Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Формирование налогового учета в России
1.1 История возникновения налогового учета в России
1.3 Основные этапы возникновения налогового учета
2 Классификация и система, цели и задачи налогового учета
2.1 Классификация и система налогового учета
2.2 Цели и задачи налогового учета
3 Современная учетная система России
• стоимость реализованных СМР (оказанных услуг), реализованных товаров, выполненных СМР для собственного потребления. На нее начисляется НДС, налог с продаж (если услуги, работы, товары реализованы за наличные деньги физическим лицам);
• налогооблагаемая прибыль — с нее уплачивается налог на прибыль и штрафные санкции в бюджет;
• имущество строительных предприятий — с него уплачивается налог на имущество;
• материальные ресурсы, которыми владеет или использовало строительное предприятие при выполнении СМР. С их налогооблагаемой базы начисляются ресурсные налоги (транспортный, земельный, водный, лесной, на пользование недрами, экологический);
• фонд оплаты труда (ФОТ) работников предприятия. На него начисляют и уплачивают единый социальный налог, а также страховые взносы в фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
• поступления, связанные с участием строительного предприятия в уставных капиталах других организаций, с доходами от операций на рынке ценных бумаг. С них уплачивается налог на доходы от капитала;
• объем работ по организации рекламы. С него рассчитывается налог на рекламу;
• доходы работников строительных предприятий. С них уплачивается налог на доходы физических лиц.
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
- федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;
- региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
- местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и поступают только в местные бюджеты.
По целевой направленности введения налогов различают:[8]
- абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
- целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
- налоги, взимаемые с физических лиц;
- налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
- смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
По порядку введения налоговые платежи делятся на:
общеобязательные налоги — взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные налоги — предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции органов местного самоуправления.
По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
По характеру отражения е бухгалтерском учете различают налоги:
относимые на себестоимость СМР (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);
уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
включаемые в цену строительной продукции (НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);
удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).
Для строительных предприятий последний признак классификации является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость СМР (услуг, товаров), расходы по второй группе относятся на финансовый результат.
Таким образом, определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности строительного предприятия.
Налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи, взимаемые в установленном законодательством порядке, в совокупности образуют основу налоговой системы.
Налоговая система — взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в государстве существенных условий налогообложения.
Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:
- • система и принципы налогового законодательства;
- • принципы налоговой политики;
- • порядок установления и ввода в действие налогов;
- • виды налогов и общие элементы налогов;
- • порядок распределения налогов по бюджетам;
- • система налоговых органов;
- • формы и методы налогового контроля;
- • права и ответственность участников налоговых отношений;
- • порядок и условия налогового производства.
Рис. 19.1 Классификация налогов в РФ[9]
Налоговая система РФ основана на следующих принципах:
- всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, при этом должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
- недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы не могут применяться исходя из политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Также не допускается дифференциация ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
- экономического приоритета. Основанием для установления налога может служить экономическая природа объекта налогообложения. Законодательная декларация этого принципа ограничивает произвольное установление налогов и сборов;
- презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства. Все неустранимые сомнения и неясности законодательных актов в сфере налогообложения трактуются в пользу налогоплательщика;
- ясности и доступности понимания порядка налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уплачивать в казну.
В Российской Федерации существует трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные); местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов, внесение изменений и дополнений определяются исключительно на федеральном уровне.
В перечень федеральных налогов и сборов входят:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья;
• налог на прибыль (доход) организаций;
• налог на доходы от капитала;
• налог на доходы физических лиц;
• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (единый социальный налог);
• таможенная пошлина и таможенные сборы;
• государственная пошлина;
• налог на пользование недрами;
• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• лесной налог;
• водный налог;
• экологический налог;
• федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:
• налог на имущество организаций;
• налог на недвижимость;
• транспортный налог;
• налог с продаж;
• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы — это:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на наследование и дарение;
• местные лицензионные сборы.
Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях должны ежеквартально публиковаться Министерством по налогам и сборам РФ, а сведения о действующих местных налогах должны публиковаться региональными налоговыми органами не реже одного раза в год.
2.2 Цели и задачи налогового учета
С введением в действие главы 25 НК РФ официально закрепилось понятие «налоговый учет» применительно к формированию налоговой базы по налогу на прибыль.
Система нормативного регулирования налогового учета представлена законодательными нормами главы 25 НК РФ, письмами и сообщениями Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, разъясняющими отдельные вопросы налогового учета. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет – это «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов и их группировки в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными доходами и произведенными расходами, признаваемыми для целей налогообложения. Цели и задачи налогового учета определены ст. 313 НК РФ. Целями налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными (налоговыми) периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Отчетными (налоговыми) периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до окончания календарного года.
Задачи налогового учета заключаются в обеспечении формирования следующих показателей о: - сумме доходов и расходов в отчетном (налоговом) периоде; - доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном (налоговом периоде); - создаваемых резервах; - о сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных (налоговых) периодах Согласно ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Подтверждением данных налогового учета являются:
1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2. аналитические регистры налогового учета;
3. расчет налоговой базы.
В соответствии со ст. 314 НК РФ Аналитические регистры[10] налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистров. Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.