что большинство книг по менеджменту иностранного происхождения. Но российским читателям необходимо получать информацию, соответствующую российскому законодательству и нормативным актам, основанным на реалиях российского рынка. Это невозможно найти в книгах, которые были переведены на русский язык. К тому же российский читатель пытается найти ответы на вопросы с более практической составляющей, в то время как в таких книгах в основном материал носит теоретический и абстрактный характер. Такие книги трудно воспринимаются к прочитыванию и запоминанию.
Все это привело к ситуации, когда нужно понять, что именно является отечественной управленческой наукой: наука управления или наука менеджмента.
В «Международном справочнике по менеджменту» дается следующее определение менеджмента: «Менеджмент — это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью». Следовательно, менеджмент — это наиболее эффективное использование всех ресурсов организаций для достижения наивысшего в конкретных условиях экономического результата[14].
Используя системный подход к менеджменту, можно отметить важность всех входящих ресурсов. Но основным, как по теории, так и по практике менеджмента, является персонал. Так, например, В. Р. Веснин считает, что «менеджер в обычном словоупотреблении означает следующее: руководитель, у которого есть хотя бы один непосредственный подчиненный или которому делегирована часть полномочий вышестоящего руководителя»[15]. Менеджером называют тех, кто управляет персоналом, т.е. добивается поставленной цели, использую человеческий потенциал, знания, навыки, умения и опыт своих подчиненных.
Так, например, В. А. Абчук наделяет менеджера всеми возможными достоинствами: «Менеджер представляет новый для нашей страны тип управляющего, обладающий рядом характерных отличительных черт. Первая черта — кардинально новая цель деятельности… Второе отличие — переход к экономическим методам управления организацией..., пробуждение внутренних интересов работающих, учет мотивов трудовой деятельности, использование действенных стимулов к производительному качественному труду... Еще одна, третья отличительная черта менеджера — способность к новациям, прогнозированию и риску. Менеджер — новатор по природе…»
Важнейшими профессиональными чертами менеджера являются умение принимать обоснованные решения и брать на себя за них ответственность[16].
К сожалению, в отечественной практике редко встречаются такие руководители, которые готовы набирать специалистов энергичных, креативных, стремящихся идти на риск, использующих инновации. В большинстве случаев из двух кандидатов выбирают более исполнительного, неконфликтного, обязательного. Нет сомнения, что это отличные качества. Но выиграть в конкурентной борьбе, найти новые подходы к созданию товаров, к сервисным услугам, к эффективному и результативному продвижению, и, таким образом, получению большей прибыли на вложенные ресурсы, способны «неудобные» сотрудники[17].