Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Формирование налогового учета в России
1.1 История возникновения налогового учета в России
1.3 Основные этапы возникновения налогового учета
2 Классификация и система, цели и задачи налогового учета
2.1 Классификация и система налогового учета
2.2 Цели и задачи налогового учета
3 Современная учетная система России
Принципы налогового учета
В главе 25 НК РФ[11] нашли отражение следующие принципы: - денежного измерения; - имущественной обособленности -непрерывности деятельности -начисления -последовательности применения норм и правил налогового учета равномерности признания доходов и расходов. Принцип денежного измерения сформулирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и натуральных формах. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Принцип имущественной обособленности реализуется в отношении амортизируемого имущества. Согласно ст. 256 НК РФ условием включения имущества в состав амортизируемого для целей налогообложения является наличие у налогоплательщика прав собственности на это имущество. Принцип непрерывности заключается в том, что налоговый учет ведется налогоплательщиком непрерывно с момента регистрации организации до реорганизации или ликвидации. Принцип начисления является основным. В соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени получения и перечисления денежных средств. Нормы и правила налогового учета закрепляются в учетной политики организации для целей налогообложения и должны применяться последовательно от одного отчетного (налогового) периода к другому. Принцип равномерности отражения доходов и расходов закреплен ст. 271, 272 НК РФ. Доходы и расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Различия в построении и содержании бухгалтерского и налогового учета
Основные различия бухгалтерского и налогового учета заключаются в следующем: - в классификации доходов и расходов; - в порядке признания доходов и расходов; - в порядке отражения поступлений средств, не признаваемых доходом; - в порядке отражения выбытия активов, не признаваемых расходами; - в признании отдельных видов доходов, в частности безвозмездно полученного имущества, дивидендов; - в признании отдельных видов расходов (убытков), в частности отчислений в резервы по сомнительным долгам, расходов на НИОКР, убытков от реализации амортизируемого имущества, процентов по долговым обязательствам;
- в способах (методах) начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
- в группировке основных средств и нематериальных активов; - в способах оценки незавершенного производства;
- в определении первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов
- в способах (методах) списания материально-производственных запасов
- в порядке списания косвенных расходов.
3 Современная учетная система России
Современная система формировалась на основе англосаксонской модели. Понятие «налоговый учет» для российской практики относительно новое. Как отдельный вид учета налоговый учет долгое время именовался «учетом для целей налогообложения». Появление же самого налогового учета в России и закрепление его как термина сопряжено со введением в действие 25 главы налогового кодекса РФ (далее НК РФ) «Налог на прибыль организаций». Однако можно выделить ряд этапов, способствовавших появлению термина «налоговый учет» в законодательстве РФ.
Понятие «налоговый учет» появилось с вступлением в силу 2 части Налогового кодекса РФ, 25 главы «Налог на прибыль организаций». В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ:
Налоговый учет - это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ.
Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.
Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы[12]:
1) внешние; (налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.)
2) внутренние (администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения. Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.)
С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:
1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;
2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;
3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.
Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов. Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.
Данные налогового учёта должны отражать:
1) порядок формирования сумм доходов и расходов;
2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;
3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;
4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;
5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.
Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).
Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:
− первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;
− аналитическими регистрами налогового учёта;
− расчётом налоговой базы.
Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах.
Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.
Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.
Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.
3.1 Общие требования к заполнению налоговой декларации
Декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом.[13] Возможна распечатка заполненного текста Декларации на принтере.
Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002, регистрационный №3437; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 27.05.2002, №21; "Российская газета", 22.05.2002, №89).
Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Декларация заполняется налогоплательщиком с учетом нижеследующего.
В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных декларацией, в соответствующей строке ставится прочерк.
Все суммовые показатели отражаются в рублях и копейках, за исключением сумм налога на доходы физических лиц в Разделе 5 декларации, которые исчисляются и показываются в полных рублях. При этом, сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Доходы налогоплательщика, а также расходы, принимаемые к вычету, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов либо на дату фактического осуществления расходов.
Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и проставить подпись налогоплательщика под исправлением с указанием даты исправления.
Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию на бланке установленной формы. Декларация, представленная по форме, отличной от утвержденной Минфином России, налоговыми органами не принимается.
Заключение
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы. Налоговая политика во многом определяет ход и направление хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот, оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что, в конечном счете, сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.
С появлением налогообложения, перед государством встаёт задача серьезного контроля за соблюдением налогоплательщика организации ведения налогового учёта и отчётности , для правильного и рационального обеспечения денежными средствами государства в целом.
В отличие от налогового законодательства, в котором довольно долгое время вообще не содержалось требования об оформлении учетной политики в отдельном распорядительном документе, в бухгалтерском учете вопросу формирования учетной политики посвящено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н.
Со вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" ситуация изменилась.
В пункте 2 ст. 11 НК РФ[14] теперь сказано, что "учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика".
Выбранная налоговая политика обязательно должна быть согласована между главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.