Файл: Понятие социального обеспечения (Социальное обеспечение: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Генезис права показывает, что его становление в качестве целостной системы, охватывающей своим воздействием все основные сферы жизни общества, является результатом длительного исторического развития. Только на определенной ступени общественного развития право превратилось в общеобязательный регулятор общественных отношений.

В качестве компонентов системы права выступают: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Компоненты права (отрасли, институты, нормы) проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения. [23, c. 196]

Норма права является первичным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. С учетом этого нормы отрасли образуют общую и особенную части. [12, c. 30]

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие принципы и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом структуры правоотношений, единства и дифференциации норм, выделяемых по различным основаниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить трудовые и социальные пенсии. В свою очередь, среди норм, регулирующих условия предоставления трудовых пенсий по старости, есть общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, и специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет.


Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер и являются дозволениями, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновение запрещающих норм (например, в Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.)

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан являются кодифицированным законом, но они содержат нормы, относящиеся к различным отраслям права и касающиеся широкого круга вопросов, а не только условий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Такое положение существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.

Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин: противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением.


Вместе с тем, разработка и принятие Основ законодательства или кодекса позволила бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права социального обеспечения.

3. Пенсионная система Российской Федерации

3.1 Пенсионная система Российской Федерации

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.

Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть – «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

В недалёком прошлом в течение десятилетий нашим соотечественникам навязывался постулат в том, что государственное социальное страхование (а пенсионное - часть его) осуществляется якобы за счёт государства. Внедрённая в сознание людей, эта идея использовалась при формировании управленческих решений и получила даже законодательное выражение. Определяя в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт богатства общества.


Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наёмных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развития многоукладных экономических отношений на основе различных форм собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться.

1. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно, что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия.

2. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей.

3. Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наёмными работниками, независимо от их желания. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи, с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной.

Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном счете, страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения.

4. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России - это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства.


5. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т.д.) определяются законом.

6. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.

Уровень пенсионного обеспечения - один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и её состояние в каждый период времени. Необходимо различать относительный и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связаны между собой.

Относительный уровень - это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров - бывших наёмных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения.

Абсолютный уровень пенсионного обеспечения - это потребительская стоимость пенсии - от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

3.2 Перспективы развития пенсионного обеспечения в России

Пенсионное страхование в Российской Федерации по мере своего развития сталкивается с рядом проблем. Развитие добровольного пенсионного страхование в Российской Федерации более чем необходимо. Ведь развитие дополнительного пенсионного страхования позволяет ослабить финансовую напряжённость и улучшить психологическую обстановку, создав уверенность у потенциальных пенсионеров в достаточности своего обеспечения при достижении пенсионного возраста. Это же создаст побудительный мотив повышению эффективности своего труда для изыскания возможности обеспечения достойной старости с помощью накопительного страхования. Всё это благоприятно, но развитие добровольного пенсионного страхования имеет ряд важнейших проблем. Во-первых, данный вид страхования никак не влияет на существующих пенсионеров, им остаётся получать только то, что даёт им государство. Во-вторых, клиентами страховой организации, наиболее заинтересованными в данном виде страхования, являются пожилые люди, которые путем уплаты премии желают обеспечить себе доход в виде пожизненной пенсии. Однако надо отметить, что пенсионное страхование - один из наиболее дорогих видов страхования. Поэтому для людей предпенсионного возраста, когда период накопления очень небольшой, страховые взносы по этому виду страхования достаточно велики. Например, для мужчины 55-летнего возраста единовременный взнос для получения ежемесячной пожизненной пенсии, эквивалентной 100 долл. США, составит около 2,5 тыс. долл. США. В бывшей системе Госстраха тарифные ставки были построены таким образом, что только половину страхового взноса вносил страхователь, другую половину доплачивало государство. Теперь, когда государство перестало дотировать пенсионное страхование, для широкого круга страхователей оно стало практически недоступным. Считается, что решением данной проблемы может являться организация пенсионного страхования работников за счет средств юридического лица. Так, предприятие может оплачивать частично или полностью страховые взносы за своих сотрудников. Такой порядок не только обеспечит достойную старость сотрудникам, но и поможет решить предприятию многие кадровые и социальные вопросы. Но здесь возникает следующая проблема. В-третьих, предприятию невыгодно работать со страховыми компаниями по программам пенсионного страхования, так как предприятие, желающее обеспечить своим работникам дополнительную к государственной пенсию, должно уплатить страховой взнос из прибыли да ещё внести 28% этой суммы в Пенсионный фонд: на рубль страхового платежа работодателю придётся уплатить ещё 66 копеек налогов. В-четвёртых, большое значение имеет психологический фактор. Многие работающие граждане даже не задумываются над тем, какую пенсию они будут получать в будущем. В-пятых, не существует каких-либо государственных программ для поддержания развития добровольного пенсионного страхования. В-шестых, страховые организации хоть и предлагают данный продукт, но практически для всех страховых компаний он является не основным, наряду с такими видами страхования, как имущественное страхование, страхование автогражданской ответственности и так далее. Тем самым, можно сделать вывод о наличии весьма серьёзных проблем, препятствующих развитию добровольного пенсионного страхования в Российской Федерации. Решением могут являться меры налогового стимулирования, но одновременно должно развиваться регулирование и контроль в данной сфере; должны быть утверждены допустимые типовые пенсионные схемы, установлены требования к инвестированию пенсионных резервов, повышен уровень открытости и прозрачности этой деятельности. Необходимы гарантии гражданам, системы льгот и скидок, вообщем, необходимо делать всё для того, чтобы привлекать население к данному виду страхования. Пенсионное страхование в Российской Федерации, не смотря на все проблемы, развивается, общество подходит к международным стандартам, психология людей меняется и тем самым, можно сделать вывод, что пенсионное страхование имеет хорошее будущее. В настоящее время эффективность продвижения пенсионного продукта при использовании бренда является процессом взаимодействия двух брендов: бренда самой страховой компании и бренда пенсионного продукта. Значимое место в процессе привлечения клиентов для покупки пенсионных продуктов является корпоративный бренд, т.е. определение места страховой компании на рынке страховых услуг. Позитивный имидж компании помогает привлекать и удерживать потребителей пенсионной услуги. Значимость использования бренда при продвижении пенсионного продукта проявляется в решении бизнес-задачи, поставленной перед страховщиком и удовлетворенности страхователя. Серьезным фактором, сдерживающим развитие пенсионных продуктов, является отсутствие свободных денежных средств у потенциальных страхователей для приобретения конкретной пенсионной услуги, а если они и есть, то в ограниченном объеме. В связи с этим возникает главная проблема страховщиков, желающих иметь клиентов по продуктам пенсионного страхования, - это грамотные маркетинговые исследования, которые позволят создать правильную рекламную политику, узконаправленную на обеспечение необходимых результатов; страховые продукты высокого качества; правильную мотивацию для потенциальных страхователей. При этом важной составляющей повышения качества страховых услуг является грамотная организация каналов продаж страховых продуктов и правильная ориентация на выделенный сегмент рынка. Основной проблемой рынка страхования на современном этапе является то, что участники рынка страхования не учитывают интересы другой стороны. Стороны страховых взаимоотношений действуют исключительно в своих интересах, что не ведет к развитию рынка страхования пенсионных услуг. Экономическая эффективность страхования дополнительной пенсии будет достигнута путем переориентации страховых компаний с экстенсивного подхода к клиентской базе к интенсивному, т.е. путем организации более качественного обслуживания своих клиентов и повышения качества предлагаемых страхователю пенсионных услуг. Следующим значимым этапом для создания эффективного пенсионного продукта для потенциальных потребителей является ценовое стимулирование его сбыта. К ценовому стимулированию сбыта пенсионного продукта можно отнести снижение стоимости пенсионного продукта в фиксированный период, в конкретном месте, на определенных условиях. Эти скидки должны быть экономически обоснованны и реализованы за счет чистой прибыли страховщика, но не за счет снижения качества страховых услуг.